Олеся Комарова
Конспект занятия в старшей группе. Рассказывание русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе.
Тема: Рассказывание русской народной сказки
«Крылатый, мохнатый да масляный»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,продуктивная, познавательная; восприятия художественной литературы и фольклора
Цели: Помочь детям понять смысл этой мудрой и увлекательной сказки. Полюбить её. Обратить внимание на первую фразу. На традиционную для сказок концовку; учить согласовывать существительное с прилагательными в роде и числе. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Уметь инсценировать небольшой отрывок из сказки
Методы и приёмы: 1 Беседа, что бы дети могли вспомнить и ответить на вопросы по содержанию сказки
2 Игровой.
3 Подведение итогов, для закрепления
Полученных знаний.
Словарная работа: Крылатый, мохнатый, масляный. Дрожмя дрожит, ошпарился, обварился.
Содержание НОД
1 Вводная часть, приветствие.
В: Ребята, давайте со всеми поздороваемся, не так как обычно, а стишком: - Здравствуй солнце золотое (правая рука вверх)
- Здравствуй небо голубое (левая рука вверх)
- здравствуй маленький цветок (приседают)
- Здравствуй в поле ветерок (машут руками)
- В детский садик я хожу, всех я вас приветствую (разводят руками в стороны)
(Дети садятся на стульчики)
В: Сегодня мы поговорим о русских народных сказках.
Скажите пожалуйста вы много знаете Р. Н. С.? (Да)
- А что такое, Русские народные сказки, откуда они взялись, кто их написал? (Народ)
- Р. Н. С. были написаны самим народом, в которых говорится о приключениях фантастических героев.
- Давным - давно они назывались «Баснями», «Байками» и передавались от одного поколения другому.
- Сейчас я проверю вас, как вы знаете названия сказок. Я буду зачитывать отрывок из сказки, а вы назовёте мне названия сказки.
- «Коровушка, голубушка, дай скорей молока, из молока хозяюшка собьёт маслица, маслицем смажу петушку горлышко»(Петушок и бобовое зёрнышко)
- «Слышим, слышим, да не матушкин это голосок! Наша матушка поёт тонюсеньким голоском и не так причитает. (Волк и семеро козлят)
- «Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась. Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит стоит избушка. (Маша и медведь)
- «Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х!
У внучки – трёх! плёх!
У курочки – трёх – трёх! плёх – плёх!
У мышки – трёх – трёх – трёх! Плёх – плёх – плёх!» (У страха глаза велики)
-«Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.» (Кот, петух и лиса)
- «Ушли отец с матерью, а дочка позабыла, что ей наказывали родители, разыгралась с подружками и забыла про братца» (Гуси – лебеди)
- А теперь назовите Р. Н. С., которые вы знали ещё маленькими, без моих подсказок. (Репка, Теремок, Курочка ряба, Заюшкина избушка, Три медведя)
На экране показ обложек к сказкам
2 В: Сегодня я вас познакомлю с новой Р. Н. С.
У неё, как и у многих других сказок, необычное название: «Крылатый, мохнатый да масляный»
- Как вы думаете, кто это? Кто по вашему крылатый?
- Крылатый – это и самолёт и птица!
- Какая птица? (Ворона или сорока)
- Крылатый ворона – что то тут не так? – или – крылатый сорока – так говорят? (Нет)
а) Крылатый – кто может быть? (Ворон, самолёт, гусь, лебедь, снегирь, воробей)
б)А мохнатый? – кто может быть? (Медведь, волк, енот, кот,
лев, мышонок)
в) А масляный? – кто может быть? (Хлеб, пирог, плов, блин)
Физкультминутка
Воробушек шёл – шёл – шёл
Белый гриб нашёл
Раз - грибок, два - грибок, три - грибок
Положил их в кузовок!
3 В: -Как начинаются все Р. Н. С. (Жили – были)
- А у этой сказки начало необычное, послушайте: «На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масляный.
- Чем необычно начало? Да, здесь не просто сказано «жили – были», но и указано, где жили.
- И где же жили три братца? (На лесной опушке, в тёпленькой избушке)
Чтение сказки
Беседа по прочитанному
- Как звали героев сказки?
(Крылатый, мохнатый, масляный)
- Как жили друзья в начале сказки?
(Дружно, каждый занимался своим делом, друг друга хвалили, нахваливали)
- Чем занимался воробей?
(Еду приносил)
- А мышонок?
(Дрова рубил)
- Чем занимался блин?
(Щи да кашу варил)
- Почему воробей решил поменяться работой?
(Я с утра на охоте – на тяжкой работе, а блин с утра на печи лежит нежится, только к вечеру за обед берётся. А мышонок с утра дрова возит, да грызёт, а потом до обеда спит)
- Правильно ли поступил воробей когда обиделся на друзей?
(Нет)
- Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?
(Бедой)
- Припомните, как выглядел блин, вернувшись с охоты?
(Полбока лиса съела)
- А с мышонком что стало?
(Обварился, ошпарился, шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит)
- А каким нашёл блин воробья на завалинки?
(Клюв в сторону, слезами воробей заливается)
- Когда же друзья так бывает?
(Когда один на другого «кивает» своё дело перекладывает)
- Поняли как бывает, когда один на другого «кивает», своё дело делать не хочет, а за другое берётся.
- Хорошо это или плохо?
(Плохо)
Понравилась вам сказка?
(Да)
4 Мы с вами эту сказку в дальнейшем сыграем по ролям.
А сейчас нам Миша, Сайаана, Аэлина покажут небольшую сценку из этой сказке.
5 Воробей, мышонок, блин. (Угадай где звук)
Анализ занятия