Наталья Гущина
Диагностика детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст - критический возраст в развитии ребёнка. То, что на этом уровне упущено, впоследствии навёрстывается с трудом или не навёрстывается вовсе. Задача специалистов и родителей заключается в том, чтобы опираясь на возможности ребёнка, развивать его при активном участии самого ребёнка.
Каждый ребёнок является по-своему единственным и неповторимым. Он рождается с некоторым набором базовых предпосылок, возможностей развития, но в определённых границах. Потенциальные возможности реализуются в условиях благоприятной окружающей среды или остаются неиспользованными, если не было необходимых условий для развития. Значение участия этих двух компонентов (задатки и окружающая среда) в развитии ребёнка трудно переоценить.
Публикация «Диагностика детей раннего возраста» размещена в разделах
Коррекционная помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть выявлены соответствующие проблемы.
Для того чтобы определить уровень развития ребёнка и его способности к дальнейшему продвижению, актуально использовать развивающий тест В. Штрасмайера. С его помощью можно узнать, каковы в настоящее время навыки ребёнка в разных областях развития и каким может быть высший уровень его достижений. Эти навыки развивающего характера разделены на пять важнейших функциональных составляющих:
а) самообслуживание - социальное развитие;
б) мелкая (тонкая) моторика;
в) общая моторика;
г) язык (речь);
д) мышление и восприятие.
Каждая из функциональных составляющих имеет определенный набор навыков, которые формируются у ребёнка от 0 до 5 лет (помесячно).
Тест В. Штрасмайера представлен в виде тестовых листов развития в таких сферах как: самообслуживание, общая и тонкая моторика, речь, мышление, восприятие. Каждый тестовый лист развития имеет не только диагностическую направленность, но и развивающую, помогая специалистам ориентироваться в системе развивающих упражнений при овладении определенными навыками, составлении практических рекомендаций родителям по развитию ребёнка.
Вследствие затруднений в развитии ребёнка отдельные навыки становятся у него упорядоченными во временном периоде развития от трёх месяцев до пяти лет, показывая, насколько отстаёт ребёнок в разных областях развития. Результаты теста наглядно представляются в виде графика на регистрационном бланке, где изображается профиль развития ребёнка, показаны основные центры замедления развития и достижения. На основе этого бланка строится целенаправленная коррекционная работа по программе реабилитации. Регистрационный бланк позволяет родителям наглядно увидеть в каких областях и насколько ребёнок отстаёт в своём развитии, а также ориентироваться при выполнении домашних заданий.
Задания развивающего теста можно рассматривать также и в качестве целей, к достижению которых следует стремиться, занимаясь с ребёнком, если он ещё не владеет данным навыком.
Представленные умения, достижения не обязательно должны появляться в указанное время и в указанной последовательности, выстраиваясь одно за другим. Следует рассматривать их в качестве своеобразного рубежа в развитии, который проходит рано или поздно большинство детей с теми или иными особенностями физического или умственного развития. Так в сфере мышления на первом году жизни оценивается уровень развития следующих навыков:
- следует взглядом за движущимся объектом;
- узнает знакомого человека;
- тянет игрушку на веревочке;
- барабанит одной палочкой;
- убирает чашку, чтобы вынуть из-под неё спрятанный предмет.
На втором году жизни следующие навыки:
- пытается подражать рисованию;
- барабанит двумя палочками;
- узнает шесть вещей в окружении или в книге с картинками;
- вставляет три пустотелых цилиндра один в другой (матрешка);
- показывает на кукле пять частей тела (глаза, нос, руки, ноги, волосы);
- имеет понятие о числе “один”;
- показывает на кукле шесть частей тела;
- знает функциональное назначение различных предметов (покажи, что мы едим, что можем одевать);
- показывает по требованию три цвета: красный, жёлтый и синий.
Предложенная система упражнений должна рассматриваться в качестве педагогической помощи, которая поставит развитие ребёнка на более прочную основу. Благодаря ей можно определить, какие новые группы умений могут быть развиты при обучении. Упражнения имеют общеразвивающий характер, предполагают последовательное, целенаправленное развитие каждой сферы детей раннего возраста. К каждой группе упражнений предполагается тестовый лист развития. В каждом ряду тестового листа задания расположены снизу вверх в порядке возрастания трудности выполнения задания. Развивающий тест предполагает нормальное развитие ребёнка и может использоваться в качестве рамок для педагогической ориентации.
При проверке уровня развития этот тест показывает зону ближайшего развития, помогает уточнить цели и даёт информацию о том, каким образом развивать ребёнка далее. Он поможет ответить на вопросы о том, в каких областях ребёнок должен проявлять соответствующие его возрасту умения, как найти нужный подход к ребёнку для выполнения развивающего упражнения, как определить степень развития умений у ребёнка.
Тест В. Штрасмайера помогает родителям найти ответы на многочисленные вопросы:
- Насколько отстаёт ребёнок в своём развитии от сверстников?
- Касается ли его отставание в развитии только отдельных областей?
- Что нужно сделать для того, чтобы положительно влиять на развитие ребёнка?
- Можно ли несколько смягчить причины, повлекшие за собой нарушения в развитии?
- С чего нужно начинать?
- К каким целям, достижениям нужно стремиться в работе с таким ребёнком?
- Как лучше всего достичь желаемого результата?
Развивавающий тест Штрасмайера научит родителей правильно помогать своим детям в их обучении и развитии. Поможет принять своего ребёнка таким, каков он есть со всеми присущими только ему особенностями и сложностями, адаптироваться к болезни и радоваться жизни, несмотря ни на что.