Лучший педагог года

Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Ирина Просёлкова
Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ проводилась на базе МБДОУд/с №9 К-В г. Уфремов.

Цель - выявить уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей.

Задачи:

1. Отобрать критерии и показатели сформированности сенсорных эталонов цвета у детей дошкольного возраста.

Публикация «Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

3. Провести эксперимент и сделать выводы.

Средний дошкольный возраст

Критерии и показатели уровня сформированности сенсорных эталонов цвета.

Способность различать и называть цвета (основные, оттенки).

Способность соотносить цвет с названием.

Особенности цветового решения рисунков (адекватное, неадекватное использование цвета и оттенков.

Характеристика критериальной базы.

Способность различать цвета - опознание данного образца среди других цветов путем сравнения, нахождения и выделения в объектах, среди которых производится выбор, тех же существенных сторон; способность различать все основные цвета спектра и оттенки по светлоте: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Способность соотносить цвет с названием - способность точно выделить касс объектов, назвать их существенные признаки; способность группировать предметы по цвету.

Особенности цветового решения рисунков - адекватное использование цвета : соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче; использование в рисунках различных оттенков цвета; передача насыщенности цвета.

Средний дошкольный возраст

Уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

Способность Способность Особенности цветового

Уровни различать соотносить решения рисунков

цвета цвета с

названием

Способен Легко Соответствие цветового решения

различать все идентифицирует поставленной изобразительной

основные цвета : предмет по цвету, задаче. Передача цветовых

красный, опирается на соотношений, близких к

1 оранжевый, зрительное реальным. Наличие элементов

уровень желтый, соотнесение. фантазии в цветовых

зеленый, Называет цвет и соотношениях. Наличие

голубой, синий, оттенок предмета. гармоничного соотношения

фиолетовый. По словесной цветового решения узора с

Различает инструкции фоном. Использование в

разные оттенки взрослого рисунках различных оттенков

цвета по показывает цвета. Передача насыщенности

светлоте: предмет и цвета. Количество используемых

«светлый». называет его цвет. цветов в соответствии с

«темный», оттенок. изобразительной задачей.

«светлее», Способен Овладение детьми правильной

«темнее»; с группировать техникой работы с

заданием предметы по художественными материалами.

ребенок цветовому позволяющей создавать и

справляется оттенку. применять разные цвета и

самостоятельно. оттенки. Умение размывать

краски с целью получения

оттенков цвета, добавлять

белила в основной цвет, при

рисовании гуашью.

Ребенок При Соответствие цветового решения

различает идентификации поставленной изобразительной

2 основные цвета, предмета по задаче достигается не всегда.

уровень показывает их с цвету испытывает Цветовые соотношения, близкие

незначительной незначительные к реальному, но бывают

помощью затруднения, но с отступления.

взрослого, помощью Наличие элементов творчества в

затрудняется в воспитателя передаче цветовых соотношений

различении находит и проявляется не во всех случаях.

промежуточных исправляет Использование в рисунках

цветов и ошибки. Не различных оттенков цвета.

оттенков. соотносит Количество используемых цветов

некоторые цвета небольшое.

и оттенки с их

названиями. При

группировании

предмета по

незначительные

ошибки. Может

их исправить.

Испытывает С трудом Соответствие цветового решения

трудности в подбирает цвета и поставленной изобразительной

3 различении оттенки. задаче достигается не всегда.

уровень некоторых соответствующие Цветовые соотношения, близкие

основных предметам По к реальному, но бывают

цветов и словесной отступления. Наличие элементов

оттенков, путает инструкции творчества в передаче цветовых

«светлее и взрослого. соотношений проявляется не во

темнее». Соотносит цвета всех случаях. Количество

и оттенки только используемых цветов небольшое.

в половине Правильная техника работы

случаев. Называет предлагаемыми

цвета и оттенки. художественными материалами

Допускает применяется не всегда.

ошибки,

исправляет их с

помощью

воспитателя.

4 Не различает Ребенок не Неадекватно применяет цвет в

- основные цвета, соотносит цвет с рисунке, рисунок беден.

уровень оттенки цвета названием.

по светлоте.

Методика № 1 «Закрой окошко».

Цель: выявить способность различать основные цвета : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Оборудование: карта с наклейками - 7 разноцветных домиков, в которых вырезанные окошки, комплект разноцветных квадратиков по 3 цвета каждого (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый)

Ход проведения: (проводится индивидуально)

- Посмотри, перед тобой находятся разноцветные домики, в которых вырезаны окошки и разноцветные квадратики - окошки для домика такого же цвета, как и домики. Необходимо подобрать для каждого домика окошко и назвать цвет.

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.

Качественная характеристика Баллы Уровни

Различает все основные цвета : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый с заданием справился самостоятельно 3 I

Различает 5-6 основных цветов, при различении испытывает незначительные затруднения, при выполнении задания возникает необходимость в оказании направляющей и обучающей помощи. 2 II

Различает 3-4 основных цвета. Испытывает трудности в различении цветов, с заданием справляется с обучающей помощью 1 III

Различает менее 3-х основных цветов. Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи. 0 IV

Методика № 2 «Подбери пару».

Цель: выявить способность различать основные оттенки по светлоте и умение группировать предметы в паре с одинаковыми оттенками.

Оборудование: одинаковые по размеру, контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек.

Ход проведения: (проводится индивидуально)

- Наша кукла Маша потеряла свои варежки, носочки и ленточки.

- Давай поможем найти Маше – растеряше ее вещи.

- Подбери пары к вещам и назови цвет.

Например: светло-зеленые варежки, темно – синие носочки и т. д.

Анализ результатов:

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.

Качественная характеристика Баллы Уровни

Различает оттенки цвета по светлоте «светлый», «темный», «светлее», «темнее», с заданием справляется самостоятельно 3 I

Затрудняется в различении некоторых оттенков, задание выполняет при оказании стимулирующей или направляющей помощи. 2 II

С трудом различает оттенки, путает «светлее», «темнее», с заданием справляется в условиях обучающей помощи. 1 III

Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи. 0 IV

Методика № 3 «Подбери дорожку».

Цель: выявить умение соотносить цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) с названием по словесной инструкции.

Оборудование: карта, на которой нарисованы разноцветные колобки и набор разноцветных дорожек.

Ход проведения:

- У меня находится карта, на которой нарисованы разноцветные колобки, посмотрите какие они красивые. А вот (показываются дорожки) разноцветные дорожки.

- Давайте подберем каждому колобку дорожку, по которой покатится колобок. (Если ребенок уже ориентируется в названии цветов, педагог говорит)

- Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета.

Анализ результатов:

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей

Качественная характеристика Баллы Уровни

Легко идентифицирует предмет по цвету, опирается на зрительное соотнесение. Называет цвет предмета, по словесной инструкции взрослого находит предмет и называет его цвет. Способен группировать предмет по цвету. 3 I

При идентификации предмета по цвету испытывает незначительные затруднения, но с направляющей помощью находит и исправляет ошибки. Не соотносит некоторые цвета с названием, при группировки предмета по цвету допускает незначительные ошибки. 2 II

С трудом подбирает соответствующие цвета по словесной инструкции взрослого. Соотносит цвета только в половине случаев, называя цвет, допускает значительные ошибки, исправляет их с направляющей помощью воспитателя. 1 III

Не справляется с заданием даже после обучающей помощи. 0 IV

Методика № 4 «Попади в кольцо»

Цель: выявить умение соотносить оттенки цвета с названием.

Оборудование: план карта, на которой изображены цветные кольца (светло-зеленая, темно-красная, светло-синяя, темно-синяя, вырезанные внутри и набор кружков каждого оттенка по 3 шт.

Ход проведения:

- Перед нами нарисованы разноцветные кольца, в которых середина пустая.

- На столе у нас лежат разноцветные кружки. Надо подобрать кружок такого же цвета, как колечко и вложить их в трафарет.

- Это светло-зеленое колечко, возьми светло-зеленый кружок и вложи его вовнутрь.

Анализ результатов

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей:

Качественная характеристика Баллы Уровни

Легко идентифицирует предмет, опирается на зрительное соотнесение, называет оттенок по словесной инструкции, находит предмет и называвает его оттенок, способен группировать предмет по оттенку. 3 I

При идентификации предмета по оттенку испытывает незначительные затруднения, но при направляющей помощи педагога находит и исправляет ошибки. Некоторые оттенки не соотносит с названием, при группировки предмета по оттенку допускает незначительные ошибки и самостоятельно их исправляет. 2 II

С трудом подбирает оттенки, соответствующие предметам. По словесной инструкции взрослого соотносит оттенки в половине случаев, называя оттенок, допускает ошибки, исправляет их с помощью педагога. 1 III

Не справляется с заданием даже с помощью педагога. 0 IV

Анализ детских рисунков

Цель: выявить особенности цветового решения рисунка : адекватность использования цвета, насыщенность цвета, использование основных цветов и оттенков выражение настроения через передачу цвета.

Количественная оценка

Качественная характеристика Баллы

Использование в рисунках различных оттенков цвета, передача насыщенности цвета. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Передача цветовых соотношений близких к реальным. Наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. Количество используемых цветов в соответствии с изобразительной задачей. Умение размывать краски с целью получения цвета, добавлять белила в основной цвет при рисовании гуашью. 3

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Использование в рисунках различных оттенков цвета. Количество используемых цветов небольшое. 2

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Количество используемых цветов небольшое. 1

Неадекватно применяется цвет в рисунках, рисунок беден. 0

Этапы формирования представлений о цвете у детей дошкольного возраста.

1 этап

Отождествление и идентификация предметов. Первоначально следует научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные ( по принципу: одинаковые - неодинаковые, контрастные). Таким образом, у ребенка формируется способность фиксировать внимание на совершенно одинаковых игрушках, предметах окружающего мира. Одновременно следует ввести словесное обозначение идентифицируемых понятий: такой - не такой, одинаковый - разный. Лишь после того как ребенок будет обучен и освоит навык идентификации предметов в целом, можно переходить к отождествлению отдельных признаков и качеств предметов.

2 этап

Обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов - цвете. Вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».

3 этап

Соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.

Ребенок выполняет задания на идентификацию предметов с образцом - эталоном, а взрослый комментирует его действия, постоянно называя цвет предметов, направляет процесс обучения ребенка на устойчивое закрепление эталонной системы : в его сознании.

4 этап

Изменяется словесная инструкция взрослого. Если на предыдущих этапах педагог показывал предмет и сам называл его цвет или форму, то теперь он ставит перед, ребенком задачу подобрать предмет определенного цвета или формы. Основной тип инструкции — «Дай красное колечко, покажи синюю полоску, найди все кружочки». Слово способствует актуализации представлений о цвете и форме. Важно создавать игровую мотивацию деятельности ребенка, поощрять его успехи.

5 этап

Главной задачей этого этапа работы является формирование умения словесно обозначать цвет или форму предметов, В этот период важно, чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове. Для ребенка с недоразвитием речи этот этап является наиболее трудным. Педагог должен проявить терпение и настойчивость. Необходимо подобрать комплекс дидактических игр и упражнений, продумать методику занятий по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим. Ребенку постоянно оказывается дозированная помощь: можно подсказать начало слова, «ер-вый звук, задать наводящий вопрос: «А как я назвала цвет этой игрушки Можно напомнить ребенку цвет хорошо знакомого предмета: «Посмотри, на картинке есть что-нибудь такого же цвета» что и шарик? А какого цвета трава?

6 этап

Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

7 этап

Обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т. д.)

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

Формирование сенсорного эталона цвета в сенсорном развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

Цвет — это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить. Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета — физиологического, оптического и эмоционального — относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому.

Все воспринимаемые глазом цвета подразделяют на две группы: хроматические и ахроматические. К хроматическим относятся: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, т. е. по цветовому тону, к ахроматическим - белый, черный, и оттенки серого.

Цвет обладает следующими характеристиками:

Цветовой тон - это специфическое качество, которым один цвет отличается от любого другого при равной светлоте и насыщенности.

Светлота - это степень отличия какого-либо цвета от черного. Наименьшей светлотой обладает черный цвет, наибольшей – белый.

От светлоты предметов следует отличать яркость. Яркость характеризуется произведением освещенности на коэффициент отражения.

Светлота - цветовое свойство поверхности, яркость же характеризуется количеством лучистой энергии, отражаемой от данной поверхности. Насыщенность - это степень отличия данного цвета от серого, одинакового с ним по светлоте.

Ощущение цвета нельзя оторвать от восприятия цвета. Обычно нами воспринимается не цвет вообще, а цвет определенных предметов.

К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета - кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым). Для педагога цвет является одним из союзников по развитию внутреннего мира ребенка. От того, насколько грамотно он спланирует серию занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка, будет зависеть и результат.

Дошкольников учу группировать предметы, различающие по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатываю умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляю переход к выделению и узнаванию оттенков.

Публикации по теме:

Диагностика детей раннего возраста ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА) Диагностика развития познавательного уровня При исследовании фиксируется понимание инструкции,.

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста Положение К. Д. Ушинского о том, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже.

Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста Возрастная группа. II младшая группа «»Солнечный город». С декабря 2013 по май 2015г. проработала в I младшей группе по Программе «От рождения.

Игра для сенсорного развития детей раннего возрастаИгра для сенсорного развития детей раннего возраста Игра для сенсорного развития детей раннего возраста. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать в этом зале, в такой чудесный день, в преддверии праздника – День Матери! Поздравляю.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст — это совершенно особый.

Педагогическая диагностика «Я гуляю на площадке». Анализ продуктов деятельности — рисунка детей среднего дошкольного возраста Цель: выявить уровень освоения представления об основном средстве выразительности – форма у детей среднего дошкольного возраста. Задачи:.

План самообразования «Использование современного сенсорного и мелкомоторного развития у детей младшего дошкольного возраста» Индивидуальный план работы воспитателя Акмуковой Эльвиры Владимировны межаттестационный период на пять лет (с 2011 по 2016 гг.) МБДОУ №.

Задания для обследования сенсорного восприятия предметов у детей дошкольного возрастаЗадания для обследования сенсорного восприятия предметов у детей дошкольного возраста 1. Разложи фигуры. Задание направлено на выявление уровня практического ориентирования ребёнка на форму предметов (квадрат, круг, треугольник);.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 5 мая 2016 в 22:32
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Просёлкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД