Фомина Юлия
Диагностика выявления уровня экологических знаний и отношения к природе у детей средней и старшей групп
▼ Скачать +Заказ
Диагностика выявления уровня экологических знаний и отношений детей к
природе в средней группе.
Диагностика проводилась в направлениях:
1. Знания о животных, птицах.
2. Знания о растительном мире.
3. Знания о характерных признаках времён года.
4. Отношения к миру природы.
Публикация «Диагностика выявления уровня экологических знаний и отношения к природе у детей средней и старшей групп» размещена в разделах
5. Навыки бережного отношения к объектам.
Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания Критерии оценки
Знания характерных особенностей представителей мира животных Дидактическая игра
«Кто где живёт?»
Материал: два больших листа бумаги: первый разделён на три части (хоз. двор, лес, жилое помещение); на втором листе изображены голубое небо, ветви деревьев и земля. Фигурки животных, птиц. Ребёнку в игровой форме предлагается взять первую карту изо всех фигурок, выбрать животных и поселить их по домикам.
Потом предлагается взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, ребёнку предлагается ещё раз подумать и разместить их.
После того, как ребёнок справился с заданием, ему предлагается, ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и затем ответить на вопросы:
Как называется животное? (птица)
Какие его характерные особенности?
Чем питается животное (птица) 3 балла-ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам. Аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности. Без труда отвечает на вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным (птицам)
2 балла- ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам : птицы. Звери. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает с замешательством. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным (птицам)
1 балл- ребёнок допускает частые ошибки при распределении представителей животного мира по видам : звери, птицы. НЕ аргументирует свой выбор. Затрудняется назвать характерные особенности. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то отвечает в основном не верно. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным (птицам)
Знания характерных особенностей растительного мира Материал: комнатные растения: герань, бегония и бальзамин, колеус; лейка, распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон. Педагог называет ребёнку четыре комнатных растения. Просит показать.
Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
Покажи как правильно это делать.
Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем из представленных на картинках растениях выбрать:
Деревья (берёза, липа, тополь)
Деревья у которых есть иголки, и деревья у которых есть листочки (ель, осина)
Ягоды и грибы (земляника, опята)
Цветы сада и цветы леса (астра, подорожник, ландыш, тюльпан)
3 балла- ребёнок самостоятельно называет все виды растений. Рассказывает как правильно ухаживать за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к комнатным растениям.
2 балла-ребёнок иногда допускает незначительные ошибки в названии растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Элементарные практические навыки и умения ухода за растениями сформированы не достаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к комнатным растениям.
1 балл- ребёнок затрудняется называть растения. Не всегда может выделить группы растений. Не сформированы элементарные практические навыки и умения ухода за комнатными растениями. Не проявляет интереса и не выражает своё отношение к растениям.
Знания характерных особенностей времён года Дидактическая игра
«Когда это бывает?»
Материал:
Карточки с изображением разных времён года. Спросить у ребёнка, какое время года ему нравиться больше всего и почему?
Затем предложить выбрать карточку, на которой изображено это время года.
Ребёнку предлагается ответить на вопрос «Когда это бывает?»
-Светит ярко солнце, дети купаются в реке.
-Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
-С деревьев опадают листья, птицы улетают в далёкие края.
-На деревьях распускаются листочки. 3 балла- ребёнок правильно называет характерные признаки каждого времени года. Проявляет фантазию в ответе на вопросы «Какое время года тебе нравится и почему?». Комментирует карточку с изображением выбранного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
2 балла- ребёнок в основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает значительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?» отвечает односложно. Выражает эстетическое отношение к природе.
1 балл- ребёнок не знает характерных признаков времён года. В ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?» называет только время года. Не выражает эстетического отношения к природе.
Уровень отношения к миру природы Беседы. Ребё нку предлагается ответить на вопросы:
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть?
Если у ребёнка нет домашних животных, задаё тся вопрос:
«Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал за ними ухаживать?»
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за растениями в детском саду?
Что ты вместе со взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада росли растения?
Как ты можешь помочь птицам зимой?
3 балла- ребёнок отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природе. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражает своё отношение к природе.
2 балла- ребёнок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить своё отношение к проблеме.
1 балл- ребёнок затрудняется отвечать на постоянные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить своё отношение к проблеме.
1 балл- ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выражать своё отношение к проблеме.
Диагностика выявления уровня экологических знаний и отношений детей к
природе в старшей группе.
Диагностика проводилась в направлениях:
1. Знания о зимующих птицах (синица, воробей, ворона, снегирь, галка, сорока).
2. Знания о растениях и способах их размножения
3. Общая осведомленность о роли человека в природе
4. Знания о травянистых растениях (подорожник, крапива, лопух)
5. Знания о диких животных и их повадках. (Белка, лиса, заяц, медведь, волк)
Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания Критерии оценки
Знания о зимующих птицах
(синица, воробей,
ворона, снегирь, галка, сорока)
Дидактическая игра «Кто прилетает к кормушке».
Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейза-жа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.
Или Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Материал: карточки с изображением 5-6 зимующих птиц и 2-3 перелетных птиц (синица, ворона, скворец, сорока; галка, снегирь, ласточка, воробей)
1. Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года.
Вопросы:
- Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
- Найди и помести на кормушку зимующих птиц.
— Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке.
2. Вопросы:
- Рассмотри картинку.
- Какая птица лишняя и почему?
Назови зимующих птиц, изображенных
на картинке 3 балла — ребенок без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц.
2 балла — ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующих птиц.
1 балл — ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных)
Знания о растениях и способах их размножения
Дидактическая игра «Чьи плоды?»
Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка)
1. Ребенок подбирает к каждому дереву
нужную картинку с плодами.
Вопросы:
- Назови, какие деревья ты узнал.
- Найди на картинках плод каждого дерева.
2. Ребенок рассматривает комнатные расте-ния. Называет их.
Задания:
На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)
3 балла - ребенок самостоятельно под-бирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.
2 балла - называет деревья, имеет пред-ставления о способах размножения, но до-пускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.
1 балл - называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления
Общая осведом-ленность о роли человека в природе Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».
Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата, в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе Ребенок, перемещая стрелку, рассказывает о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу 3 балла — ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о за-кономерностях и взаимосвязях в природе.
2балла - ребенок имеет представление
о правильном поведении человека в природе, не всегда может объяснить вред,
который причиняет человек природе.
1 балл - ребенок не проявляет интереса
исамостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о за-кономерностях
Знания о травя-нистых растениях (подорожник, крапива, лопух) Дидактическая игра «Что лишнее».
Материал: карточки с изображением растений (подорожник, крапива, лопух, береза) Ребенок рассматривает карточки с изобра-жением растений и отвечает на
вопрос ы:
-Как называются эти растения?
- Какое из растений лишнее и почему? (Ребенок убирает картинку.)
-Как можно назвать все растения одним
словом? (Травянистые.) - Береза это. (дерево). 3 балла - ребенок называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травянистые».
2 балла — ребенок называет правильно
2 вида травянистых растений, но не знает обобщающего слова (травянистые). По-ясняет, что береза - это дерево.
1 балл - ребенок называет правильно только одно травянистое растение, не вы-деляет лишнее растение, не знает обобщающих слов (дерево, травянистые рас-тения)
Знания о диких животных и их повадках. (Белка, лиса, заяц, медведь, волк)
Дидактическая игра «Засели лес».
Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк)
Ребенок рассматривает картинки. Вопросы:
- Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.)
- Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них.
Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках.
- Чем питается белка? (Грибами, орехами.)
Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.)
- Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску.)
Что помогает ему выдержать холод?
- Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?
- Как ведут себя волки во время охоты?
(Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.)
-Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.)
- Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.)
- Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки.)
3 балла - ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя о жизни диких животных.
2 балла - ребенок имеет представление
о повадках диких животных, не на все
вопросы может ответить.
1 балл - ребенок имеет очень слабые
представления о, повадках диких животных