Анастасия Аницкая
Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации; это система методов и приемов работы с дошкольниками, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.
С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:
Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
- развитие связной и диалогической речи у детей;
- развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
- обучение детей правильному звукопроизношению;
- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
- развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти…
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинали работу с простейших мнемоквадратов,
последовательно переходили к мнемодорожкам,
и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей.
Работать с мнемотаблицами начали со средней группы. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используем календарь природы, модельные часы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
В работе с мнемотаблицами мы вводим цветовые обозначения времен года: осень — желтая; зима — белая; весна — голубая; а лето - зеленый. При этом знакомлю детей с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлений, например: дождь —, снег —, солнце —, дерево —. Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоминанию и воспроизведению информации: цвет белый - символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого времени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в средней группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия «сезон как время года». А в старших группах уже идет зрительной запоминание признаков.
Опираясь на опыт педагогов, разработали мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем готовый план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Мнемо-игры для образования родственных слов.
Содержание игры: эта необычная картинка, а снежная, потому что на ней нарисованы слова, которые все похожи на слово “снег”. Если слово ласковое, маленькое – снежок. Если слово длинное – снегопад. Если слово красивое, слово признак – снежный (ком). Если слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка. Если слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик. Если слово лёгкая, пушистая – снежинка. Если слово – цветок – подснежник. Если слово — птица — снегирь.
Для ознакомления дошкольников с окружающим миром в нашей группе мы используем запрещающие знаки в природе - для закрепления детьми материала, что в природе делать нельзя!
Используем в нашей работе с детьми модель по уходу за растениями, модель размножения растений. Для наблюдений за растениями в нашем огороде мы ведем дневник наблюдений каждого растения.
Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:
у детей появилось желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;
расширился круг знаний об окружающем мире;
активизировался словарный запас;
дети преодолевают робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
Считаем, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы - модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.