Лукошкова Наталья
Дидактическая игра как помощь в обучении детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возрастает новая социальная позиция личности - учащийся, т. е. непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельности, требующей большого напряжения сил. К малышу в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности; новые товарищи. Новые отношения со взрослыми также требуют определенных нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. Но готов ли ребенок ответить на новую для него социальную ситуацию?
Публикация «Дидактическая игра как помощь в обучении детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
Дети с умеренной умственной отсталостью отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, довольно быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания, ситуативностью поведения. Классная форма коллективной работы вызывает у многих детей психологические затруднения.
Дети, посещавшие детский сад, как правило, более общительные, легче устанавливают контакт с учителем и сверстниками, свободнее чувствуют себя в коллективе, умеют соблюдать санитарно-гигиенические правила, не боятся оставаться в школе без родителей. «Домашние» дети, напротив, более остро переживают переход к новому образу жизни. Они часто не имеют необходимых навыков общения и работы в коллективе.
Психологическое напряжение, возникающее у первоклассников, впервые переступивших порог школы, возникает как результат реакции на изменившуюся, непривычную обстановку. Дети не знают, чем отличается учитель от воспитателя детского сада, а также от мамы и бабушки. У ребенка есть опасение и по отношению к сверстникам.
Новый режим жизни - режим ученика - предполагает повышенную работоспособность по сравнению со старшей группой детского сада. В школе необходимо внимательно слушать учителя, не баловаться на уроках, уметь подчиняться правилам и распорядку дня. Некоторые первоклассники болезненно реагируют на изменение условий жизни: нарушается сон, аппетит, ослабляется сопротивляемость организма к болезням. Все это сказывается на ухудшении работоспособности, теряется интерес к школе, к учению.
Физическое и психическое самочувствие детей обычно стабилизируется через полтора - два месяца пребывания в школе. Но так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические дошкольные формы и методы работы. А к таким формам работы, конечно же, относится игра. Дидактическая игра способна сделать переход к учебной деятельности плавным и менее болезненным для детей. Она повышает эмоциональную составляющую учебного процесса, и в первую очередь каждого урока. Она способна существенно повысить эффективность усвоения знаний учащимися, а также работоспособность маленьких школьников. Увлеченный ребенок никогда не переутомится. Безделие на уроке - самый опасный для здоровья детей вид перегрузки.
Игры, применяемые в учебном процессе, называются дидактическими играми. Их можно разделить на следующие виды:
а)обучающие,
б)контролирующие,
в)обобщающие.
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения, навыки, или вынуждены приобретать их в процессе подготовки к игре.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Многие дидактические игры на первый взгляд не вносят ничего нового в знания школьников. На самом же деле они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявлений разнообразных форм умственной деятельности. Ведь чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно внимательно выслушать и осмыслить объяснение педагога, сосредоточить все внимание на игровой задаче, обдумать разные варианты, выполнить сравнения и обобщения.
Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Дидактическая игра, таким образом, является незаменимым рычагом умственного развития ребенка.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки). В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.
Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Специфика дидактической игры, как игры обучающей, закреплена в ее структуре, содержащей наряду с игровыми учебные задачи.
В процессе дидактических игр мы уточняли, закрепляли, расширяли имеющиеся у школьника представления о предметах, явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствовали развитию памяти, внимания, наблюдательности, учили применять имеющиеся знания у ребенка в новых условиях, активизируя разнообразные умственные процессы.
Игры – занятия проводились по определенному программному содержанию. Педагогу в них принадлежала ведущая роль. Игровая форма придавала таким занятиям занимательность, обучение шло в процессе выполнения игровых правил, действий.
Дидактическая игра является ценным средством развития умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.