Ирина Просёлкова
Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ проводилась на базе МБДОУд/с №9 К-В г. Уфремов.
Цель - выявить уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей.
Задачи:
1. Отобрать критерии и показатели сформированности сенсорных эталонов цвета у детей дошкольного возраста.
Публикация «Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
3. Провести эксперимент и сделать выводы.
Средний дошкольный возраст
Критерии и показатели уровня сформированности сенсорных эталонов цвета.
Способность различать и называть цвета (основные, оттенки).
Способность соотносить цвет с названием.
Особенности цветового решения рисунков (адекватное, неадекватное использование цвета и оттенков.
Характеристика критериальной базы.
Способность различать цвета - опознание данного образца среди других цветов путем сравнения, нахождения и выделения в объектах, среди которых производится выбор, тех же существенных сторон; способность различать все основные цвета спектра и оттенки по светлоте: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
Способность соотносить цвет с названием - способность точно выделить касс объектов, назвать их существенные признаки; способность группировать предметы по цвету.
Особенности цветового решения рисунков - адекватное использование цвета : соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче; использование в рисунках различных оттенков цвета; передача насыщенности цвета.
Средний дошкольный возраст
Уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.
Способность Способность Особенности цветового
Уровни различать соотносить решения рисунков
цвета цвета с
названием
Способен Легко Соответствие цветового решения
различать все идентифицирует поставленной изобразительной
основные цвета : предмет по цвету, задаче. Передача цветовых
красный, опирается на соотношений, близких к
1 оранжевый, зрительное реальным. Наличие элементов
уровень желтый, соотнесение. фантазии в цветовых
зеленый, Называет цвет и соотношениях. Наличие
голубой, синий, оттенок предмета. гармоничного соотношения
фиолетовый. По словесной цветового решения узора с
Различает инструкции фоном. Использование в
разные оттенки взрослого рисунках различных оттенков
цвета по показывает цвета. Передача насыщенности
светлоте: предмет и цвета. Количество используемых
«светлый». называет его цвет. цветов в соответствии с
«темный», оттенок. изобразительной задачей.
«светлее», Способен Овладение детьми правильной
«темнее»; с группировать техникой работы с
заданием предметы по художественными материалами.
ребенок цветовому позволяющей создавать и
справляется оттенку. применять разные цвета и
самостоятельно. оттенки. Умение размывать
краски с целью получения
оттенков цвета, добавлять
белила в основной цвет, при
рисовании гуашью.
Ребенок При Соответствие цветового решения
различает идентификации поставленной изобразительной
2 основные цвета, предмета по задаче достигается не всегда.
уровень показывает их с цвету испытывает Цветовые соотношения, близкие
незначительной незначительные к реальному, но бывают
помощью затруднения, но с отступления.
взрослого, помощью Наличие элементов творчества в
затрудняется в воспитателя передаче цветовых соотношений
различении находит и проявляется не во всех случаях.
промежуточных исправляет Использование в рисунках
цветов и ошибки. Не различных оттенков цвета.
оттенков. соотносит Количество используемых цветов
некоторые цвета небольшое.
и оттенки с их
названиями. При
группировании
предмета по
незначительные
ошибки. Может
их исправить.
Испытывает С трудом Соответствие цветового решения
трудности в подбирает цвета и поставленной изобразительной
3 различении оттенки. задаче достигается не всегда.
уровень некоторых соответствующие Цветовые соотношения, близкие
основных предметам По к реальному, но бывают
цветов и словесной отступления. Наличие элементов
оттенков, путает инструкции творчества в передаче цветовых
«светлее и взрослого. соотношений проявляется не во
темнее». Соотносит цвета всех случаях. Количество
и оттенки только используемых цветов небольшое.
в половине Правильная техника работы
случаев. Называет предлагаемыми
цвета и оттенки. художественными материалами
Допускает применяется не всегда.
ошибки,
исправляет их с
помощью
воспитателя.
4 Не различает Ребенок не Неадекватно применяет цвет в
- основные цвета, соотносит цвет с рисунке, рисунок беден.
уровень оттенки цвета названием.
по светлоте.
Методика № 1 «Закрой окошко».
Цель: выявить способность различать основные цвета : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Оборудование: карта с наклейками - 7 разноцветных домиков, в которых вырезанные окошки, комплект разноцветных квадратиков по 3 цвета каждого (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый)
Ход проведения: (проводится индивидуально)
- Посмотри, перед тобой находятся разноцветные домики, в которых вырезаны окошки и разноцветные квадратики - окошки для домика такого же цвета, как и домики. Необходимо подобрать для каждого домика окошко и назвать цвет.
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.
Качественная характеристика Баллы Уровни
Различает все основные цвета : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый с заданием справился самостоятельно 3 I
Различает 5-6 основных цветов, при различении испытывает незначительные затруднения, при выполнении задания возникает необходимость в оказании направляющей и обучающей помощи. 2 II
Различает 3-4 основных цвета. Испытывает трудности в различении цветов, с заданием справляется с обучающей помощью 1 III
Различает менее 3-х основных цветов. Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи. 0 IV
Методика № 2 «Подбери пару».
Цель: выявить способность различать основные оттенки по светлоте и умение группировать предметы в паре с одинаковыми оттенками.
Оборудование: одинаковые по размеру, контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек.
Ход проведения: (проводится индивидуально)
- Наша кукла Маша потеряла свои варежки, носочки и ленточки.
- Давай поможем найти Маше – растеряше ее вещи.
- Подбери пары к вещам и назови цвет.
Например: светло-зеленые варежки, темно – синие носочки и т. д.
Анализ результатов:
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.
Качественная характеристика Баллы Уровни
Различает оттенки цвета по светлоте «светлый», «темный», «светлее», «темнее», с заданием справляется самостоятельно 3 I
Затрудняется в различении некоторых оттенков, задание выполняет при оказании стимулирующей или направляющей помощи. 2 II
С трудом различает оттенки, путает «светлее», «темнее», с заданием справляется в условиях обучающей помощи. 1 III
Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи. 0 IV
Методика № 3 «Подбери дорожку».
Цель: выявить умение соотносить цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) с названием по словесной инструкции.
Оборудование: карта, на которой нарисованы разноцветные колобки и набор разноцветных дорожек.
Ход проведения:
- У меня находится карта, на которой нарисованы разноцветные колобки, посмотрите какие они красивые. А вот (показываются дорожки) разноцветные дорожки.
- Давайте подберем каждому колобку дорожку, по которой покатится колобок. (Если ребенок уже ориентируется в названии цветов, педагог говорит)
- Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета.
Анализ результатов:
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей
Качественная характеристика Баллы Уровни
Легко идентифицирует предмет по цвету, опирается на зрительное соотнесение. Называет цвет предмета, по словесной инструкции взрослого находит предмет и называет его цвет. Способен группировать предмет по цвету. 3 I
При идентификации предмета по цвету испытывает незначительные затруднения, но с направляющей помощью находит и исправляет ошибки. Не соотносит некоторые цвета с названием, при группировки предмета по цвету допускает незначительные ошибки. 2 II
С трудом подбирает соответствующие цвета по словесной инструкции взрослого. Соотносит цвета только в половине случаев, называя цвет, допускает значительные ошибки, исправляет их с направляющей помощью воспитателя. 1 III
Не справляется с заданием даже после обучающей помощи. 0 IV
Методика № 4 «Попади в кольцо»
Цель: выявить умение соотносить оттенки цвета с названием.
Оборудование: план карта, на которой изображены цветные кольца (светло-зеленая, темно-красная, светло-синяя, темно-синяя, вырезанные внутри и набор кружков каждого оттенка по 3 шт.
Ход проведения:
- Перед нами нарисованы разноцветные кольца, в которых середина пустая.
- На столе у нас лежат разноцветные кружки. Надо подобрать кружок такого же цвета, как колечко и вложить их в трафарет.
- Это светло-зеленое колечко, возьми светло-зеленый кружок и вложи его вовнутрь.
Анализ результатов
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей:
Качественная характеристика Баллы Уровни
Легко идентифицирует предмет, опирается на зрительное соотнесение, называет оттенок по словесной инструкции, находит предмет и называвает его оттенок, способен группировать предмет по оттенку. 3 I
При идентификации предмета по оттенку испытывает незначительные затруднения, но при направляющей помощи педагога находит и исправляет ошибки. Некоторые оттенки не соотносит с названием, при группировки предмета по оттенку допускает незначительные ошибки и самостоятельно их исправляет. 2 II
С трудом подбирает оттенки, соответствующие предметам. По словесной инструкции взрослого соотносит оттенки в половине случаев, называя оттенок, допускает ошибки, исправляет их с помощью педагога. 1 III
Не справляется с заданием даже с помощью педагога. 0 IV
Анализ детских рисунков
Цель: выявить особенности цветового решения рисунка : адекватность использования цвета, насыщенность цвета, использование основных цветов и оттенков выражение настроения через передачу цвета.
Количественная оценка
Качественная характеристика Баллы
Использование в рисунках различных оттенков цвета, передача насыщенности цвета. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Передача цветовых соотношений близких к реальным. Наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. Количество используемых цветов в соответствии с изобразительной задачей. Умение размывать краски с целью получения цвета, добавлять белила в основной цвет при рисовании гуашью. 3
Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Использование в рисунках различных оттенков цвета. Количество используемых цветов небольшое. 2
Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Количество используемых цветов небольшое. 1
Неадекватно применяется цвет в рисунках, рисунок беден. 0
Этапы формирования представлений о цвете у детей дошкольного возраста.
1 этап
Отождествление и идентификация предметов. Первоначально следует научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные ( по принципу: одинаковые - неодинаковые, контрастные). Таким образом, у ребенка формируется способность фиксировать внимание на совершенно одинаковых игрушках, предметах окружающего мира. Одновременно следует ввести словесное обозначение идентифицируемых понятий: такой - не такой, одинаковый - разный. Лишь после того как ребенок будет обучен и освоит навык идентификации предметов в целом, можно переходить к отождествлению отдельных признаков и качеств предметов.
2 этап
Обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов - цвете. Вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».
3 этап
Соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.
Ребенок выполняет задания на идентификацию предметов с образцом - эталоном, а взрослый комментирует его действия, постоянно называя цвет предметов, направляет процесс обучения ребенка на устойчивое закрепление эталонной системы : в его сознании.
4 этап
Изменяется словесная инструкция взрослого. Если на предыдущих этапах педагог показывал предмет и сам называл его цвет или форму, то теперь он ставит перед, ребенком задачу подобрать предмет определенного цвета или формы. Основной тип инструкции — «Дай красное колечко, покажи синюю полоску, найди все кружочки». Слово способствует актуализации представлений о цвете и форме. Важно создавать игровую мотивацию деятельности ребенка, поощрять его успехи.
5 этап
Главной задачей этого этапа работы является формирование умения словесно обозначать цвет или форму предметов, В этот период важно, чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове. Для ребенка с недоразвитием речи этот этап является наиболее трудным. Педагог должен проявить терпение и настойчивость. Необходимо подобрать комплекс дидактических игр и упражнений, продумать методику занятий по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим. Ребенку постоянно оказывается дозированная помощь: можно подсказать начало слова, «ер-вый звук, задать наводящий вопрос: «А как я назвала цвет этой игрушки?» Можно напомнить ребенку цвет хорошо знакомого предмета: «Посмотри, на картинке есть что-нибудь такого же цвета» что и шарик? А какого цвета трава?
6 этап
Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
7 этап
Обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т. д.)
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
Формирование сенсорного эталона цвета в сенсорном развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.
Цвет — это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить. Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета — физиологического, оптического и эмоционального — относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому.
Все воспринимаемые глазом цвета подразделяют на две группы: хроматические и ахроматические. К хроматическим относятся: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, т. е. по цветовому тону, к ахроматическим - белый, черный, и оттенки серого.
Цвет обладает следующими характеристиками:
Цветовой тон - это специфическое качество, которым один цвет отличается от любого другого при равной светлоте и насыщенности.
Светлота - это степень отличия какого-либо цвета от черного. Наименьшей светлотой обладает черный цвет, наибольшей – белый.
От светлоты предметов следует отличать яркость. Яркость характеризуется произведением освещенности на коэффициент отражения.
Светлота - цветовое свойство поверхности, яркость же характеризуется количеством лучистой энергии, отражаемой от данной поверхности. Насыщенность - это степень отличия данного цвета от серого, одинакового с ним по светлоте.
Ощущение цвета нельзя оторвать от восприятия цвета. Обычно нами воспринимается не цвет вообще, а цвет определенных предметов.
К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета - кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым). Для педагога цвет является одним из союзников по развитию внутреннего мира ребенка. От того, насколько грамотно он спланирует серию занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка, будет зависеть и результат.
Дошкольников учу группировать предметы, различающие по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатываю умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляю переход к выделению и узнаванию оттенков.