Елена Даниловская
Дидактическая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10» города Магнитогорска
Дидактическая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Методическое пособие для воспитателей ДОУ
Магнитогорск, 2019
Публикация «Дидактическая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Дидактические игры
- Игры на развитие воображения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Дидактическая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - составитель: Даниловская Елена Николаевна
Рецензент: Костенко И. С., преподаватель ГБОУ СПО «Магнитогорский педагогический колледж».
В данном методическом пособии представлены материалы по изучению уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, а так же методические рекомендации для воспитателей, которые могут быть использованы педагогами ДОО для организации работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание:
1. Пояснительная записка ….4
2. Методы диагностики уровня развития воображения у старших дошкольников….5
3. Методические рекомендации по созданию педагогических условий организации хозяйственно-бытового труда с детьми младшего дошкольного возраста …. 8
4. Список использованной литературы…. 15
1. Пояснительная записка
В нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития воображения и нахождении путей оптимизации данного процесса.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в пункте 2.6. выделены пять образовательных областей: социально-коммуникативная область, познавательная, речевая, художественно-эстетическая и физическая. Анализируя их содержание, мы видим, что развитие воображения входит в познавательное развитие. В частности в ФГОС ДО (пункт 2.6.) указано, что «Познавательное развитие предполагает… развитие воображения и творческой активности…». Следовательно, актуальность исследования определяется и нормативными документами дошкольного образования [1].
В том же документе в пункте 3.2. прописаны требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы, в которых сказано, что одним из условий успешной реализации Программы является «Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям…» [1]. Таким видом деятельности для дошкольника является игра. Именно в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное формирование и развитие всех психологических функций, в том числе и воображения. Следовательно, в образовательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, в том числе, и для развития воображения ребенка.
2. Методики изучения уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста
Методика №1. «Придумай игру» (Немов Р. С.) [2]
Цель: выявление уровня развития творческого воображения.
Методика проведения: ребенок получает задание: за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:
1. Как называется игра?
2. В чем она состоит?
3. Сколько человек необходимо для игры?
4. Какие роли получают участники в игре?
5. Как будет проходить игра?
6. Каковы правила игры?
7. Чем должна будет закончиться игра?
8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных учеников?
Оценка результатов:
В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему - постоянно задавать наводящие вопросы, которые не должны, однако, подсказывать ответ.
Критерии оценки:
1. Оригинальность и новизна.
2. Продуманность условий.
3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.
4. Наличие в игре определенных правил.
5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра оценивается от 0 до 2 баллов.
0 баллов - полное отсутствие в игре любого из перечисленных критериев (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно).
1 балл - наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.
2 балла - присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.
Высшая оценка - 10 баллов.
Уровни успешности:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
6-7 баллов - средний;
4-5 баллов - низкий;
0-3 балла - очень низкий.
Методика №2 «Придумай сказку» (Немов Р. С.) [2]
Цель: Изучение творческого воображения дошкольников на основе придумывания сказок.
Методика проведения: ребенка просили сочинить сказку на свободно выбранную тему, а затем пересказать ее.
Для оценки результатов особенностей творческого воображения использовались следующие критерии:
1. Сюжет сказки: бытовой, сказочный, приключенческий. Наличие сюжетных линий, их взаимосвязи.
2. Композиция сказки: наличие зачина, завязки, развития сюжета, кульминации, развязки и концовки.
3. Наличие главных и второстепенных героев, степень развернутости их характеристик.
4. Наличие описаний внешнего вида героев, их душевных качеств.
5. Эмоциональная насыщенность содержания сказки.
6. Наличие идеи сказки: насколько она четко сформирована и, значит, осознана.
Каждый из критериев оценивается в баллах, за насыщенный показатель 5 баллов, чем меньше насыщенность показателя - тем меньше балл. Максимальное число баллов - 30.
Уровни развития воображения :
21-30 баллов - высокий уровень;
11-20 баллов - средний уровень;
1-10 баллов - низкий уровень.
3. Рекомендации педагогам по применению комплекса словесно-дидактических игр, направленных на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
Работа по формированию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами или же индивидуально. Отдельные задания и упражнения могут вплетаться в занятия по развитию речи, рисование и вводиться в свободное время как игра. В задачи таких занятий входят, во-первых, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной и обширной основы для воображения, а во-вторых, активизация и развитие речи, обучение детей комбинированию воспроизведению опыта, приемам оперирования представлениями - для развития собственного воображения. Но самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности, «момент достижения». Такая задача требует от взрослых особого внимания [3].
При выполнении заданий детям могут оказывать разные виды помощи: кому-то из них достаточно ободряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым требуется и совместная работа со взрослым. В любом случае взрослый строит общение таким образом, чтобы по возможности каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или общего со взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.
В ходе нашего исследования выяснилось, что наравне с детьми, у которых такие хорошо развито воображение, имеются и такие дети, которые с трудом воссоздают образы. Для этих детей необходимы упражнен упражнения, которые помогут развить их воображение. Мы предлагаем следующие рекомендации для воспитателей, родителей и других взрослых, которые участвуют в воспитании детей.
1. Использовать в играх детьми заместители предметов [2].
В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (в 3-4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, сходством предметов-заместителей с заменяемыми предметами, то у детей старшего дошкольного возраста уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себя всадником, а палку - лошадью. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезнет. Произойдет интериоризация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать различными заместителями предметов. Такими заместителями могут быть другие предметы, геометрические фигурки, знаки и т. п.
2. Учить детей создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения. Эта способность очень важна для предстоящей учебной деятельности ребенка. Необходимость создания образов на основе словесного описания и графического изображения возникает при чтении книги (образное представление описываемых ситуаций, персонажей, при осознании значения новых слов (образное представление предметов и явлений, которые эти слова обозначают, при распознавании объектов, когда ограничено поле их восприятия (образное представление предмета, когда полностью он не виден, а видна лишь какая-то его часть) и в некоторых других ситуациях. При этом чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают. Для развития этой способности можно использовать задания, в которых ребенок должен:
а) создавать образ предмета по его словесному описанию;
б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.
3. Оперировать в уме образами простых многомерных объектов (пространственное воображение). Все предметы окружающего нас мира существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности детям шести лет можно предложить игры двух типов:
а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,
б) на представление взаимного расположения нескольких предметов в пространстве.
4. Подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовывать план этого замысла. Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не достигают своего воплощения. В этом возрасте у ребенка уже есть необходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманному плану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные произведения (истории, инструкции и т. п.).
5. В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею [2].
Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и в старших группах руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.
В каждой группе воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные, изолированные игры, могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата.
Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д.
При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий. Недопустимы подробные и многословные объяснения, частые замечания и указания и ошибки, даже если они и вызваны стремлением выправить игру. Такого рода объяснения и замечания разрывают живую ткань игровой деятельности, и дети теряют интерес к ней [4].
Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве прямого участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создает соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссер, сохраняя и оберегая ее самостоятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведет их к определенному результату. Поддерживая и побуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т. п.
Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлекшись занимательностью, уйти от задачи обучения.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения ими игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлеченности. В период усвоения нового содержания, игровых действий, правил и начала игры темп ее, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп ее убыстряется. К концу игры эмоциональный подъем как бы спадает и темп игры вновь замедляется. Не следует допускать излишней медленности и ненужного обострения темпа игры. Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъем.
Руководя дидактической игрой, педагог использует разнообразные формы организации детей. Если необходим близкий контакт, то дошкольников усаживают на стульчики, поставленные в круг или полукруг, а педагог садится в центре. В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удерживать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего, за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач [2].
Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу.
Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.
Дидактические игры проводятся в групповой комнате, в зале, на участке и т. д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления, непосредственность переживаний и общения.
Задания многих игр, рассчитанных на детей старшей группы, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, маршрутов, их сравнение, обсуждение особенностей предметом, способов их классификации. Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом.
Многие игры предполагают взаимный контроль и оценку действий, решений сверстников. Роль воспитателя состоит в основном в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, поддержать и активизировать положительное влияние детей друг на друга, предупредить или нейтрализовать - отрицательное.
Таким образом, использование дидактических игр для развития познавательных процессов детей, в том числе и воображения, получает в последние годы все большее распространение. Многие психологи и педагоги пришли к выводу, что делать ставку в развитии познавательных процессов только на образовательный процесс явно недостаточно; необходима еще и организация специальных развивающих занятий по совершенствованию, коррекции и шлифовке познавательных.
4. Список использованной литературы
1. Текст Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) - https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154637;dst=0;ts=3D34FB7508455F6CEB66C4862217A285;rnd=0.48457472678273916
2. Дьяченко, О. М. Об активизации воображения дошкольников / О. М. Дьяченко. – М., «Мозаика-Синтез», 2007.
3. Немов, Р. С. Психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 3-х кн. Кн. 3. Общие основы психологии. Психодиагностика / Р. С. Немов. М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2015.
4. Шмаков, С. А. Игры в слова и со словами. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - https://bookmix.ru/book.phtml?id=196231 (дата обращения 15.03.2019).