Наталья Бельчегешева
Мини-музей игрушки в детском саду. Методические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №21 «Рощица»
Мини-музей игрушки в детском саду
Методические рекомендации
Мысковский городской округ
2025
Автор составитель:
Бельчегешева Наталья Сергеевна,
воспитатель МБДОУ № 21 «Рощица»
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игрушки. Мини-музеи
- Консультации для родителей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Методические рекомендации «Мини-музей игрушки в детском саду» содержит перспективный план работы, экскурсии, сценарии образовательной деятельности, анкету для родителей, консультации для родителей, рекомендации для педагогов, презентации для детей, педагогов, родителей, видеофильмы. Данная методическая рекомендация будет интересна и значима для педагогов детского сада.
Содержание
Введение …4
Организация мини-музея в ДОУ …. 8
Перспективный план работы мини-музея «Игрушка» …. 15
Заключение. …19
Список литературы …. 21
Введение
Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Характерной особенностью дошкольного возраста является познавательный интерес, выражающийся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать новое. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее будет идти его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
С целью формирования познавательно - исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, мы решили использовать в своей работе такую форму как мини – музей.
Создание мини - музеев в ДОУ относится к «музейной педагогике».
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, познавательное, творческое развитие личности. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно сформировать у детей интерес к познавательной и творческой активности.
Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Это актуально в настоящее время, так как расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, обогащает предметно – развивающую среду ДОУ новыми формами работы с детьми и их родителями.
Вовлечение детей, родителей и педагогов в активную творческую деятельность по организации мини-музея позволит систематизировать работу по познавательной деятельности.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что в настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа–средой. Электронные интерактивные игрушки, игровые приставки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Как результат – отсутствие у детей познавательно - исследовательских умений и навыков, они не умеют и не учатся работать с информацией, так как компьютер выдаёт уже готовые ответы, стоит только нажать на кнопку. Мы заметили, что наши воспитанники тоже не остались в стороне от века компьютерных технологий. Всё чаще мы слышим: «Я в выходные, играл на компьютере». А так же наравне с компьютеризацией происходит отдаление каждого поколения и детей дошкольного возраста в частности от своих истоков.
Создание мини - музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Основываясь на выше перечисленных доводах, исходя из интересов детей, мы решили создать мини - музей «Игрушки» в детском саду. Игрушка незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить ребёнка к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. Игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами.
И здесь нельзя переоценить роль народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе. Играя с разными игрушками, дети могут почувствовать прошлое, представить, какими куклами играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, изготавливать игрушки из разных материалов, придумывают о них рассказы, разыгрывают сценки, обыгрывают ситуации, драматизируют. Поскольку игрушки разные по размеру и материалу, из которого изготовлены, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук.
А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав ответы детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают.
Считаем, что данное направление актуально, потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждый предмет несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей, и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.
Организация мини-музея в ДОУ
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Включение музея в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. «Как создать мини-музей?», «Где взять экспонаты для экспозиции?», «Как увлечь детей и родителей этой деятельностью, что бы она была интересна всем участникам воспитательного процесса?» ответы на эти вопросы предполагают большую работу со стороны всех участников: детей, их родителей, воспитателя.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
В процессе создания мини-музеев всю работу разделили на этапы:
1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяли название мини-музея, разрабатывали его содержание, выбирали место для размещения.
Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы. Решая проблему свободных помещений для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу, а можно сделать и мобильные, переносные мини-музеи и т. п.
Помещения Положительные стороны расположения мини-музея Отрицательные стороны расположения мини-музея
Групповое помещение Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея. Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.
Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.
Родители не имеют полного представления о работе детского сада.
Раздевальная комната Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.
Общение детей с родителями по темам музея Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы
Помещения для дополнительных занятий Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т. д. Музей сливается с общим фоном данного помещения.
Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.
Холлы Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.
Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.
Мини-музей дает стимул для общения. Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.
2. Практический. Сбор и расположение экспонатов на полках мини – музея.
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
• Размещение материала на настенных полочках;
• Использование ширм;
• Использование стендов;
• Использование мобиле;
• Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. А любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание - осмысливание -закрепление - применение.
Кроме того, экспонаты и дети должны говорить на одном языке. Задача эта решается разными способами, один из которых привлечение к открытию музеев родителей.
3. Третий этап, когда мини – музей уже будет готов. На этом этапе начинается работа с мини – музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
• выявление творческих способностей детей;
• расширение представлений о содержании музейной культуры;
• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
• создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.
Конечно, со стороны педагога проводится предварительная работа по подготовке детей к проведению экскурсии. Обычно, это ролевая игра, в которой дети знакомятся с правилами поведения в музее, с правилами проведения экскурсий, и примеряют на себя образ экскурсовода.
Наряду с занятиями непосредственно в музее (занятия – экскурсии, выставки, конкурсы и праздники, беседы, самостоятельная работа старших дошкольников с музейными материалами, проводятся занятия с использованием отдельных предметов – подлинников, специально подготовленных выставок и монтажей с активным использованием технических средств и ИКТ: звукозаписи, фотографии, презентации, видео-фильмы. Пример: ОД «Традиционная тряпичная кукла», с медиа–презентацией, рассматриванием настоящих кукол, фотографий, иллюстраций.
При ознакомлении детей с экспозициями музеев широко используются игровые методы и приёмы. Такие как: игровые ситуации (пример, «Путешествие в мир игрушек» и др., игры на развитие памяти и внимания («Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что лишнее?», сюжетно – ролевые игры («Экскурсии в музеи», «Магазин игрушек», игры – викторины и игры – конкурсы («Угадай экспонат музея по картинке и расскажи о нём», «Я - экскурсовод») и т. д.
Каждый мини – музей — это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В детском саду мини – музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей в процессе образования. При условии, что музей – это практический и активный способ ознакомления ребенка с интересующими его темами мы старались придерживаться принципов:
1. наглядности;
2. доступности;
3. достоверности;
4. вариативности;
5. интерактивности;
6. многофункциональности;
7. преемственности;
8. психологической комфортности и безопасной деятельности в музейном пространстве;
9. координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи.
Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. Мини-музеи в детском саду дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Необходимо выделить следующие педагогические функции мини-музея :
• образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы;
• развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
• просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
• воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
При создании мини – музея, мы обратили внимание на следующее:
- музей повышает познавательный интерес детей к изучаемой теме;
- экспонаты в музее расширяют кругозор детей;
- музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения;
- музей предоставляет свободу выбора;
- при работе в мини – музее возможны разные формы работы с детьми (ОД, игры, индивидуальная работа, самостоятельная и коллективная работа детей, наблюдение, презентации);
- мини – музей соответствует современным требованиям к развивающей предметно – пространственной среде (мобильность, гибкость пространства, информативность, индивидуальная и ролевая направленность, безопасность);
- в музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта;
- музей осуществляет просветительную и образовательную функцию;
- расширяет опыт организации работы с семьями.
Когда мини - музей был уже создан в нашем ДОУ, дети не потеряли к нему интерес. Даже наоборот, дети в свободное время обращаются именно к музею. За время создания, мини – музей для детей стал чем – то своим, родным, так как дети принимали активное участие в его открытии. Создание мини-музея в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений, позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Наш мини-музей всегда открыт для посетителей, а экспонаты используются для проведения игр, занятий и праздников.
Перспективный план работы мини – музея «Игрушка»
Тема Виды деятельности с детьми Совместная работа с родителями
«Музей игрушки»
Сентябрь 1. «Мини-музей игрушек»,
Проект для детей
2.«Музей это интересно»,
экскурсия в мини-музей для детей
3. «Такие разные игрушки», презентация для детей старшего дошкольного возраста
4. «Такие разные игрушки», сценарий образовательной деятельности для детей 6-7 лет 1. «Ребёнок в музейном пространстве», анкета для родителей
2. «Игрушка в жизни ребёнка», консультация для родителей
«Народная традиционная кукла»
Октябрь
1.«Народные куклы», картотека стихов для детей дошкольного возраста
2. «Куклы из бабушкиного сундучка», альбом – презентация для всех возрастов
3. «Традиционные тряпичные куклы», презентация для детей старшего дошкольного возраста
4 «Традиционные тряпичные куклы», текст к презентации
5. .«Изготовление шорской народной игрушки», сценарий образовательной деятельности для детей 6-7 лет
6. «Традиционная народная кукла», сценарий образовательной деятельности для детей 6-7 лет 1. «Кукла масленица»,- мастер-класс, презентация для педагогов
«Деревянная игрушка»
Ноябрь
1. «Деревянная игрушка», презентация для детей старшего дошкольного возраста
2. «Экскурсия в музей русской народной игрушки», сценарий образовательной деятельности для детей 6-7 лет
4. «Жили-были матрешки», мультфильм для детей старшего дошкольного возраста и для детей 6-7 лет 1. «Появление матрешки на Руси», консультация для родителей
«Новогодние игрушки»
Декабрь - январь 1. «Что такое новый год», сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
2. «История новогодней игрушки», презентация для детей 6-7 лет
3. «История новогодней игрушки», текст к презентации для детей 6-7 лет 1. «Создай новогоднее настроение своими руками!», мастер-класс для родителей и детей
«Игрушки наших бабушек»
Февраль - март 1. «История куклы», презентация для детей старшего дошкольного возраста
2. «Бабушкин сундучок», сценарий образовательной деятельности для детей 6-7 лет
3. «Загадки про игрушки», картотека загадок про игрушки 1.«Игрушки наших бабушек», альбом для всей семьи
«Глиняные игрушки»
Апрель
1. «В гости к дымковским мастерам», презентация для детей старшего дошкольного возраста
2. «Дымковская игрушка», сценарий образовательной деятельности для детей 6-7 лет 1. «Весёлые игрушки из Вятской деревушки», консультация для родителей
«День рождения музея»
Май 1 «Что такое ремесло?», видеофильм для детей всех возрастов
2 .«Народные промыслы России», видеофильм для детей старшего дошкольного возраста
3. «Путешествие в русскую деревню», видеофильм для детей 6-7 лет
Заключение
Благодаря мини – музеям возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.
Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Появилась возможность «погружения» детей в новую для них предметно-информативную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослым. Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.).
Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности, так как сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.
Таким образом, мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.
Проделанная нами работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Список литературы:
1. Комарова Т. С., Филлипс О. Ю «Эстетическая развивающая среда в ДОУ»
Учебно – методическое пособие. / Московское педагогическое общество России, 2005г.
2. А. Н. Морозова, О. В. Мельникова «Музейная педагогика: из опыта работы» /М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
3. Е. Свешникова «Музей в детском саду : организация и планирование работы» /Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» (№6, 2007).
4. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2.
5. Белянкова, Н. М. Возможности музейной педагогики в организации
исследовательской работы младших школьников /Н. М. Белянкова
//Начальная школа. - 2011.-№9.-С. 62-64.
6. Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики - 2007.
7. Рыжова, Н. А. Музейная педагогика в детском саду /Н. А. Рыжова//Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября». - 2011.
-№5. -(вкладыш);
8. Интернет- ресурсы.