МААМ-картинки

Педагогический опыт «Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста»

Наталья Синягина
Педагогический опыт «Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В современном обществе проблема развития ценностного отношения к природе приобретает особую актуальность.

Важнейшей причиной разрушительного воздействия человека на природную среду является низкий уровень экологической культуры человеческого общества, отсутствие потребности в природоохранной деятельности, использование человеком природных ресурсов без учёта присущих ей закономерностей. Такое отношение к окружающей природной среде формируется в результате утраты духовных, нравственных, этических ценностных ориентиров.

Публикация «Педагогический опыт „Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Сегодня встаёт проблема поиска путей, средств, способов возврата к нравственным ценностям, являющимся вековым культурным наследием человечества. Возникла необходимость воспитания нового поколения людей, способных к непрерывному, осознанному самоопределению в отношении к общечеловеческим ценностям, окружающему природному миру.

Как свидетельствуют ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А. М. Галеева, С. Н. Глазачев, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, В. С. Шилова и др., экологическое образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания, ценностного отношения к природе. Природа на этом возрастном уровне является одним из эффективных средств комплексного развития ребёнка. Именно в дошкольном возрасте необходимо сформировать систему представлений о природной среде, воспитывать основы ценностного отношения к ней, сформировать привычку ответственного отношения к природе.

Ценностное отношение к природе может быть заложено только при педагогически грамотно организованной деятельности. Приобретение знаний, умений, навыков в экологическом воспитании не является самоцелью, а должно способствовать формированию основ экологической культуры. Для того чтобы экологическое сознание развивалось, необходимо затрагивать чувства ребёнка, вызывать интерес, сопереживание.

Процесс воспитания ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности будет протекать более эффективно, при следующих условиях:

– профессиональной компетентности педагога ДОУ, его готовности к эколого-педагогической деятельности;

– создания и правильного использования развивающей экологической среды;

– осуществления педагогом личного примера заботливого и ценностного отношения к природе во всех видах деятельности;

воспитания у дошкольников гуманного, природоохранного и ценностного отношения к природе эффективными методами и средствами педагогического воздействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

– сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи по проблеме воспитания ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство является первой ступенью непрерывной системы образования, исходным этапом формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире.

Суть воспитания – развитие отношений воспитанника к окружающему миру : Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому. То есть формирование жизненной позиции – своего места в системе ценностных отношений к миру. При этом отношение – категория избирательная, поэтому в процессе воспитания ребенок (детский коллектив) ставится в ситуацию выбора ценностей – нравственных, эстетических и т. д., в позицию активного субъекта воспитывающей деятельности и саморазвития.

«Отношение» – конечный результат экологического воспитания.

Воспитание экологической культуры, а значит, и ценностного отношения к природе, осуществляется в дошкольном образовательном учреждении через весь педагогический процесс – на занятиях и в режимных моментах в течение дня, как в непосредственной организованной взрослым совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности детей.

Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина показывают, что для того чтобы ребёнок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, должен быть наработан собственный практический опыт ребёнка. На этом основании можно сделать заключение о том, что эмоции ребенка развиваются в процессе деятельности и зависят от её содержания и структуры.

Первым важным составным звеном содержания воспитания должно стать просвещение: нравственное, гражданское, эстетическое, экологическое, чтобы сформировать систему знаний о мире природы и непроходящую потребность их постоянного пополнения.

Большое значение имеет процесс включения детей в систему различных видов и форм экологически ориентированной деятельности. К познавательной деятельности, связанной с миром природы, мы относим наблюдение, игру, опытно-экспериментальную, трудовую (уход за растениями и животными, природоохранную, музыкальную, художественно-изобразительную деятельность. Предпочтение следует отдавать тем видам деятельности, которые обеспечивают непосредственное восприятие природы и активное овладение навыками. К таким видам относят : наблюдение, элементарные опыты, моделирование, игру.

Наблюдение – метод чувственного познания природы, обеспечивает непосредственный контакт с живыми и неживыми объектами окружающей природной среды. Важно, что дети сами воспринимают явления природы, а не знакомятся с результатами чьих – то наблюдений. Во время наблюдения задействуются все органы чувств ребёнка, что обеспечивает активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление.

Известный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определённых знаний как отправных моментов наблюдения.

Для проведения наблюдений, по мнению С. Н. Николаевой, важными являются три момента: наличие природных объектов, определение содержания наблюдений, поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приёмов включения в них детей.

Организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях позволяет экскурсия – как форма образовательно-воспитательной работы.

В экологическом воспитании старших дошкольников эффективным методом формирования осознанно-правильного отношения к природе является создание проблемных ситуаций, проведение различного рода опытов, экспериментов.

Учёные выделяют поисково-исследовательскую деятельность как ведущую деятельность в период дошкольного развития ребёнка.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность, имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей, позволяют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Опытно-экспериментальная деятельность разнопланово исследовалась в трудах Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой и др.

Н. Лысенко дала такое определение поисково-исследовательской деятельности – это организованная педагогом деятельность детей, в которой они путём самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения. Н. Н. Поддъяков утверждает: «… Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования…»

Дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома. Ребёнок усваивает прочно и надолго всё то, что делает сам. Это и легло в основу разработок материалов по познавательно-исследовательской деятельности Л. А. Королевой.

Бережно-действенное отношение к объектам живой природы воспитывается в процессе труда. Труд в природе расширяет кругозор детей, способствует развитию наблюдательности, любознательности, вызывает интерес к объектам природы. Дети учатся устанавливать связи между условиями, образом жизни объектов живой природы и способами ухода за ними, на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. В результате усвоения этих связей и зависимостей у детей формируется сознательное и ответственное отношение к труду и окружающей природной среде. Дети учатся планировать работу, подбирать материалы, намечать последовательность действий, приучаются к порядку. У них вырабатываются такие качества, как ответственность, аккуратность, привычка убирать всё на своё место, трудолюбие, уважение к труду других людей.

Трудовая деятельность соприкасается с моделирующей деятельностью.

В процессе ухода за объектами живой природы дети могут создавать различные виды моделей. Например: модель роста и развития растения, с помощью, которой дети смогут воспроизвести последовательность процесса развития растения.

Труд в природе, моделирование, и опытно-экспериментальную деятельность можно успешно объединить. В качестве примера можно взять выращивание лука в разных условиях и фиксацию наблюдений в дневнике.

В результате этих видов деятельности дети начинают видеть в растениях и животных другую форму жизни, состояние которого зависит от качества их деятельности (поливают растение или нет, какой водой поливают, отмечают его внешний вид, уровень благополучия, как можно помочь, учатся «сочувствовать», помогать.

Игровая деятельность в становлении экологического сознания занимает особое место. Во-первых, это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, во-вторых – именно в игре у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. «Игра, – считал А. С. Макаренко, имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре…».

Добиться полного самовыражения детей, активности их действий, которые соответствуют общепринятым нормам и правилам поведения в природе, позволяет педагогически правильно организованная игровая деятельность. По мнению С. Н. Николаевой, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк, это значит, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало. В формировании эмоционально - ценностного отношения к природе могут использоваться следующие виды игр: подвижные игры – «Раз, два, три – под клен беги!» (узнавание деревьев, запоминание названий, «У медведя во бору…» (формирование знаний о лесе, его обитателях, хороводы («Огород» – уточнение понятий об овощах, настольно-печатные: «Зоологическое лото», «Мамы и малыши» (формирование представления о животных и их детёнышах); словесно-дидактические: «Закончи предложение!» (развитие мышления, умения использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции); сюжетно-ролевые игры: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством.

Оптимальной формой использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой исследователи считают игровую обучающую ситуацию (ИОС, специально организованную воспитателем и привнесенную в процесс познания природы и взаимодействия с ней, имеющую определённую дидактическую цель. Выделяют несколько видов ИОС: ИОС с игрушками – аналогами, с литературными персонажами, ИОС – путешествия. В играх развивается интеллект детей, память, внимание, мышление.

«Поскольку речь идет о системах ценностей и идеалов, значительная, ведущая роль принадлежит в этом процессе тем формам, которые связаны с использованием слова, языка» – утверждают в своей работе Е. В. Соловьева, Л. И. Царенко. Художенно-речевая деятельность способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств детей. С раннего детства ребёнок знакомится с поэтическими образами природы в сказках, потешках, стихотворениях. Специальные беседы, чтение художественной литературы способствуют воспитанию у детей добрых чувств, бережного отношения к природным объектам, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, обогащают знаниями, дают явные представления о добре и зле, которые включают приверженность ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения к жизни каждого существа.

Возникающая взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет нравственно-эстетические чувства детей. В свою очередь, восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе. Ребёнок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на неё, и передаёт своё отношение к ней в самостоятельной художественно-речевой деятельности, используя выразительные средства художественного слова.

Красоту окружающей природы помогает постигать детям музыкальное искусство. Через восприятие музыкальных образов (капли дождя, журчание ручейка, движения животных, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания (чувства радости, грусти, нежности, доброты) педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной природы, тем самым побуждает ребёнка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей.

В песенных импровизациях, сценической деятельности дети учатся передавать настроение, созвучное образам природы : грустное, лирическое, в связи с наступлением осени, радостное, оживленное, в связи с наступлением весны.

Большую роль в воспитании у детей эстетического отношения к природе играет художественно - изобразительная деятельность.

Кроме непосредственного наблюдения за природой, педагог может организовать просмотр фотографий, репродукций с картин художников с изображением разнообразных видов природы. Специально подобранный педагогом материал учит детей видеть красоту и своеобразие природных явлений. Мы согласны с утверждением О. А. Куревиной, что встреча с произведением большого искусства рождает переживания, мысли, чувства, природу которых очень трудно объяснить, и что мы берём от искусства часто несравненно больше того, что даёт художник. Впоследствии дети, вспоминая свои наблюдения в природе, свои чувства к увиденному, стремятся отобразить близкие им образы в разных видах изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации).

Старшие дошкольники способны принимать активное участие в природоохранной деятельности. Необходимо донести до детей информацию об исчезнувших и исчезающих видах животных и растений в результате человеческой деятельности, о природоохранных территориях. Объяснить, что их природоохранная деятельность заключается в том, что они могут ухаживать за растениями, насыпать корм в кормушки для птиц, участвовать со взрослыми в благоустройстве территории, в природоохранных акциях приуроченных к праздникам: Всемирный День воды (22.03., Всемирный День здоровья (07.04, День Земли (22.04., соблюдать правила поведения в природе во время прогулки, отдыха.

Таким образом, любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть названа природоохранной, так как в процессе ее дети приобретают новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе, что в свою очередь является частью экологической культуры, так как происходит становление осознанно-правильного отношения к объектам природы на основе понимания значимости определенной деятельности человека в природе, и, как следствие, развивается ценностное отношение к окружающему природному миру.

Формирование ценностного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста проходило в процессе проектной деятельности.

Работа с детьми предполагала сотрудничество: сотворчество педагога, ребенка, родителей. Разработанный проект «Наш дом – природа» был направлен на повышение уровня экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы посредством разных видов деятельности; формирование у детей «экологического чувства», чувства сопричастности всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», прививал детям экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существом. Проект позволил систематизировать знания, стимулировал развитие познавательных и творческих способностей в процессе знакомства с объектами живой и неживой природы.

Проектная деятельность способствовала расширению представлений о растительном и животном мире; развитию умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы; уточнению представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире; выработке навыков грамотного и безопасного поведения в природе; развитию произвольного поведения, произвольного внимание и памяти; формированию у детей эмоционального отношения к природе, целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношение к окружающей среде, умения жить в относительной гармонии с ней, привитию чувства ответственности и желание активного участия в природоохранной работе, как результат – формирование ценностного отношения к объектам живой и неживой природы.

Поскольку в воспитании ребёнка определяющей силой является семья, моя деятельность, как педагога, была направлена на то, чтобы донести до родителей мысль о том, что выполнение взаимодействия в системе воспитатель – родители – дети является важным условием формирования экологической культуры последних; закладывать нравственные основы необходимо в дошкольном детстве; что ориентировать детей в семье только на материальный достаток неправильно; привлекать детей к посильному труду, необходимому им самим и другим людям, живым и неживым объектам природы, рассказывать о ценности природы для общества, и если общими силами семьи и детского сада это получится, значит появится шанс вернуться к вечным общечеловеческим ценностям и гармоничным отношениям с природой.

Многие родители принимали самое активное участие в проектной деятельности. Результатом совместной работы явились: календарь природы, стенгазета «Зелёная аптека», фотогазета «Наши добрые дела», кормушки для птиц, скворечники, синичники.

Дети в меру своих возможностей с удовольствием принимали участие в оформлении календаря природы, фотогазеты, в конкурсе рисунков, помогали родителям в изготовлении кормушек и домиков для птиц; оказывают посильную помощь взрослым в уборке территории детского сада. На прогулке обращают внимание на чистоту участка, стараются не сорить.

В результате проведенного комплекса мероприятий по воспитанию ценностного отношения к природе с детьми старшей группы мы пришли к следующим результатам:

– у детей накопился эмоционально-положительный опыт общения с природой, начало формироваться чувство эмоциональной близости к миру природы;

– дети стали самостоятельно понимать происходящие в природе процессы и явления;

– научились проводить собственные исследования, делать элементарные выводы;

– произошло формирование первичных ценностных представлений об окружающем природном мире; ценностного взгляда на природу и место человека в ней; чувства ответственности и желание активного участия в природоохранной работе.

Список использованных источников

1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста / О. А Воронкевич. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 496 с.

2. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования : десять концепций и эссе. – Вып. 3. – М., 1995. – С. 59-60.

3. Кондратьева, Т. Н. Теория и методика экологического образования детей : программа и метод. рекомендации / авт. – сост. Т. Н. Кондратьева. – Саранск, Мордов. гос. пед. ин-т, 2010. – 47 с.

4. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ : тематические дни / авт. – сост. Л. А. Королева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 64 с.

5. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Изд. 2 –е. – Волгоград : Учитель, 2013. – 333 с.

6. Миронов, А. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников / А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2015. – №4 – С. 31-35.

7. Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами : пособие для педагогов дошк. учреждений / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2012. – 128 с.

8. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 14-19.

9. Смирнова, В. В. Тропика в природу. Экологическое образование в детском саду : программа и конспекты занятий / В. В. Смирнова. – СПб. : Союз; Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – 208 с.

Публикации по теме:

Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новосафоновский детский сад «Солнышко» Проект «Воспитание основ безопасного.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к подвижным играм с правилами Известно, что в дошкольных образовательных учреждениях подвижные игры занимают одно из ведущих мест в воспитательной работе с детьми. Ведь.

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Учёными давно доказано, что всё духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах,.

Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к игрушкам, книгам, природе» Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к игрушкам, книгам, природе. Следует заметить, что в целом вопрос “воспитание.

Педагогический опыт «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста»Обоснование перспективности и актуальности опыта. Его значение.

Педагогический опыт по ОБЖ «Безопасность детей в природе» Доклад «Безопасность детей в природе» МБДОУ ЦРР – д/с №3 «Звездочка» г-к Анапа Белая Ольга Анатольевна. В Федеральных государственных.

План работы по самообразованию «Воспитание сознательного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста» Тема: «ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Проблема: воспитания здорового.

Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста Давно доказано учеными, что духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах, преданиях,.

Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе Экологическое развитие детей в настоящее время актуально, как никогда. В основном связано с ухудшением экологического состояния нашей страны.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 апреля 2019 в 08:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Синягина (УИ 1634397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД