Павлова Татьяна Николаевна
Диагностика детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления.
Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные.
1) К первой группе относятся:
Публикация «Диагностика детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах
• Задержка психического развития. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга возникает под влиянием неблагоприятных факторов, выражается незрелостью психомоторных, когнитивных функций.
• Умственная отсталость. Является умственным недоразвитием – стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность, умеренную (имбецильность, тяжелую (идиотию).
• Деменция. Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций.
2) Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций. О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков. Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, речевых патологиях.
Диагностика отклонений в развитии – это всегда дифференциальная диагностика. Нельзя заниматься диагностикой умственной отсталости или задержки психического развития.
Диагностика нарушений психического развития должна включать три этапа:
I этап – это скрининг, в процессе которого осуществляется выявление отклонений в развитии без точной их квалификации.
II этап – собственно дифференциальная диагностика, цель которой – определение типа нарушения развития и направленности обучения ребенка.
III этап соответствует углубленному варианту обследования, имеет задачей раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, характеристику его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности.
Основные задачи психолого-педагогической диагностики :
• раннее выявление нарушений развития у детей;
• определение причин и характера нарушений;
• определение оптимального педагогического маршрута ребёнка;
• выявление индивидуальных психологических особенностей
ребёнка с нарушениями развития;
• разработка адаптированных образовательных программ.
Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний
• повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность, незрелость эмоций,
• ограниченный запас общих сведений и представлений,
• трудности звукового анализа,
• несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
Правила в работе с детьми
При проведении обследования ребенка необходимо учитывать следующие показатели.
• Понимание инструкции и цели задания.
• Реакция на результат работы.
Важно учитывать, чтобы задания и методики были обучающими:
• направленными на формирование новых умственных действий,
• выявляющими «зону ближайшего развития» детей.
Обследование дошкольников с нарушениями интеллекта
Пирамидка
• можно наблюдать моторику ребенка
• различение ребенком цвета предметов
• умение пересчитывать кольца пирамиды
• сформированность понятия о количестве предметов
Методика обследования познавательного развития,
диагностическое обучение,
качественная и количественная оценка действий ребенка 3-7 лет
Приступая к обследованию ребенка младшего дошкольного возраста, экспериментатор сначала устанавливает эмоционально- деловой контакт и формирует доверительные отношения, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить следующие задания:
Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах
Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру с психологом, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная речь этих детей характеризуется наличием отдельных звуков. Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений.
Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, но неспособные организовать самостоятельную игру, а охотно включающиеся в организованную взрослым; отмечаются некоторые процессуальные действия с игрушками. При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентировке (методу проб). У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности (интерес, орудийные действия, зрительно-двигательная координация). Активная речь этих детей характеризуется отдельными словами или звуками. Фразовая речь, как правило, аграмматичная, малопонятная для окружающих. Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии общих интеллектуальных умений.
Третью группу (24—33 балла) составляют дети, заинтересованные в действиях с игрушками, включающиеся в совместную игру со взрослым и способные выполнить самостоятельно предметно-игровые действия. В процессе выполнения практических задач они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу проб). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, но они не могут самостоятельно выполнить задание, после обучения с заданием справляются. У них, как правило, имеется собственная речь: в основном это лепет либо отдельные слова, иногда встречается малопонятная для окружающих фраза. Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха и речи.
Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к действиям с игрушками, они самостоятельно организуют сюжетную игру. При выполнении практических задач эти дети пользуются практической ориентировкой (методом проб). У них имеется интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей, как правило, фразовая, понятная для окружающих. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.
Диагностический инструментарий
• Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие с приложением альбома «наглядный материал для обследования детей» под редакцией е. А. Стребелевой 2-е издание, переработанное и дополненное
• Л. Ф. Фатихова диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями
• Забрамная с. д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол. -мед. -пед. Комис. — м. : гуманитар, изд. Центр владос, 2005. — 32 с. (коррекционная педагогика)
Методика 4. Раскрась предметы (разработка Л. Ф. Фатиховой)
Методика предназначена для детей дошкольного возраста.
Цель:
1) изучение уровня и особенностей сформированности восприятия цвета, умение соотносить предмет и его цвет (сформированности эталонов цвета); 2) выявление знаний о цветах;
3) выявление уровня сформированности тонкой моторики рук.
Стимульный материал:
1) карточка с контурным изображением хорошо знакомых ребенку по опыту предметов: яблоко, солнце, лист дерева, туча с дождиком, морковь, картофель;
2) карточка с аналогичными, но уже раскрашенными предметами;
3) цветные карандаши.
Ход исследования. Ребенку предлагается карточка с контурными изображениями предметов и цветные карандаши.
Инструкция: «Художник нарисовал разные предметы, но раскрасить их забыл. Помоги художнику. Раскрась картинки». После раскрашивания ребенка спрашивают, каким цветом он раскрасил предметы.
Оценка результатов :
I уровень – ребенок не принимает задачу, совершает неадекватные действия, например, рисует карандашами вне контура или др. (0 баллов).
II уровень – ребенок принимает задачу, но закрашивает предметы несоответственно, цвета назвать не может (0 баллов).
III уровень – ребенок выполняет задание, но с ошибками, например, неправильно закрашивает 1-2 предмета, может правильно назвать некоторые цвета (2 балла).
IV уровень – ребенок выполняет задание без ошибок, т. е. раскрашивает предметы соответственно, может назвать все цвета (3 балла).
Примечание: если ребенок раскрашивает яблоко желтым или зеленым цветом, лист дерева – желтым или красным цветом и т. п., но при этом правильно называет цвета, которые использовал, выполнение задания оценивается как верное.
Виды помощи
1. При выполнении задания на I уровне экспериментатор еще раз повторяет инструкцию, делая ее более развернутой и сопровождая указательными жестами.
2. При выполнении задания с ошибками (II и III уровни) экспериментатор говорит: «Неправильно, подумай еще».
3. Если предыдущий вариант помощи не возымел действия, экспериментатор показывает карточку с аналогичными, но уже раскрашенными предметами, просит назвать предметы и их цвет на данной картинке и снова предлагает раскрасить предметы на карточке с их контурными изображениями, но уже с опорой на карточку с раскрашенными предметами.
4. Экспериментатор организует с ребенком совместную деятельность по закрашиванию, сопровождая процесс деятельности речью с отражением цвета закрашиваемых предметов, после чего снова просит ребенка показать предмет определенного цвета: «Покажи предмет красного цвета… синего цвета…». За каждый вид помощи оценка снижается на 0,5 балла.