Любовь Курикалова
Диагностика уровней освоения связной речи дошкольников
Диагностика уровней освоения связной речи по программе под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой.
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития:
3 балла — высокий, ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла — средний (достаточный) получает ребенок, частично правильный; допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
Публикация «Диагностика уровней освоения связной речи дошкольников» размещена в разделах
1 балл (ниже среднего) ставится ребенку, за неточный ответ, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.
Выявление уровня владения связной речью:
1. Ребенку предлагают составить рассказ по картине «Моя семья»
1) Составляет рассказ самостоятельно-3б.
2) рассказывает с помощью взрослого-2б.
3) отвечает на вопросы односложно-1б.
2. Расскажи об игрушке: какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку. Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть -3б.
2) рассказывает по вопросам педагога -2б.
3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение-1б.
3. ребенку предлагается рассказать свою любимую сказку.
1) Ребенок пересказывает самостоятельно-3 б.
2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым -2б.
3) говорит отдельные слова -1б.
4. Рассказывание стихотворения наизусть.
1) Ребенок рассказывает самостоятельно-3 б.
2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым -2б.
3) говорит отдельные слова -1б.
Формы, методы и приемы, используемые в работе по совершенствованию связной речи дошкольников:
Подготовка дидактического материала: составление картотеки подвижных, дидактических, пальчиковых игр.
Описание предметов, игрушек; рассматривание картин, составление рассказа по картине с опорой на образец воспитателя, пересказ сказок по сюжетным картинкам, использование загадок, пословиц, поговорок, инсценирование сказок, заучивание стихов, проведение досугов и развлечений.
Так, на начальном этапе диагностики
с помощью воспитателя справилось 47% (10 детей,
не справились с заданием 53% (11 детей,
в середине обучения
самостоятельно справились 38% (8 детей,
с помощью воспитателя 43% (9 детей,
дети, которые не справились с заданием 19% (4).
в конце обучения
самостоятельно справились 62% (13 детей,
с помощью воспитателя 38% (8 детей,
дети, которые не справились с заданием, отсутствуют.
Диагностика показала, положительную динамику. Высказывания детей стали более связными, полными по объёму. Речь их стала более плавной, ясной и доступной слушателям.. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы. Игровая форма обучения является привлекательной для ребёнка и более результативной.
Это доказывает эффективность примененной методики.