Сумина Ольга Андреевна
Образовательные беседы по ПДД с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Эти знаки можно назвать помощниками - они помогут тебе, если ты знаешь их значение.
Светофор - это специальный прибор, который регулирует движение транспорта и пешеходов. Если на перекрестке нет светофора, то там можно увидеть постового-регулировщика. Он управляет дорожным движением, выполняя определенные действия руками. Если регулировщик поднял руку вверх, это равносильно желтому сигналу светофора и означает «Внимание!»
Вопросы и задания
- Какие дорожные знаки есть на улице, на которой ты живешь? Для чего они предназначены? Что означают?
- Как называется часть дороги, предназначенная для перехода? (Пешеходный пере-
ход.)
- Наземный пешеходный переход называют «зебра». Как ты думаешь, почему?
Размышляем вместе с взрослыми
Основная задача бесед на тему безопасности на дороге заключается в том, чтобы выработать у ребенка стереотип безопасного поведения. Он должен умело применять правила и легко ориентироваться на улице. Ребенок должен знать, что он не одинок на дороге, у него есть помощники: дорожные знаки, сигналы светофора, взрослые, полиция. Кадо только научиться «понимать» их и взаимодействовать с ними.
О чем рассказать ребенку - На улицах, дорогах, площадях все устроено таким образом, чтобы было удобно и пешеходам, и водителям транспорта. Ты, наверное, обращал внимание на то, как много на улицах всевозможных указателей, по которым можно ориентироваться. Для безопасности пешеходов главными являются светофор и знаки, подсказывающие, где можно переходить улицу.
Эти знаки можно назвать помощниками - они помогут тебе, если ты знаешь их значение.
Светофор - это специальный прибор, который регулирует движение транспорта и пешеходов. Если на перекрестке нет светофора, то там можно увидеть постового-регулировщика. Он управляет дорожным движением, выполняя определенные действия руками. Если регулировщик поднял руку вверх, это равносильно жёлтому сигналу светофора и означает «Внимание!»
Вопросы и задания
- Какие дорожные знаки есть на улице, на которой ты живешь? Для чего они предназначены? Что означают? - Как называется часть дороги, предназначенная для перехода? (Пешеходный переход.)
- Наземный пешеходный переход называют «зебра». Как ты думаешь, почему?
Что означает желтый сигнал светофора? (Приготовься к переходу.) - Что означает зеленый сигнал светофора? (Можно переходить дорогу.)
Запомни! Если ты потерялся или затрудняешься перейти улицу, то обратись к сотруднику дорожно-патрульной службы или к любому взрослому. Тебе обязательно помогут, если ты вежливо и понятно объяснишь свою просьбу.
Игра
Предложите ребенку построить на столе макет дороги с игрушечными машинками или кубиками и провести любимую куклу или игрушку по улицам, объясняя, где бе- зопасно переходить улицу.
Познакомить малыша с таким важным для безопасности на дорогах устройством, как светофор, надо как можно раньше. По дороге в детский сад обратите внимание ребенка на светофор. Расскажите малышу о назначении светофора и его устройстве; разъясните, почему светофор можно назвать другом.
О чем рассказать ребенку
«На улицах города все устроено так, чтобы было удобно и пешеходам, и водителям транспорта. Ты, наверное, обратил внимание на то, как много на улице разных указателей, по которым можно ориентироваться. Для безопасности пешеходов главными являются светофор и дорожные знаки, подсказывающие, где можно переходить улицу. Эти знаки можно назвать помощниками - они помогут тебе, если ты знаешь их значение.
Светофор - это специальное устройство, которое регулирует движение транспорта и пешеходов. У светофора три глаза: красный, желтый и зеленый».
В младшем возрасте ребенок знает основные цвета,
поэтому важно научить его ориентироваться в сигналах светофора. Повторите с малышом, что означают эти сигналы.
• Что означает красный свет светофора? (Запрещено переходить дорогу.)
• Что означает желтый сигнал светофора? (Приготовься к переходу.)
• Что означает зеленый сигнал? (Можно переходить дорогу.) Объясните, что в тех местах, где нет светофора, на перекрестке
можно увидеть постового-регулировщика. Он управляет движением, подавая жестами или руками сигналы, понятные водителям
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
Воспитание у ребенка навыков безопасного поведения в транспорте также важно, как и формирование умения правильно вести себя на улице, на дороге, ведь транспорт - сфера повышенной опасности.
О чем рассказать ребенку
К сожалению, не все взрослые, которые окружают наших детей на улице, в общественном транспорте, подают хороший пример. Поэтому аргументированно, в доступной для ребенка форме, а также демонстрируя личный пример, объясните:
• почему автобус и троллейбус надо об-
ходить сзади, а трамвай спереди;
• какие неприятности могут возникнуть,
если ехать зайцем, не заплатив за проезд: • почему в автомобиле необходимо пользоваться ремнями безопасности, а маленьким детям - ездить в детском кресле.
Расскажите ребенку, что транспорт бывает личный (папина машина, велосипед брата и др.) и общественный (трамвай, троллейбус, автобус, метро). Те, кто ездит в общественном транспорте, называются пассажирами.
Познакомьте ребенка с элементарными правилами поведения в общественном транспорте:
• за проезд в транспорте необходимо платить;
• нельзя кричать и громко разговаривать;
• нельзя есть мороженое (можно испачкать других
пассажиров);
• нужно уступать место пожилым людям.
Расскажите ребенку, как выглядят проездные билеты, как оплачивается проезд, что бывает с теми пассажирами, которые не заплатили за проезд (в шутку их называют «зайцами»).
Объясните ребенку, что в метро тоже существуют свои правила:
• нельзя бегать по ступеням эскалатора; • на эскалаторе надо стоять лицом по ходу движения и держать-
ся за поручни;
• нужно быть внимательным и соблюдать осторожность при вхо-
де и сходе с эскалатора;
• ожидая поезд, нельзя подходить близко к краю платформы, за-
ступать за ограничительную линию, бросать что-либо на рельсы, заглядывать вниз.
Играем с ребенком
Ребенок лучше усвоит правила поведения в общественном транспорте, если вы поиграете с ним. Пусть он сначала побудет в роли водителя, затем - пассажира.
Загадки
Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой
Многолюден, шумен, молод, Под землей грохочет город. А дома с народом тут Вдоль по улице бегут.
Провезу вас под землей. (Метро)
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА УЛИЦЕ
С дорожной азбукой и правилами безопасности на улице ребенок знакомится очень рано - как только начинает топать ножками рядом с вами по улице, где вы совсем недавно катали его спящего в коляске.
Формируя поведенческую культуру ребенка как основу его безопасности на дорогах и улице, важно рассказать ему об
устройстве дороги улиц на примере вашего микрорайона.
О чем рассказать ребенку
По дороге в детский сад, магазин обращайте внимание ребенка на то, что улицы города устроены так, чтобы всем людям было удобно и комфортно. Дома можно продолжить начатый на улице разговор: «Я начну, а ты дополняй и рассказывай все, что знаешь. Каждая улица имеет свое название. Дома стоят вдоль улиц, на них есть номера, по которым можно легко найти нужный адрес. Вдоль улиц расположены тротуары и дороги. На улицах много разных дорожных знаков. Люди - их называют пешеходами - движутся по тротуарам, а транспорт - по дорогам. Дорогу пешеходы переходят по специальным переходам
(наземным и подземным).
Вдоль улиц на тротуарах устроены остановки для людей, которые пользуются общественным транспортом».
Вопросы
• Как регулируется движение на улице?
• Какие сигналы светофора ты знаешь?
• Назови общественный транспорт, который ты знаешь.
• Как называется улица, на которой мы живем?
• Какие дома есть на нашей улице?
• Где должны ходить пешеходы?
• Почему нельзя ходить по проезжей части?
• Что такое перекресток?
Где и как нужно переходить улицу?