Оксана Климова
План самообразования педагога «Дидактическая игра как форма развития детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дидактическая игра как форма интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста
Начало работы: 01.09.2018г
Окончание работы : 25.05.2019г.
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах
внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:
При взаимодействии с детьми:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
Публикация «План самообразования педагога „Дидактическая игра как форма развития детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
• развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
• развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения.
При взаимодействии с родителями:
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста, а также в период адаптации.
Ожидаемые результаты:
— Формирование и развитие знаний у детей цвета, порядкового счета от 1 до 5 в прямом и обратном порядке, названия геометрических фигур, временных представлений, классификации объектов живой и неживой природы;
- Развитие мелкой моторики, внимания, концентрации внимания (в т. ч. усидчивости);
— положительная динамика в математическом развитии детей;
— дополнение и совершенствование предметно-развивающей среды.
Актуализация выбранной темы:
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой деятельности ребёнка. Отражение своих знаний о социальном мире, о людях - взрослых и детях, об их взаимоотношениях, способах поведения в различных ситуациях - типично для игры дошкольников.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Данные педагогических исследований подчёркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их физическое, психическое развитие, способности, умения, индивидуальные качества.
Практический этап
План работы (Содержание, сроки реализации, практический выход)
1. Изучение методической литературы по данной теме - в течение года;
2. Изучение методик и технологий педагогов с использованием ИКТ (Интернет) - в течение года:
- пополнение картотеки дидактических игр соответственно возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста;
3. Оформление картотеки дидактических игр - сентябрь 2018г;
4. Планирование индивидуальной работы с детьми в форме игровой деятельности;
5. Введение игровых приемов в комплексных мероприятиях по речевому, сенсорному разивтию, ФЭМП, режимных моментах;
6. Работа с родителями - в течение года:
-Консультация для родителей о значимости дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста,
- Родительское собрание на тему "Дидактические игры в жизни дошкольников",
- совместное изготовление дидактических игр и пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми;
7. Распространение собственного педагогического опыта - в течение года:
- выступление с докладом о проделанной работе по данной теме на итоговом пед. совете (май 2019г,
- публикация мастер-классов по изготовлению дидактических игр,
- Презентация дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста для воспитателей (май 2019г,
- Публикации собственного педагогического опыта в сети Интернет,
- участие в конкурсах пед. мастерства с публикацией дидактического материала (игр)
Технологии, используемые в ходе реализации проектного метода.
1. Здоровьесберегающие:
-дыхательная гимнастика,
-динамические паузы, пальчиковая гимнастика,
2. Технологии развивающего обучения – ориентация познавательной деятельности на потенциальные возможности ребенка.
3. Технология проблемного обучения – последовательное, целенаправленное выдвижение перед ребенком познавательных задач.
4. Технология игрового обучения.
5. Технология концентрированного обучения – тематическое планирование.
6. Технология интегрированного обучения.
7. Теория Решения Изобретательных Задач (ТРИЗ).
Формы работы
Игры: подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые игры, подвижные (физ. минутки,
Чтение и обсуждение;
Самостоятельно художественно-речевая деятельность;
Конструирование;
Методическое сопровождение
Консультативный материал для родителей,
подборка детской, научной и художественно-познавательной литературы,
картотека дидактических игр,
наглядно-дидактические пособия,
демонстрационный материал,
развивающее лото,
дидактические игры.
Использование ИКТ:
Музыкальный центр (магнитола, аудио-записи, компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат, Интернет.