Любовь Курикалова
Диагностика уровней освоения связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика уровней освоения связной речи по программе под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой.
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития:
3 балла — высокий, ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла — средний (достаточный) получает ребенок, частично правильный; допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
Публикация «Диагностика уровней освоения связной речи дошкольников» размещена в разделах
1 балл (ниже среднего) ставится ребенку, за неточный ответ, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.
Выявление уровня владения связной речью:
1. Ребенку предлагают составить рассказ по картине «Моя семья»
1) Составляет рассказ самостоятельно-3б.
2) рассказывает с помощью взрослого-2б.
3) отвечает на вопросы односложно-1б.
2. Расскажи об игрушке: какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку. Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть -3б.
2) рассказывает по вопросам педагога -2б.
3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение-1б.
3. ребенку предлагается рассказать свою любимую сказку.
1) Ребенок пересказывает самостоятельно-3 б.
2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым -2б.
3) говорит отдельные слова -1б.
4. Рассказывание стихотворения наизусть.
1) Ребенок рассказывает самостоятельно-3 б.
2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым -2б.
3) говорит отдельные слова -1б.
Формы, методы и приемы, используемые в работе по совершенствованию связной речи дошкольников:
Подготовка дидактического материала: составление картотеки подвижных, дидактических, пальчиковых игр.
Описание предметов, игрушек; рассматривание картин, составление рассказа по картине с опорой на образец воспитателя, пересказ сказок по сюжетным картинкам, использование загадок, пословиц, поговорок, инсценирование сказок, заучивание стихов, проведение досугов и развлечений.
Так, на начальном этапе диагностики
с помощью воспитателя справилось 47% (10 детей,
не справились с заданием 53% (11 детей,
в середине обучения
самостоятельно справились 38% (8 детей,
с помощью воспитателя 43% (9 детей,
дети, которые не справились с заданием 19% (4).
в конце обучения
самостоятельно справились 62% (13 детей,
с помощью воспитателя 38% (8 детей,
дети, которые не справились с заданием, отсутствуют.
Диагностика показала, положительную динамику. Высказывания детей стали более связными, полными по объёму. Речь их стала более плавной, ясной и доступной слушателям.. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы. Игровая форма обучения является привлекательной для ребёнка и более результативной.
Это доказывает эффективность примененной методики.