Елена Ускова
Дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Какие подарки наиболее дороги для ребенка, а равно для человека вообще? Те, которые служат ему средством наиболее чисто развертывать его внутреннюю жизнь, наиболее многообразно ее преобразовывать, наиболее свободно двигать и наиболее ясно понимать…
Фридрих Фребель
Пояснительная записка.
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать ее, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определенную структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровое действие, игровые правила.
Публикация «Дидактические игры» размещена в разделах
В возрасте 2 – 3 лет ребенок познает мир через наблюдение и воспроизведение определенных действий с реальными предметами. В развитии предметной деятельности детей этого возраста выделяются ориентировочные и исследовательские фразы. Ребенку хочется все потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Называя незнакомый предмет, воспитатель показывает его функции и предлагает его малышу для обследования. В этом возрасте дети любят подражать, но это подражание по сравнению с более ранним этапом жизни ребенка уже подчинено определенным мотивам. Малыш достаточно легко ориентируется в предметном окружении; в процессе действий с предметом для него важно возникающее в ходе игры общение со взрослым, когда тот проговаривает конкретные действия, обращается к ребенку – то есть создаются ситуации, развивающие мышление, эмоции, речь.
Воспитательная ценность дидактической игры заключается в том, что она входит в копилку педагогических средств воспитателя, постепенно усваивается детьми и становится содержанием их самостоятельной деятельности. Безусловно, в первой младшей группе дети еще недостаточно взрослые для того, чтобы самостоятельно придумывать дидактические игры, но они могут с успехом пользоваться играми, созданными воспитателями.
Большое значение в дидактической игре детей 2 – 3 лет имеет автодидактическое, то есть самообучающее начало. Специально организованные воспитателем дидактические игры хорошо вписываются в режим непосредственной образовательной деятельности. Каждая область и каждая деятельность имеет свою специфику, ряд особенностей, учитывая которые педагог сможет наиболее плотно раскрыть способности детей, открыть им способы действий с предметами, дать представление о различных явлениях.
Итак, трудовое воспитание призвано удовлетворить потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей. Дидактическая игра позволяет вызвать у детей интерес и уважение к труду людей. Для ребенка всегда увлекательна игровая ситуация, связанная с трудом, ведь он через игру стремиться стать независимым от взрослого. Например, изготовленные мною пособия к дидактической игре «Застегни и зашнуруй», помогают развивать мелкую моторику, закрепляют умения застегивать и расстегивать пуговицы, учат правильно шнуровать.
Известный детский психолог А. В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат современно и своевременно.
Дидактическая игра :
«Застегни и зашнуруй».
Цель: развивать мелкую моторику; закрепить умения застегивать и расстегивать пуговицы; учить правильно шнуровать.
Оборудование: различные застежки с набором мелких атрибутов. Силуэты из плотной ткани: медведь (к нему пристегивать фартучек, зайчик (к нему пристегивать морковку, завязывать бантики, ежик (к нему пристегивать яблоко, грушу, грибок, новогодняя елочка (к ней пристегивать новогодние игрушки в форме кругов, квадратов, треугольников, божья коровка (к ней пристегивать кружочки - пятнышки и выполнять шнуровку на крылышках).
Дидактическая игра «Застегни пуговички».
Дети производят действия с застежками. Воспитатель индивидуально, при необходимости, оказывает помощь, объясняет производимые действия.
Дидактическая игра «Шнуровки».
Дети производят действия со шнуровкой. Воспитатель индивидуально оказывает помощь, объясняет правильность выполнения.