Татьяна Тукиш
Диаграммы Венна на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Современный образовательный процесс должен обязательно строится с использованием не только традиционных технологий, но и инновационных, в основе которых лежит системно-деятельностный подход и которые направлены на развитие разумного рефлексивного мышления у детей, развития способностей выдвигать новые идеи и видеть новые возможности.
Такова технология развития критического мышления (ТРКМ).
Я очень активно пользуюсь данной технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Несколько лет назад эта технология привлекла мое внимание, т. к. данную технологию можно использовать при изучении любых тем и направлений.
Публикация «Диаграммы Венна на логопедических занятиях» размещена в разделах
Познакомившись с данной технологией несколько лет назад, активно использую ее и по сей день. С этой технологией, предварительно адаптировав ее с учетом возможностей детей, могу выстраивать изучение любой темы практически целиком в рамках данной технологии, при этом ее применение становится системным и методичным.
Остановлюсь на некоторых приемах данной технологии.
Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма Венна".
Использую этот прием тогда, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета.
С помощью диаграммы Венна выявляем с детьми общее в двух или нескольких явлениях, стараемся отметить различия и обобщить знание по любой изучаемой теме.
Например, при сравнении времен года. Сравниваем осень и зиму, весну и зиму, весну и лето и т. д.
Даю задание: разложить картинки с признаками на каждой из диаграмм - это отличительные при-знаки, а сходные – в месте пересечения диаграмм.
На этапе осмысления обсуждаем составленные диаграммы коллективно, по группам или в парах.
Очень часто использую коврограф на котором размещаю круги и дополнительный материал на карточках. Например, сравнивая огурец и помидор, дети выбирают карточки, обозначающие цвет и форму овощей- это различие. А в месте пересечения диаграмм ставят карточки с обозначением овощей и то, что эти овощи растут на грядке.
При сравнении собаки и волка задаю вопросы:
Каковы характерные черты собаки?
А волка? Существует ли сходство между ними?
Существуют ли различия?
Ответы на данные вопросы также отражаются в диаграмме.
Данный прием применим к любой изучаемой лексической теме. С помощью данного приема у де-тей формируется собственной личностное отношение к изучаемой теме и к проблеме, если таковая имеется, ребенок может собственное мнение, умножать свои знания и представления, а также пере-осмысливать их.