Алена Гулевич Павловна
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Аннотация: В статье исследуется проблема психологической готовности детей к школе. Много аспектов социально-педагогической подготовки детей к школе представлено в научных работах многих исследователей.
Публикация «Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе» размещена в разделах
В статье уделяется внимание трем главным компонентам психологической готовности детей к школе : мотивационная, интеллектуальная и коммуникативная готовность.
Так же в статье представлена исследовательская работа с детьми, которая показала свои результаты.
Рассматриваемая тема будет интересна воспитателям подготовительных групп, родителям и учителям в начальных классах.
Ключевые слова: психологическая готовность; игра; учение; логическое мышление; социально-педагогическая готовность; мотивационная готовность; интеллектуальная готовность; коммуникативная готовность.
Изучение психологической готовности детей к обучению в школе всегда являлось актуальным направлением научных исследований. На современном этапе данная тема не потеряла своей важности, т. к. решение проблемы готовности детей к школе в целом связано со всем дальнейшим школьным обучением. Современные ученые активно пользуются результатами исследований своих коллег, дополняя их своими аспектами изучения проблемы и собственно сделанными выводами.
Разнообразные аспекты социально-педагогической подготовки детей к школе представлены в научных работах многих исследователей. Так, понятие «готовность к школе» ввел психолог А. Н. Леонтьев. Он предложил обозначать данным термином уровень готовности ребенка к переходу из детского сада в школу. Причем отдельное значение ученый придавал способности ребенка управлять своим поведением. [3]
Данная проблема интересовала и других ученых. Так, А. А. Люблинская обращала внимание на самостоятельность ребенка, его активность и отношения с окружающим миром. А. М. Леушина считала, что ведущая роль обучения состоит в развитии детей, причем важен не только процесс обучения, но и то, что дети должны осмысливать новую информацию. Л. И. Божович в своих исследованиях выделяла права и обязанности школьника, отделяла понятие «игра» от понятия «учение». С ней соглашался и А. В. Запорожец, акцентируя также внимание на логическом мышлении дошкольников. Основы психологического консультирования представлены в трудах Р. С. Немова. [4]
Психологические вопросы подготовки детей к школе изучает также Н. И. Гуткина. Н. Я. Семаго и М. М. Семаго анализируют поведение и познавательное развитие детей, обращают внимание на особенности образовательных учреждений, состояние здоровья дошкольников. Особенностями детской психологии занимается Д. Б. Эльконин. [5,6]
Отдельный труд с пояснением множества различных методик, которые предназначены для анализа готовности детей к школе, принадлежит Р. И. Айзман, Л. К. Айзман, Г. Н. Жаровой, С. Д. Забрамной, А. И. Савенкову и И. Е. Ядрихинской. [5]
Многие исследователи в своих работах предлагали различные методы диагностики готовности детей к школе. Однако в таком большом объеме информации важно понимать, какие из этих способов действительно полезны, а какие нет.
Именно поэтому мы можем выделить 3 главных, по нашему мнению, компонента психологической готовности детей к школе :
- мотивационная готовность : познавательный интерес; желание учиться; стремление добиваться успехов в учении;
- интеллектуальная готовность : способность обобщать и сравнивать предметы; способность классифицировать предметы; способность устанавливать причинно-следственные связи; способность делать выводы и обобщения; концентрация внимания; умение воспроизводить образец; развитие тонких движений руки;
- коммуникативная готовность : умение сформировать внутренние позиции; готовность к принятию новой социальной позиции; характер отношений с окружающими; определенный уровень развития самосознания.
Нами было проведено исследование В нем приняли участие 16 детей в возрасте 6-7 лет.
Цель эксперимента заключалась в апробации комплекса методов диагностики психологической готовности детей к обучению в школе в условиях детского сада.
Для подбора методик диагностики были учтены выделенные нами ранее показатели психологической готовности детей к школе.
1. Мотивационная готовность.
2. Интеллектуальная готовность.
3. Коммуникативная готовность.
Таким образом, были подобраны следующие методики для диагностики.
1. Методика определения уровня школьной зрелости по тесту Керна-Йирасека.
Цель: определение ориентировочной оценки школьной зрелости.
Задача исследования: определить уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе.
2. Методика диагностики самооценки детей (авторы Р. И. Айзман, Л. К. Айзман, Г. Н. Жарова, С. Д. Забрамная, А. И. Савенков и И. Е. Ядрихинская).
Цель: углубленное изучение психофизиологических предпосылок к учебной деятельности.
Задача исследования: определить уровень коммуникативной готовности к обучению в школе, а также умение определять самооценку и оценивать других детей, аргументируя свой ответ.
3. Методика опроса Р. С. Немова.
Цель: определение психологической готовности / неготовности при помощи диалога с ребенком.
Задача исследования: определить уровень мотивационной готовности к обучению в школе
Оценка результатов каждой диагностики проводилась по-разному, однако все результаты были сведены к трем общим уровням подготовки к школе.
1. Низкий уровень – отсутствует ясное изображение при рисовании, при списывании текст не читаемый, при срисовывании точек нет соответствия. Низкая самооценка, ребенок не объясняет свои решения, отказывается выполнять задания. Нет мотивации к обучению в школе.
2. Средний уровень – при рисовании человека отсутствует некоторые части тела, при списывании текст нечеткий, однако можно прочитать хотя бы 4 буквы, при срисовывании точек изображение похоже на образец, но неточное. Самооценка средняя, свои действия объясняет исходя из эмоций, а не личных наблюдений, не всегда есть четкая мысль при общении. Ребенок хочет пойти в школу, однако не может объяснить причины, либо меняет мнение по ходу разговора.
3. Высокий уровень – изображение человека четкое, есть все части тела, при списывании текст читается, воспроизведение точек по образцу сделано верно. Самооценка высокая, речь ясная и четкая, есть понимание своего отношения к окружающим людям. Высокая мотивация к школьному обучению, есть понимание того, что ожидает его в школе.
В итоге мы проанализировали и обобщили результаты эксперимента. Мы выяснили, что по показателю «желание учиться» высокий уровень показали 8 детей (50%, средний уровень - 3 человека (18,75%, а низкий - 5 дошкольников (31,25%). По показателю «умение воспроизводить образец» высокий уровень имеют 9 детей (56,25%, средний уровень – 4 ребенка (25%, а низкий – 3 дошкольников (18,75%). По показателю «развитие тонких движений руки» высокий уровень показали 11 детей (68,75%, средний уровень у 3 дошкольников (18,75%, а низкий – у 2 ребят (12,5%). По показателю «сформированность внутренней позиции» высокий уровень показали 8 детей (50%, средний уровень у 3 дошкольников (18,75%, а низкий – у 5 ребят (31,25%).
Также можно заметить, что есть ряд дошкольников, которые показали разный уровень в выполнении заданий. Чаще всего, это было связано с быстрой утомляемостью или не проявлением заинтересованности в каком-то конкретном упражнении. Некоторым детям не хватало умений и знаний в одном из заданий.
Список используемой литературы
1. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л. И. Божович. – [Текст] : непосредственный // Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Просвещение; под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – Москва, 1995. – С. 130–141.
2. Запорожец, Д. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте / А. В. Запорожец. – [Текст] : непосредственный // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Просвещение; под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – Москва, 1995. – С. 88-99.
3. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев. – [Текст] : непосредственный // Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Просвещение; под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – Москва, 1995. – С. 11-24.
4. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования : Учеб. для студ. педвузов / Р. С. Немов. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 394 с. - ISBN 5-691-00268-6. – [Текст] : непосредственный.
5. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго –– Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 384 с. - ISBN 5-9268-0341-1. – [Текст] : непосредственный.
6. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред-сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с. - ISBN 978-5-7695-4068-4. – [Текст] : непосредственный.