Фелицына Владислава Олеговна
Диагностические методики изучения особенностей взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностические методики изучения особенностей взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное образование, получаемой ребенком в детском саду, является первой ступенькой в системе непрерывного образования ребенка. Современный детский сад - это образовательное учреждение, которое ориентированно на каждого воспитанника с учетом его особенностей, потребностей, интересов, возможностей. Работая в тесной связи с родителями воспитанников, современные педагоги уделяют большое внимание не только подготовке ребенка к школьной жизни (образование, но и воспитанию, и развитию его личностных качеств (коммуникативных навыков, самостоятельности в принятии решений, креативности мышления и др.). Поэтому, вашему вниманию мы представляем диагностические методики изучения особенностей взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста, которые позволит показать уровень хороших взаимоотношений у дошкольников.
Публикация «Диагностические методики изучения особенностей взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Диагностическая методика «Разложи картинки».
Цель: выявить представления старших дошкольников о правилах взаимоотношений со сверстниками и умение дать оценку детских поступков с моральных позиций.
Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей к сверстникам. Разложить рисунки на две группы и объяснить каждый поступок. Далее задавались вопросы:
- Что случилось с детьми на этой картинке?
- Почему ты положил эту картинку сюда?
- Чем тебе понравились (не понравились) эти дети?
- Почему так нужно (не нужно) поступать?
- Какие правила знают (не знают) эти дети?
- Откуда ты узнал эти правила?
Критерии оценки:
Высокий уровень: все рисунки разложены правильно, выбор обоснован с позиции моральных требований; ребенок понимает и адекватно оценивает ситуации общения, изображенные на картинках, называет правила, определяющие отношения детей друг к другу.
Средний уровень: рисунки разложены правильно, ребенок понимает смысл ситуаций, но обоснование своего решения дает преимущественно с позиции личного опыта и конкретной ситуации; общее правило затрудняется сформулировать.
Низкий уровень: ребенок допускает ошибки в распределении поступков, оценка отдельных ситуаций неадекватна, ребенок не может обосновать свой выбор с нравственных позиций, мотивирует необходимость правильного поведения внешними причинами.
Диагностическая методика «Настоящая помощь».
Цель: выявить понимание детьми состояние сверстника, находящегося в затруднительном положении, и путей справедливого выхода из трудной ситуации.
Содержание ситуации: Оля, Наташа и Катя выполняли задание воспитателя - расписывали красками матрешек для выставки. Оля сразу красиво расписала свою матрешку, а у Наташи никак не получалось. Когда Оля это увидела, она громко засмеялась и сказала: «Ну, как всегда, у тебя ничего не получается!» Но когда Катя увидела, что у Наташи ничего не получается, она поступила по-другому, не так, как Оля. Как ты думаешь, что она сделала?
Критерии оценки:
Высокий уровень: умение правильно понять смысл ситуации и дать оценку происходящего; предложить адекватный способ разрешения проблемы; выделить правила взаимоотношений в совместной деятельности; умение прокомментировать предложенное решение.
Средний уровень: дети понимают смысл ситуации, но дают не полную оценку ситуации, иногда затрудняются ответить; выбирают способ решения проблемы не совсем правильный;
Низкий уровень: дети затрудняются с ответом, дают неправильную оценку происходящего, не знают правил взаимоотношений;
Ситуация выбора «Порадуй друга»
Цель: выявить умение детей проявить внимание к сверстнику в условиях выбора линии поведения.
Содержание ситуации: Дети красками рисуют рисунки на тему «Моя любимая сказка» Воспитатель создает атмосферу общей заинтересованности: украсить группу новыми рисунками, «Чтобы все видели, какие яркие и красивые рисунки умеют делать наши дети».
После того как дети закончили рисование и любуются рисунками, воспитатель вспоминает, что Соня давно не приходит в детский сад, болеет. Подчеркивает, как одиноко заболевшей девочке без друзей, как она мечтает вернуться скорее в свою группу.
Затем воспитатель предлагает желающим детям послать свой рисунок. Соне, кто хочет порадовать Соню, отдает рисунок воспитателю, и он вкладывает его в большой конверт. Дети, которые предпочитают, чтобы их рисунки висели в группе, складывают их на отдельном столе. Если ребенок спрашивает у воспитателя, как поступить, тот не подсказывает ему, а просто отвечает: «Подумай и решай сам».
Критерии оценки:
Высокий уровень: ребенок с готовностью предложил свой рисунок.
Средний уровень: ребенок сделал окончательный выбор после колебания.
Низкий уровень: ребенок отказался это сделать.
1. Есть ли в вашей речи слова-паразиты? (Да, нет.)
2. Наблюдаете ли вы эти слова в речи детей? (Да, нет.)
3. Как вы обращаетесь к супругу (ге) в присутствии вашего ребенка чаще всего: по фамилии, имени, в уменьшительно-ласкательной форме?
4. Как часто вы разговариваете с супругом (ой, располагаясь при этом в разных комнатах, спиной друг к другу? (Часто, иногда, всегда.)
5. Когда вы разговариваете, то стараетесь смотреть в глаза говорящему или отводите взгляд?
6. В вашей семье чаще принято разговаривать громким, нор-мальным или тихим голосом?
7. Делаете ли вы замечание супругу (е, если он (а) разговаривает громким голосом?
8. Как часто вы и ваш супруг (га) торопитесь говорить, не выслушивая друг друга до конца? (Часто, иногда, всегда.)
9. Часто ли вы общаетесь, используя улыбку?
10. Разговаривая с окружающими, вы сопровождаете выражения жестикуляцией — чрезмерной, в норме?
11. Как часто ваш ребенок становится свидетелем сцен выяснения ваших отношений с супругом (ой? (Часто, иногда, всегда.)
На основе изучения современных диагностических методик, мы можем сделать вывод о том, что универсальным методом формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста является игра, в которой ребенок приобретает опыт общения, столь необходимый для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в полной мере обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры происходит формирование общественных качеств детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого.