Елена Губенко
Диагностика и развитие творческих способностей ребёнка средствами изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика и развитие творческих способностей ребёнка средствами изобразительного искусства
Творчество- это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.
Э. Фромм
Публикация «Диагностика и развитие творческих способностей ребёнка средствами изобразительного искусства» размещена в разделах
В условиях модернизации российской системы образования, в условиях демократизации и гуманизации учебно- воспитательного процесса в образовательных учреждениях на современном этапе все более отчётливо прослеживается тенденция формирования творческой личности в связи с принципиально новыми функциями художественного образования и эстетического воспитания, в системе современного образования и, прежде всего, с переориентацией целевых установок. Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека. Это самореализация, создание условий реализации возможностей ребёнка в этом мире.
Этим целям созвучна природа творческого развития личности ребенка.
Среди многообразия современных типов школ: гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением естественно- математического и гуманитарного циклов- выделяются учреждения, специализация которых направлена на развитие творческих способностей детей. Речь идёт о специализированных школах с углубленным изучением изобразительного искусства и учреждениях дополнительного образования детей.
В зарубежной и отечественной педагогической психологии хорошо известны и успешно используются компенсирующие возможности занятий изобразительным искусством. Изобразительная деятельность способствует развитию всех видов мышления и воображения. В США, например, занятия изобразительным искусством используются как эффективное средство, компенсирующее недостаток творческого мышления в других сферах образования.
Поставленная учреждениями с углубленным изучением изобразительного искусства цель развития творческих способностей личности останется только декларацией, если нет надёжного способа контроля, диагностики и развития этих способностей.
Между тем,подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используется понятие «креативность». Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны. Что такое креативность? Аналога в русском языке этому слову, пожалуй, нет, в буквальном переводе креативность означает «творческость». Это способность порождать необычные идеи, отличаться мышлением от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Креативность может проявляться в самых разных областях- не только в области искусства. А самое главное –помогать при решении жизненных проблем.
Креативный человек- это тот, кто обладает особым видом мышления- дивергентным. Дивергентное (творческое) мышление- противоположность конвергентного (традиционного, нетворческого) мышления. Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы- путём интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным. В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, что не замечают другие. В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более глубоко и широко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важны и восприятие, и воображение, и тем более- фантазия. Одним из первых суть творческого мышления попытался раскрыть Дж. Гилфорд, выделив как его важнейшие составляющие оригинальность, новизну и гибкость высказываемых идей. Другие попытки определить творческое мышление были, скорее всего, различными вариантами теории Дж. Гилфорда и по содержанию и по содержанию очень близки к ней. В оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии относительно устойчивы у разных авторов критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнения предлагаемых заданий:
- быстрота и легкость проявляются в скорости выполнения задания и определяются путем подсчета количества ответов, идей или решений задачи за отведенный промежуток времени;
- гибкость- количество переключений с одного класса объектов на другие;
- оригинальность оценивается по частоте данного ответа в однородной группе.
Достаточно широкое применение для диагностики творческих способностей воспитанников получил тест Э. Торенса. Тест разбит на три группы или, как говорится в этой методике, батареи:
- вербальную;
- изобразительную;
- звуковую.
Для диагностики творческих способностей к изобразительной деятельности легко адаптируется вторая- изобразительная батарея этого теста. Оценка результатов проводится по следующим критериям:
1. Скорость и беглость- количество ответов.
2. Гибкость- степень разнообразия ответов.
3. Оригинальность- редкость идей.
4. Тщательность разработки идеи- детализация ответов.
Все тестовые методики не являются абсолютным показателем развития личности. Они только констатируют достигнутый уровень в очень узком диапазоне исследований способностей человека. Наибольшие затруднения в применении тестовых методик вызывает их некоторая всеобщность: творчество воспитанников оценивается вообще, а не применительно к особенностям творческих способностей в изобразительной или иной художественной деятельности. Другая трудность заключается в неоднозначности интерпретации полученных результатов, что, безусловно, снижает уровень объективности исследований.
При всём своём несовершенстве тестовые методики успешно используются как учёными, так и педагогами- практиками. Предлагаемая мной серия тестов на выявление способностей к изобразительной деятельности апробирована в группах детей младшего и среднего возраста студии «Художественное творчество» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско- юношеский центр» г. Шарыпово. Не претендуя на универсальность предлагаемых методик, я хотела бы поделиться опытом диагностики творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Предлагаемые тесты можно разделить на две большие группы: изобразительные и вербальные. Учитывая специфику возраста, я попыталась предать тестам- заданиям по возможности игровую форму. Изобразительная группа тестов начинается с серии заданий «Чудесная линия». Время исполнения заданий- 10 минут:
1. Тест- игра «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков- закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ- 1 балл, если вариантов нет-0 баллов.
2. Тест- задание «Что попало в сеть?». Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т. д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный тест- задание можно проводить под музыку. Рука ребёнка реагирует на восприятие музыки и вычерчивает линию, опираясь на слуховые ощущения.
Возможна стандартизация этого теста. Как вариант предлагается «сеточка», заданная педагогом, что позволяет более объективно относиться к полученным результатам.
3. Тест- игра «Геометрический человек». Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты- задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа. Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой.
Следующую серию заданий я объединила названием «Волшебная клякса». Тесты этой серии восходят к классическим чернильным пятнам Роршаха. Они рассчитаны на выявление уровня развития воображения.
1. Тест- задание «Дорисуй». Ребёнок должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации нескольких клякс определённый образ и дорисовать его, сделав более выразительным, узнаваемым. Тест легко стандартизируется, если детям одной возрастной группы предъявляются одинаковые кляксы. Возможен как чёрно- белый вариант этого теста, так и цветной. Оценка результата этого теста аналогична первому тесту в серии «Чудесная линия».
2. Тест «Игра в прятки». В предлагаемом воспитанникам чёрном или цветном пятне они должны увидеть «спрятанный там конкретно заданный образ». Пятно можно поворачивать. При дорисовке используется минимум средств. Оценивается оригинальность и выразительность решения.
Следующая группа заданий- «Отпечатки» является наиболее показательной при Бесконечное разнообразие цвета и фактуры отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Субъективность качественной оценки полученных результатов- наибольшая.
1. Тест- задание «Отыщи картинку». Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона, образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. Чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления : легкость и беглость, гибкость, оригинальность.
2. Тест- игра «Маэстро». Задание является вариантом предыдущего теста. Детям предлагается поиграть в великих художников- стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину ученика так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ. Задание является завершающим в серии и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления ребёнка. Интерпретация результатов может быть аналогичной предыдущим тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная оценка (экспертами выступают воспитанники студии или педагоги, ранжирование и т. д. Каждый педагог может найти удобную для себя систему обработки тестов, являющейся достаточно убедительной и наглядной для других, ведь всё, чем занимается ребёнок в детстве, он делает творчески : двигается ли, общается, играет, исследует мир… Но не всегда сам процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки- уникальный способ понять, как ребёнок видит мир. А главное- они помогут сохранить материальные свидетельства того, как развивались его навыки и творческие устремления.