Ирина Подойникова
Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей старшей группы
▼ Скачать
Задание 1.
Цель. Выявить умение создавать множество из разных по качеству элементов.
Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины, изображения предметов, разные по назначению (например, инструменты для людей разной профессии).
Инструкция. Какие группы можно создать из этих предметов? Назови эти группы.
Задание 2.
Цель. Выявить умение разбивать множество на части и воссоединять их.
Публикация «Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей старшей группы» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины).
Инструкция. Как можно назвать эту группу? Раздели эту группу на части. Как называется каждая часть? Объедини их снова в одну группу. Как теперь называется группа?
Задание 3.
Цель. Выявить умение устанавливать отношение между целым множеством и отдельной его частью.
Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины).
Инструкция. Как можно назвать эту группу? Раздели эту группу на части. Что больше (меньше) : целая группа или часть?
Задание 4.
Цель. Выявить умение сравнивать разные части множества на основе счёта и соотнесения элементов один к одному.
Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины, разделё нные на 3 части: по цвету, форме, величине.
Инструкция. Сравни количество фигур в каждой части. Чего больше (меньше? Как ты это сделаешь? Как ещё можно сравнить?
Задание 5.
Цель. Выявить умение определять количество предметов в группе, считать в пределах 10, пользуясь количественными числительными.
Материал. 10 разных игрушек.
Инструкция. Сколько игрушек перед тобой? Сосчитай.
Задание 6.
Цель. Выявить умение понимать отношения между смежными числами (в пределах 10)
Материал. 2 группы предметов (например, 6 кругов и 7 треугольников)
Инструкция. Какое число больше (меньше) : 6 или 7? На сколько?
Задание 7.
Цель. Выявить умение устанавливать равенство из неравенства двумя способами (путём добавления и путём убавления).
Материал. 6 кругов и 7 треугольников.
Инструкция. (Связь с предыдущей ситуацией). Что нужно сделать, чтобы кругов и треугольников стало поровну? А ещё как?
Задание 8.
Цель. Выявить умение отсчитывать в пределах 10.
Материал. 20 геометрических фигур.
Инструкция. Отсчитай 7 фигур.
Задание 9.
Цель. Выявить умение называть числа в прямом и обратном порядке.
Материал. Нет.
Инструкция. Назови числа от 5 до 10, от 3 до 8.
Задание 10.
Цель. Выявить умение считать предметы на ощупь (в пределах 10).
Материал. Мешочек такого размера, чтобы помещались обе руки ребёнка, 10 мелких предметов.
Инструкция. Сосчитай предметы на ощупь.
Задание 11.
Цель. Выявить умение считать и воспроизводить количество звуков (в пределах 10).
Материал. Молоточек, ширма.
Инструкция. Сосчитай количество ударов и хлопни столько же раз. Сколько раз ты хлопнул? Почему?
Задание 12.
Цель. Выявить умение считать и воспроизводить количество движений (в пределах 10).
Материал. Нет.
Инструкция. Сосчитай количество прыжков и присядь столько же раз. Сколько раз ты присел? Почему?
Задание 13.
Цель. Выявить умение различать и называть цифры, понимать, какое число обозначает цифра.
Материал. Карточки с цифрами, расположенные в беспорядке.
Инструкция. Покажи цифру 7. Что она обозначает? Назови остальные цифры.
Задание 14.
Цель. Выявить умения детей определять порядковое место предмета среди других в пределах 10, используя порядковый счет.
Материал. Любые 10 разных игрушек или их изображения, расположенные в ряд (например, юла, кубик, флажок, мяч, скакалка, дудка, матрешка, кукла, мишка, кегля).
Инструкция. Какой по счету стоит матрешка? Как ты определил?
Задание 15.
Цель. Выявить умение определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов, обобщать числовые значения на основе счёта и сравнения групп.
Материал. 5 петушков, 5 матрёшек, 5 машин.
Инструкция. Сколько петушков? Сколько матрёшек? Сколько машин? Что можно сказать о количестве разных игрушек?
Задание 16.
Цель. Выявить понимание независимости числа от величины предметов.
Материал. 5 больших кругов, 5 кругов среднего размера, 5 маленьких кругов.
Инструкция. Сколько больших кругов? Сколько кругов среднего размера? Сколько маленьких кругов?
Что можно сказать о количестве разных по размеру кругов?
Задание 17.
Цель. Выявить понимание независимости числа от расстояния между предметами.
Материал. 15 кругов, в каждом ряду расположенных по 5 на разном расстоянии друг от друга.
Инструкция. Сколько кругов в первом ряду? Сколько кругов во втором ряду? Сколько кругов в третьем ряду?
Что можно сказать о количестве кругов в каждом ряду?
Задание 18.
Цель. Выявить понимание независимости числа от формы предметов.
Материал. 5 предметов круглой формы, 5 предметов квадратной формы, 5 предметов треугольной формы.
Инструкция. Сколько предметов круглой формы? Сколько предметов квадратной формы? Сколько предметов треугольной формы?
Что можно сказать о количестве разных по форме предметов?
Задание 19.
Цель. Выявить понимание независимости числа от формы расположения предметов.
Материал. 10 кругов: 5 из них расположены в ряд (справа, 5 – в беспорядке (слева).
Инструкция. Сколько кругов справа? Сколько кругов слева? Что можно сказать о количестве кругов слева и справа?
Задание 20.
Цель. Выявить понимание независимости числа от направления счёта.
Материал. 10 кругов.
Инструкция. Сколько кругов перед тобой? В каком направлении ты считал? Если сосчитать справа налево, количество кругов изменится? Проверь.
Задание 21.
Цель. Выявить понимание количественного состава числа из единиц (в пределах 5).
Материал. 5 кругов разного цвета.
Инструкция. Сколько кругов перед тобой? Как составлено это число? (Из кругов какого цвета составлено это число)
Раздел «Величина»
Задание 22.
Цель. Выявить умение сравнивать 10 предметов по длине, располагать их в возрастающем (убывающем) по длине порядке, отражать в речи порядок расположения предметов («Самая короткая, длиннее, ещё длиннее, ещё длиннее, самая длинная»)
Материал. 10 полосок разного цвета, разной длины (разница 1 см.).
Инструкция. Сравни эти полоски по длине и разложи их в порядке возрастания (убывания) длины. Расскажи о длине полосок, начиная снизу. А теперь расскажи о длине полосок, начиная сверху.
Задание 23.
Цель. Выявить умение сравнивать 2 предмета по длине с помощью третьего (условной меры, равного одному из сравниваемых предметов.
Материал. На листе бумаги размером А4 в верхнем левом углу нарисована полоска красного цвета размером 8 см., в правом нижнем углу – синяя полоска, размером 7,6 см., отдельная вырезанная полоска бумаги размером 10 см., простой карандаш, ножницы.
Инструкция. Какая из этих полосок длиннее (короче? Докажи. (Как можно сравнить длину этих полосок и не ошибиться).
Задание 24.
Цель. Выявить умение делить предмет на 2 равные части путём сгибания, называть полученные части, сравнивать по величине целый предмет и его часть, части между собой.
Материал. Круг.
Инструкция. Раздели круг на 2 части. Назови полученную часть. Как ещё можно назвать часть? Что больше (меньше) : целый круг или его часть? Сравни части между собой по величине.
Задание 25.
Цель. Выявить умение делить предмет на 4 равные части путём сгибания, называть полученные части, сравнивать по величине целый предмет и его часть, части между собой.
Материал. Круг.
Инструкция. Раздели круг на 4 части. Назови полученную часть. Как ещё можно назвать часть? Что больше (меньше) : целый круг или его часть? Сравни части между собой по величине. Что больше (меньше) : одна четвёртая часть или половина? Две четвёртых или половина? Четыре четвёртых или целый круг?
Раздел «Форма»
Задание 26.
Цель. Выявить умение различать и называть овал, сравнивать его с прямоугольником.
Материал. Геометрические фигуры (обязательно овал и прямоугольник).
Инструкция. Назови все геометрические фигуры. Чем похожи овал и прямоугольник? Чем они отличаются друг от друга?
Задание 27.
Цель. Выявить представления о четырёхугольнике.
Материал. Геометрические фигуры (квадраты и прямоугольники).
Инструкция. Назови одним словом эти геометрические фигуры. Почему ты так решил? Докажи.
Задание 28.
Цель. Выявить умение анализировать и сравнивать предметы по форме.
Материал. Предметы разной формы (или их изображения) – квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные, круглые: книги, картина, одеяла, крышки столов, поднос, блюдо, тарелки, платок и др.
Инструкция. Назови, какой формы все эти предметы.
Раздел «Ориентировка в пространстве»
Задание 29.
Цель. Выявить умение определять своё пространственное местоположение относительно других предметов.
Материал. 5 игрушек: кукла в центре, заяц, лошадка, медвежонок, мышонок (расположены лицом к ребёнку)
Инструкция. Кто сидит справа (слева) от куклы? Кто сзади куклы? Кто впереди?
Задание 30.
Цель. Выявить умение ориентироваться на листе бумаги.
Материал. На листе бумаги размером А4 нарисованы (приклеены) разные предметы или геометрические фигуры (справа, слева, вверху, внизу, в середине по углам)
Инструкция. Назови, что где нарисовано.
Раздел «Ориентировка во времени»
Задание 31.
Цель. Выявить представления о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
Материал. Можно использовать картинки, изображающие части суток (природные явления, деятельность детей).
Инструкция. Назови одним словом всё то время, когда пройдёт утро, день, вечер, ночь.
Задание 32.
Цель. Выявить умения определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материал. Можно использовать модели дней недели.
Инструкция. Какой день недели сегодня? Какой был вчера? Какой будет завтра?
Таблица мониторинга математического развития детей старшей группы
Разделы Уровни Старшая группа
Начало года Конец года
КОЛИЧЕСТВО И СЧЁТ Норма 0 0% 7 - 41%
Средний 3 - 18% 9 - 53%
Низкий 14 - 82% 1- 6%
ВЕЛИЧИНА Норма 0 - 0 % 5 - 29%
Средний 5 - 29% 7 - 42%
Низкий 12 - 71 % 5 - 29%
ФОРМА Норма 0 - 0% 4 - 24%
Средний 1 - 6% 7 - 41%
Низкий 16 - 94% 6 - 35%
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ Норма 0 - 0% 4 - 24%
Средний 12 - 71% 8 - 47%
Низкий 5 - 29% 5 - 29%
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ Норма 0 - 0% 5 - 29%
Средний 5 - 29% 6 - 35%
Низкий 12 - 71% 6 - 36%
ИТОГО