Евгения Кретстянова
Диагностические методики обследования моторики у дошкольников
1. Методика «Домик» Гуткиной Н. И. представляет собой упражнение на срисовывание изображения, имитирующего домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Предоставленная методика предназначена для ребят в возрасте 5-10 лет и имеет возможность быть применена для определения готовности ребенка к школе.
Цель исследования: определить способность ребенка копировать трудный образец. Поручение дает обнаружить способность малыша сконцентрироваться на шаблоне, точно его перенести на бумагу, определить свойства становления произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Публикация «Диагностические методики обследования моторики у дошкольников» размещена в разделах
2. Методика «Узор» Цеханской Л. И. Основное внимание уделяется исследованию формирования у ребят возможности осознанно подчинять собственные действия правилу, обобщенно определяющему метод воздействия, и, не считая того, умению внимательно слушать говорящего.
Материал данной техники - геометрические фигуры, находящиеся в 3 ряда. Верхний ряд произведен из треугольников, нижняя доля - квадраты, средний - круги. Квадраты находятся буквально под треугольниками, кружки – в промежутке между ними. Треугольников и квадратов по 17 в ряду, кружков – 16. Все 3 ряда геометрических фигур в последующем именуются «полоской».
Перед ребенком ставится задача – изображать орнамент, следуя правилу: группировать треугольники и квадраты через кружок (способ действия). В данном случае он должен следовать диктовке, которая дается экспериментатором и где указывается, какие фигуры и в каком порядке следует группировать (треугольник – квадрат, квадрат – треугольник, 2 квадрата и т. д.).
Сначала ребенку предлагается шаблон узора и дается руководство. Вслед за тем идет этап обучения методике воздействия, впоследствии которого малыши переходят к выполнению главного задания.
Опыт произведен из 3-х серий, которые отличаются друг от друга конфигурацией узора.
3. Методика «Рисование по точкам» Венгера А. Л. предопределена для исследования значения уровня ориентации на заданную систему требований. Предоставленная методика отличается от методики Цеханской Л. И. тем, что в ней малыш должен реализовывать данное правило и одновременно ориентироваться на визуально воспринимаемый образец, в то время как в методике Цеханской Л. И. осуществление правила сочетает выполнение поручения, воспринимаемого на слух.
Венгер А. Л. считает, собственно, что «последовательная ориентировка на систему требований вероятна только при довольно высочайшем уровне развития произвольности, планирования собственных поступков и контроля за их протеканием. Таким образом, показатель, подобранный для диагностирования, считается комплексным».
Методика состоит из 6-ти заданий, любое из коих размещено на отдельном листе особой брошюры, выдаваемой испытуемому. На каждом листе книжечки слева нарисован шаблон, а справа показаны «точки», которые представляют собой крестики, кружочки и треугольники. Исходя из критерия (не проводить линию между 2-мя схожими «точками», малыш должен, соединяя эти «точки» карандашом, воспроизвести фигуру-образец, показанную на том же листе слева от «точек». Задачи отличаются друг от друга формой образца и месторасположением «точек».
4. Методика Гуревича М. О. и Озерецкого Н. И. количественно-качественной оценки значения становления двигательной сферы, которая разрешала диагностировать кое-какие особенности формирования произвольного движения, а также сравнивать их с нормой развития.
Предоставленная методика является оценкой моторики рук : вытянуть вперед 2-ой и 5-ый пальцы («коза», 2-ой и 3-ий пальцы («ножницы», сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца.
Координация движений обеих рук «кулак – ладонь» : руки лежат на столе, при этом 1 кисть сжата в кулак, другая – с распрямленными пальцами.
Одновременное перемещение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.