Ольга Борисова
Семинар для педагогов ДОУ «Развитие связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной речи дошкольников»
Семинар для педагогов ДОУ
Подготовила Борисова Ольга Борисовна
учитель-логопед МКОУ ЦПМСС
г. Пудож Республика Карелия
(СЛАЙД 2) Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Её социальная значимость и роль формирования личности неоспоримы. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Развитие связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам появляется ряд новых образовательных областей, в том числе и «Коммуникация». Данная область подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения, обмена мыслями, чувствами, налаживания социальных и эмоциональных контактов, совместной деятельности.
Итак, овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. (СЛАЙД 3)
К сожалению, большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объё ме: связные высказывания короткие, отличаются непоследовательностью, состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с нежеланием берутся за составление рассказов по заданной теме. Происходит это не оттого, что знания ребенка по заданному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию.
Формы связного высказывания (СЛАЙД 4) :
– монолог – диалог
• повествование
• описание
• рассуждение
Задачи обучения детей связной речи. (СЛАЙД 5)
Младший возраст (СЛАЙД 6)
Средний возраст (СЛАЙД 7)
Старшая группа (СЛАЙД 8)
Подготовительная к школе группа (СЛАЙД 9)
Давайте вспомним виды занятий по развитию речи : (СЛАЙД 10)
– пересказ;
– рассказ по сюжетной картине или по картине известного художника;
– рассказ по серии сюжетных картинок;
– описательный рассказ по предмету или животного;
– творческий рассказ
Предлагаю вам рассмотреть примерную структуру занятия по обучению пересказыванию с учётом временных рамок этапов в соответствии с возрастной группой (СЛАЙД 11)
Примерная структура занятия по обучению пересказыванию
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика и (или) голосовые упражнения. Формирование ЗКР
3. Введение в тему: чтение рассказа 1 раз (с опорой на картинку или предмет).
4. Словарная работа (уточнение ключевых слов, объяснение новых или малознакомых слов).
5. Физкультминутка.
6. Вспоминание сюжета по наводящим вопросам (без зрительной опоры).
7. Самостоятельный пересказ текста + зрительная опора (цепочкой; по частям; одним ребёнком).
8. Итог занятия.
Примерная структура занятия по обучению рассказыванию (СЛАЙД 12)
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика и (или) голосовые упражнения. Формирование ЗКР
3. Сообщение темы занятия: рассматривание картинки или игрушки. Беседа (ответы детей на вопросы педагога). Если это сск – разбор действий по каждой картинке отдельно.
4. Физкультминутка.
5. Составление предложений с соответствующей словарной работой.
6. Составление рассказа самостоятельно.
7. Итог занятия.
Практическое задание (СЛАЙД 13) : Рассказать о приёмах для привлечения внимания детей и поддержания интереса к сообщению, рассказу, теме занятия – из опыта работы (представляют воспитатели).
Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. Использование приема наглядного моделирования дает возможность: самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития замыслов-идей будущего продукта.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ: (карточки – фигурки) геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности.
ПЕРЕСКАЗ Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. Работа начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т. п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагогом. Например, педагог рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа
СЛАЙД 14 – Репка. СЛАЙД 15 – Про Сережу
Послушайте рассказ о Сереже: «Сережа как проснется, так и начнет свои вещи разыскивать: один носок у него на стуле, другой под столом., один тапок под кроватью, а другого и в комнате нет. Ищет Сережа каждое утро свои вещи и опаздывает в детский сад».
Ответьте на вопросы: Как зовут мальчика? Что происходит с Сережей по утрам? Где его носки? Где его тапки? Из – за чего Сережа опаздывает в детский сад?.
Перескажи рассказ про Сережу.
СЛАЙД 16 Добавь слово – переходный этап от пересказа к составлению самостоятельного высказывания
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет. СЛАЙД 17 (рамка, стрелка)
СЛАЙД 18 – фрагментарное рассказывание
РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет.
СЛАЙД 19
ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими прямоугольника, который они открывают первым.
СЛАЙД 20
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет; форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит? за что нравится (не нравится?
СЛАЙД 21
ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие: угадывание эпизода по демонстрации действия; рассказывание по демонстрации действия взрослым. Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая: ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте. (карточки с персонажами)
ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.
СЛАЙДЫ 22 - 23
Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т. п.) Педагог задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения.
(СЛАЙД 24)
Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи ребёнка присутствовали разнообразные слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т. д.)
Предлагаю вам примерную схему словарной работы
Символ Последовательность работы со словом Пример
Назвать слово снег
Однокоренные слова снежинка, снежный, снегоход, снеговик,
Антонимы дождь
Синонимы лёд
Ассоциации зима, холод, мороз, санки, лыжи, коньки, горка
Далее продолжаем работать с этим словом.
Снег какой? (подобрать как можно больше прилагательных) Белый, холодный, мокрый, блестящий, сверкающий, красивый, грязный, талый…
Что со снегом можно делать? (глаголы) Копать, лепить, подбрасывать, ловить (снежинки, растопить, строить (горку, постройки)
С чем можно сравнить снег? (сравнения) С пухом, одеялом, покрывалом и т. д. Почему? Объяснить названные варианты.
Очень важно развивать сенсорные способности детей (визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные, вкусовые, обращать их внимание на:
– разнообразие предметов окружающего мира;
– преображение предметов (дерево весной, зимой, летом, осенью)
– неречевые звуки и шумы (шелест листьев, шуршание опавших листочков, пение птиц.);
– музыкальные звуки (радостные, грустные, тревожные и т. д.);
– ощущения от природных и бытовых воздействий (холодно, жарко, горячо, больно и т. д.)
– ощущения от активных действий (бодрость, усталость, удовольствие и т. д.)
– ощущения от запаха (приятный/неприятный, запах ели, травы, цветы пахнут по-разному)
– вкусовые ощущения.
«Палочки-выручалочки» для «ленивого» зрительного восприятия» (СЛАЙД 25)
(СЛАЙД 26)
Итак, варианты «Палочек-выручалочек» для «ленивого» зрительного восприятия
1. План рассказа
Начало середина конец
2. план – символ
3. Фигурка – человечек
«Движущийся» человечек, вырезанный из бумаги, перемещается на тот объект картины, который рассматривают
4. «Дорожки» : полоски бумаги (или линии чертятся мелком, как мостики, последовательно соединяют один объект с другим.
Золотое правило при обучении рассказыванию (СЛАЙД 27) :
Последовательность рассматривания
=
последовательности рассказывания
Практическое задание (работа в 3 подгруппах) (СЛАЙД 28)
1-я подгруппа – составить рассказ об игрушке для 2 мл. группы;
2-я подгруппа – составить рассказ по сюжетной картинке для средней группы;
3-я подгруппа – составить рассказ по серии сюжетных картинок для ст / подг. группы.
Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания дети учатся планировать свою речь. Желаем Вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии связной речи дошкольников