Наталья Игашева
Диагностический журнал по музыкальному развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5»
Диагностический журнал
по музыкальному развитию детей дошкольного возраста
Составила:
Игашева Н. Н. ,
муз. руководитель
МБДОУ «Детский сад №5»
п. Куеда
(3-4 года)
Критерии Диагностический инструментарий Описание сформированности критерия
Публикация «Диагностический журнал по музыкальному развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Развивать основы музыкального вкуса дошкольников. (Ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения) Наблюдение за ребенком в процессе
образовательной
деятельности: слушание музыки в инструментальном и оркестровом исполнении. Ребенок проявляет интерес к музыке :
принимает активное участие.
Запоминает и узнает
музыкальные произведения, может подобрать к ним игрушку или картинку.
Узнает 3-4 муз. инстр-та: погремушка, бубен, дудочка, барабан.
Берет инструменты сам, ритмично ударяет по коленям, по ладошке, по носочку правой и левой ноги, звенит погремушкой подняв руку вверх.
Совершенствовать слуховое восприятие, внимание, музыкальную память детей. (Стремится проявлять эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки.) Наблюдение за ребенком в процессе
беседы о настроении и характере музыки с использованием муз. дидактической игры: «Грустно – весело». Проявляет эмоции: радость, грусть, злость, удивление в песнях,плясках,играх.
Выражает свои мысли вслух о том, о чем рассказала музыка.
Содействовать проявлению склонности к музицированию. (Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритмы, передает их в движении) Наблюдать за ребенком в процессе деятельности с использованием муз. дидактической игры «Песня – танец – марш». Проявляет стремление
к достижению результата: определяет
ритмический рисунок и передает его в пении и движении (марше). танце)
Продолжать развивать музыкальные способности детей. (Активен в играх на исследование звука, в элементарноммузицировании) Наблюдение за ребенком в процессе извлечения звука (музицирования) на шумовых музыкальных инструментах. Ребенок проявляет интерес в экспериментировании со звуком: играет на шумовых инструментах в оркестре и ансамблем.
(4-5 лет)
Критерии Диагностический инструментарий Описание сформированности критерия
Развивать основы музыкального вкуса дошкольников. (Ребенок интересуется средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа).
Наблюдение за ребенком в процессе
НОД: слушать музыкальные произведения, закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш) Ребенок с желанием: -слушает музыку, определяет динамику
произведения;
-узнает песни, мелодии;
-различает звуки по высоте (секста-септима).
Совершенствовать слуховое восприятие, внимание, музыкальную память детей. (Различает выразительный и изобразительный характер в музыке). Беседа по содержанию и характеру музыкального произведения Ребенок может простыми словами рассказать о музыкальном произведении (музыка веселая, быстрая, медленная,
громкая,тихая
и т. д.)
Содействовать проявлению склонности к музицированию ( Эмоциональное исполнение песенного репертуара: владеет элементарными вокальными приемами, чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервало)в.
Эмоциональность пения можно определить по
выражению лица ребенка. Дети не сразу научатся выражать мимикой характер песни, поэтому желательно выбирать песни с ярко выраженным характером (грустным, веселым) или читать потешки с разными интонациями (см. программу «Ладушки») Ребенок на высоком эмоциональном подъеме
исполняет песни о Родине, дружбе и т. д.
Активно подпевает и поет. Чисто интонирует интервалы: терцию, кварту (в том числе «тетрахорды»)
Узнает песни по вступлению и мелодии.
Продолжать развивать музыкальные способности детей. (Ритмично музицирует, слышит сильную долю в двух-, трёхдольном размере) Ритмичность движения лучше определяется в маршировке, хлопках, притопах и игре на шумовых музыкальных инструментах. Прыгать и бегать в такт музыке дети еще не могут. Ребенок ритмично двигается, активно принимает участие в играх, ритмично хлопает в ладоши, играет на музыкальных инструментах. Делает «акцент» (притоп) на сильную долю такта) в 2-х,3-х дольном размере
Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении и пении.
Для того чтобы ребенок мог самостоятельно проявлять свои творческие способности, необходимо создание
предметно-пространственной среды в группе и семье (участие взрослого). Ребенок самостоятельно
исполняет знакомые песенки на музыкальных ударных инструментах: бубне, погремушке, маракасах, деревянных ложках и т. д. ; придумывает танцевальные движения
(импровизирует)
(5-6 лет)
Критерии Диагностический инструментарий Описание сформированности
критерия
Продолжать накапливать интонационно- слуховой и интонационно- пластический опыт. (У ребенка развиты элементы культуры слушательского восприятия).
Если ребенок отображает в рисунке свое отношение к музыке, значит, он ее хорошо чувствует. Особое внимание надо уделить детям, которые не рисуют. Ребенок эмоционально
воспринимает музыку
(выражает свое отношение словами);
проявляет стремление передать в движении
характер музыкального произведения;
различает 2-х, 3-х частную форму;
отображает свое отношение в рисунке;
способен придумать
сюжет музыкальному произведению
Углублять развитие музыкальности, пластичности, как компонент муз. культуры. (Ребенок выражает желание посещать концерты, музыкальный театр).
В беседах больше рассказывать о творчестве композиторов, слушать хорошую классическую музыку,
посещать концерты-отчеты силами учащихся ДМШ им. А. П. Собянина во время школьных каникул Ребенок с желанием посещает выступления детей ДМШ им. А. П. Собянина, (ранее посещавших МБДОУ «Детский сад №5») на концертах в ДК, танцевальные кружки при ДДТ и ДК.
Расширять использование инструментального музицирования, для выполнения детьми творческих заданий. (Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки. Проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности).
В беседе дать детям представление о трех китах: (жанрах музыки)
песня, танец, марш Д. Б.
Кабалевского. Играть с детьми в музыкально-дидактическую игру
(настольную) «Три кита» с карточками Ребенок имеет представление о жанрах музыки.
Определяет и называет трех китов: песня, танец, марш при активном слушании музыки.
Развивать основы художественно. -музыкального. вкуса. (Активен в
театрализации) В беседе дать понятие,
что такое «театр» : сцена, спектакль, актеры, исполнитель,
слушатель, зритель,
оркестр, дирижер,
композитор и т. д.
Познакомить с видами театра: театр Сатиры,
театр Юного зрителя,
кукольный театр им. Образцова в Москве,
театр оперы
и балета П. И. Чайковского в Перми.
В группе создать музыкально- театральную зону (костюмы, атрибуты и т. д.) для того, чтобы ребенок мог свободно перевоплощаться в того или иного героя, придумывал сюжеты, фантазировал и играл
со сверстниками в группе. Активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонации
Участвует в инструментальных импровизациях Рассказать об оркестре,
об инструментальной и симфонической музыке,
познакомить с музыкальными инструментами : духовыми, народными, струнными, клавишными и т. д.
Разучить музыкально – дидактическую игру «Музыкальные инструменты разных стран».
В группе создать шумовой музыкальный оркестр для самостоятельной импровизации детей. Ребенок с желанием импровизирует мелодии на заданную тему на шумовых музыкальных инструментах
6-7 лет
Критерии Диагностический
инструментарий Описание сформированности
критерия
Формировать музыкально- эстетическое восприятие, (У ребенка развита культура слушательского восприятия).
Для того что бы дети лучше воспринимали музыку необходимо :
подобрать произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером;
к каждому муз. произведению подбираются иллюстрации, игрушки,
стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты Ребенок умеет внимательно слушать музыку не отвлекаясь от начала до конца; рассказ педагога.
Возрос его потенциал при слушании классической, народной и современной музыки
При активном слушании ребенок определяет жанр, характер, темп, динамику и метроритм произведения, форму.
Формировать сознание, оценку, потребности, интересы. (Любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями).
Вести с родителями беседу о том, что нужно с детьми не только слушать концерты,
ходить на спектакли, но и обсуждать услышанное или увиденное дома в кругу семьи, чтобы ребенок мог высказать свое мнение о полученных впечатлениях. Развита культура слушательского восприятия.
Любит ходить в концерт, делится впечатлениями о жанрах музыки. Дает им оценку. Изъявляет желание посетить еще раз мероприятие (концерт, спектакль, цирк и т. д.)
Развивать творческую активность в различных видах музыкальной деятельности. (Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов).
Больше беседовать с детьми о музыке :
-творчестве композиторов;
познакомить с легендой о «трех китах» Д. Б.
Кабалевского;
балете, опере, симфонии;
народными песнями. Обогащен слуховой опыт при знакомстве с жанрами, стилями, направлениями в классической и народной музыке.
Называет 2-3 композитора, знаком с произведениями.
Формировать эмоционально- положительное отношение к произведениям музыкального искусства. (Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках) Привлекать ребенка к
исполнительской деятельности, чтобы он смог себя проявить: в чтении стихов,
в исполнении сольного номера (песня, танец и т. д.) на праздниках и развлечениях. Ребенок проявляет себя
на развлечениях, праздниках, во всех видах музыкальной исполнительской деятельности.
Содействовать активному проявлению себя в придумывании интонаций различного характера и жанра. (Активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания).
Продолжать беседы: что такое «театр» : сцена, спектакль, актеры, исполнитель,
слушатель, зритель,
оркестр, дирижер,
композитор и т. д.
Продолжать знакомить с видами театра: театр Сатиры,
театр Юного зрителя,
кукольный театр им. Образцова в Москве,
театр оперы
и балета П. И. Чайковского в Перми.
В группе продолжать пополнять музыкально- театральную зону (костюмы, атрибуты и т. д.) для того, чтобы ребенок мог свободно перевоплощаться в того или иного героя, придумывал сюжеты, фантазировал и играл
со сверстниками в группе. Ребенок активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания.
Побуждать самостоятельно инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного действия (Импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях). Продолжать беседы об оркестре,
инструментальной и симфонической музыке,
знакомить с музыкальными инструментами : духовыми, народными, струнными, клавишными и т. д.
Разучить музыкально – дидактическую игру «Музыкальные инструменты разных стран».
В группе создать шумовой музыкальный оркестр для самостоятельной импровизации детей. Ребенок ритмизированно проговариваетстихи.
На слух различает инструментальную и симфоническую музыку, народную и классическую.
Разбирается в звучании музыкальных и шумовых инструментов.
Принимает участие в игре на шумовых музыкальных инструментах в ансамбле и самостоятельно.