Регина Грошикова
Диагностические материалы по обследованию развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Методика обследования развития детей
Основные задачи исследования развития воспитанников Средства реализации задач Критерии оценки
Исследование состояния импрессивной речи
Выявить уровень сформированностиимпрессивной речи воспитанников - Исследование пассивного словаря существительных
Задание: «Покажи, где кукла? Машинка? Книга».
- Исследование пассивного словаря глаголов
Задание: «Посади куклу. Открой книгу. Покатай машинку» и т. д.
Публикация «Диагностические материалы по обследованию развития детей» размещена в разделах
- Исследование пассивного словаря прилагательных
Задание: Где красная книга, где большая машина, где деревянный стол? И т. д.
- Исследование понимания грамматического строя речи:
Задания:
1. «Покажи, где один предмет, а где много» (понимание грамматической категории числа существительных в именительном падеже);
2. «Покажи где большой предмет, а где маленький» (понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных);
3. «Покажи, где находится предмет» (понимание предложно-падежных конструкций)
- Исследование понимания словосочетаний
Задания: Покажи, где дочка мамы и где мама дочки и д. р.
- Исследование понимания предложений
Задание: «Покажи картинку, на которой девочка рвет цветы и т. д.»
- Исследование понимания связной речи
Задание:
1. Выполнение инструкций типа «Принеси синюю коробку и поставь ее на стол и др.»
2. Загадка: Петя бежит за Васей. Кто бежит первым? (понимание логико-синтаксических конструкций) Пассивный словарь (3 задания)
0 баллов – не понимает обращенную речь;
1 балл – доступно понимание ограниченного круга словаря существительных.
2 балла – понимает названия предметов и действий в именительном падеже, не доступно понимание словаря прилагательных
3 балла - не испытывает затруднения в понимании глагольного словаря, задания, связанные с исследованием словаря прилагательных вызывают затруднения;
4 балла - испытывает некоторые затруднения в понимании притяжательных прилагательных.
5 баллов – пассивный словарь существительных, прилагательных, глаголов сформирован в пределах возрастной нормы.
Понимание грамматического строя речи (3 задания)
0 баллов – не понимает изменений, вносимых флексиями;
1 балл – понимает названия предметов и действий в именительном падеже;
2 балла – понимает изменения, вносимые окончаниями.
3 балла - испытывает затруднения в понимании вопросов косвенных падежей, не испытывает затруднений в понимании изменений, вносимых флексиями;
4 балла - испытывает некоторые затруднения в понимании предложных конструкций.
5 баллов - понимание грамматического строя речи в полном объеме.
Понимание словосочетаний, предложений, связной речи (4 задания)
0 баллов – не понимает обращенную речь;
1 балл – понимание речи в контексте бытовой ситуации;
2 балла – понимает элементарные инструкции и предложения.
3 балла - испытывает значительные затруднения в понимании логико-синтаксических конструкций;
4 балла - испытывает некоторые затруднения в понимании сложных инструкций и логико-синтаксических конструкциях;
5 баллов - понимание инструкций, словосочетаний и предложений по возрасту.
Исследование состояния фонематических процессов
Фонематическое восприятие.
Выявить уровень сформированности фонематического восприятия. - Повторение серий слогов с оппозиционными звуками.
Задание: Повтори за мной слоги ( пример: па-ба, ма-да и др.).
- Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.
Задание: Покажи картинки ( пример: мишка-мышка и др.)
- Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении.
Задание: Покажи картинки (крыса-крыша др.) (3 задания)
0 баллов – не понимает задания.
1 балл – многочисленные ошибки. Затруднение при выполнение заданий.
2 балла – ребенок допускает 4-5 ошибок.
3 балла – ребенок допускает 1-3 ошибки
4 балла – переспрос, правильное выполнение задания при повторном замедленном предъявлении. Поправки после неправильного ответа;
5 баллов – фонематические процессы в пределах возрастной нормы
Фонематический анализ
Выявить уровень сформированности фонематического анализа. -Выделение заданного звука из слов;
- Выделение первого ударного гласного в слове;
- Определение первого согласного звука в слове;
- Определение последнего звука в слове;
- Определение последовательности звуков в слове;
- Определение количества звуков в словах; (6 заданий)
0 баллов – не понимает задания.
1 балл – многочисленные ошибки. Затруднение при выполнение заданий.
2 балла – ребенок допускает 4-5 ошибок.
3 балла – ребенок допускает 1-3 ошибки
4 балла – переспрос, правильное выполнение задания при повторном замедленном предъявлении. Поправки после неправильного ответа;
5 баллов – фонематические процессы в пределах возрастной нормы
Фонематический синтез.
Выявить уровень сформированности фонематического синтеза - Составление слова из звуков;
Задание: Сложи слово.
Инструкция к проведению: Я назову звуки, ты собери из них слово.
О, С, Ы
Л, У, Ж, А. (1 задание)
0 баллов - отказ от выполнения
1 балл - неверно выполненное задание, помощь малоэффективна
2 балла – допустил 2 ошибки
3 балла – допустил 1 ошибку
4 балла – задание выполнено с помощью логопеда.
5 баллов – задание выполнено точно и правильно
Фонематические представления.
Выявить уровень сформированности фонематических представлений. - Подбор слов на заданный звук.
Задание: Назвать как можно слов, в которых есть звук М. (1 задание)
0 баллов - отказ от выполнения
1 балл - неверно выполненное задание, помощь малоэффективна
2 балла – допустил 2 ошибки
3 балла – допустил 1 ошибку
4 балла – задание выполнено с помощью логопеда. Слова подобраны во всех позициях.
5 баллов – задание выполнено самостоятельно, точно и правильно. Слова подобраны во всех позициях.
Исследование состояния экспрессивной речи
Исследование состояния звукопроизношения
Выявить нарушение или отсутствие нарушения звукопроизношения. - Определение состояния произношения Задание: Назови картинки
Оборудование: набор картинок на все группы звуков.
- Дифференциация звуков
Задание: Повторяй за мной слова, фразы.
• Лак – рак
• Марина набрала малины.
• Йод – лед
• Летом Юля много гуляет.
• Цыплята – тигрята.
• Настя кормит цыплят.
• Чернеть – темнеть
• Поросенок чавкает, собачонка тявкает. и т. д. (1 задание)
0 баллов – отсутствие речи, произносит отдельные звукокоплексы.
1 балл – замена, дефектное произнесение или отсутствие более 2х групп звуков русского языка.
2 балла – полиморфное нарушение звукопроизношение 2х групп звуков.
3 балла – мономорфное нарушение звукопроизношение 1й группы звуков русского языка.
4 балла – мономорфное нарушение звукопроизношения. Автоматизация одного звука.
5 баллов – правильное произнесение всех звуков русского языка во всех позициях.
Дифференциация(1 задание)
0 баллов – ребенок не дифференцирует звуки.
1 балл - смешения звуков в слогах.
2 балла - смешения звуков в словах.
3 балла – смешения звуков в словосочетаниях.
4 балла – правильное произнесение в словах, смешение во фразе.
5 баллов – точное и правильное воспроизведение всех звуков русского языка во всех позициях.
Исследование слоговой структуры слов
Определить отсутствие или наличие искажения звукослоговой структуры слов и предложений. - Воспроизведение слов различной слоговой структуры.
Задание: Что это? Логопед предлагает ребенку назвать картинки.
Оборудование: набор картинок:
С 4х лет
• Ноты, муха, вата
• Кот, дом, мяч
• Петух, веник, мешок
• Банка, лампа, сумка
• Машина, корова, лопата
• Телефон, самолет, самовар
• Бабочка, подушка, ромашка
• Хлеб, ключ, танк
• Свеча, звезда, свекла
• Пуговица, паутина, самокат
Задание: Повтори за мной слова.
С 5 лет
снеговик, мотоцикл, автобус
скамейка, скатерть, гвоздика
мотоциклист, магнитофон, милиционер
аквариум, гимнастика, строительство
Задание: Повтори за мной предложения.
Водопроводчик чинит водопровод.
Строители работают на строительстве дома.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки. (3 задания)
Самостоятельно
0 баллов – отказ от выполнения
1 балл - более 3-х ошибок
2 балла – три ошибки
3 балла – две ошибки
4 балла - одна ошибка
5 балла – правильное выполнение задания
Отраженно (слова сложного слогового состава)
0 баллов – отказ от выполнения
1 балл - более 3-х ошибок
2 балла – три ошибки
3 балла – две ошибки
4 балла - одна ошибка
5 балла – правильное выполнение задания
Фраза
0 баллов – отказ от выполнения
1 балл - более 3-х ошибок
2 балла – три ошибки
3 балла – две ошибки
4 балла - одна ошибка
5 балла – правильное выполнение задания
Исследование словарного запаса
- использование обобщающих понятий.
Задание: Рассмотри картинки и назови их одним словом.
Оборудование: набор картинок на обобщающие понятия:
• Игрушки
• Посуда
• Одежда
• Обувь
• Овощи
• Мебель
• Дикие животные
• Домашние животные
• Деревья
• Транспорт
- Подбор определений.
Задание: Рассмотри картинки, и скажи какой? Какая?
Оборудование: наборкартинок: ЛИСА, ЛИМОН, ЯБЛОКО
- Части целого
Задание: назови части предмета.
Оборудование: набор картинок: ДОМ, ЧАЙНИК, СТУЛ
- Антонимы (с 6 лет)
Задание: Послушай слова и скажи наоборот.
• зима, день, начало;
• большой, длинный, широкий, высокий, старый, чистый, добрый;
• сидеть, одеваться, закрывать;
• далеко, высоко, тихо.
- Назвать действие по предъявленному признаку.
Задание: Скажи, кто что делает?
Оборудование: набор картинок по теме «Профессии» (5) Обобщающие понятия (1 задание)
0 баллов – понятие отсутствует, либо отказ
1 балл – называет правильно 1- 2 понятия
2 балла – называет правильно 3-5 понятий
3 балла – 2-3 ошибки или 1 - 2 смешения, расширения, сужения понятий (например, вместо одежды и обуви – вещи и т. д.)
4 балла – допускает 1 ошибку или расширение понятий.
5 баллов – правильно подобраны все обобщающие понятие
Подбор определений, действий (1 задание)
0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ
1 балл – подбор 1 элементарного действия к каждому слову, затрудняется с подбором определений.
2 балла – подбирает не больше 1 определения к каждому слову и 1 элементарного действия.
3балла – подбирает по 2 определения к каждому слову и 1 действие, требуется помощь в виде дополнительных вопросов.
4 балла – требуется небольшая помощь педагога, подбирает несколько определений и действий к словам.
5баллов – все выполнено без ошибок и самостоятельно в достаточном объеме.
Части целого (1 задание)
0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ\
1 балл – называет только 1-2 части предметов от общего количества частей.
2 балла – называет по 1 части каждого предмета.
3 балл – называет не все части каждого предмета.
4 балла – Не называет 1 - 2 части предметов от общего количества частей.
5 балла – точное, правильное выполнение пробы
Антонимы (1 задание)
0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ
1 балл – Допускает свыше 6 ошибок.
2 балла – Допускает 4-5 ошибок
3балла – Допускает 3-4 ошибки
4 балла – допускает 1-2 ошибки.
5 баллов - за правильное выполнение пробы
Действия (1 задание)
0 баллов – неверно выполненное задание, либо отказ
1 балл – Допускает свыше 6 ошибок.
2 балла – Допускает 4-5 ошибок
3балла – Допускает 3-4 ошибки
4 балла – допускает 1-2 ошибки.
5 баллов - за правильное выполнение пробы
Исследование состояния грамматического строя речи
Исследование состояния словоизменения
Выявить уровень сформированности функции словоизменения. - Употребление существительных в именительном падеже ед. и множ. числа
Задание: Стол один, а много это?
Оборудование: картинки с изображением одного и множества предметов (стол – столы, кукла – куклы и т. д.);
- Употребление существительных в родительном падеже ед. и множ. числа
Задание: Много чего?
Оборудование: картинки с изображением одного и множества предметов (шар – шаров, дом – домов и т. д.).
- Употребление существительных в косвенных падежах без предлога
Задание: Назови: У меня есть, у меня нет, я рисую … и т. д.
Оборудование: карандаш, кукла.
- Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами
Задание: Назови где находится карандаш?
Оборудование: карандаш и коробка.
- Согласование прилагательных с существительными в ед. и множ. числе.
Задание: майка (какая, автобус (какой), яблоко (какое, ботинки (какие…
Оборудование: картинки с изображением желтых предметов (майка, автобус, яблоко, ботинки).
- Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными.
Задание: Давай посчитает с тобой дома и д. р.
Оборудование: набор картинок с изображением 1-го дома, 2-ух домов, 5-ти домов и д. р.
0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ.
1 балл – с помощью педагога образует несколько слов с опорой на картинку.
2 балла – с помощью педагога на слух выполняет задание, но допускает много ошибок.
3 балла – на слух самостоятельно выполняет задание, но допускает много ошибок.
4 балла – правильно использует продуктивные модели словоизменения, допускает отдельные ошибки при образовании не продуктивных моделей.
5 баллов – правильно использует продуктивные и непродуктивные модели словоизменения.
0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ.
1 балл – использует в речи аморфный предлог а.
2 балла – использует в речи только предлог в.
3 балла – правильно использует только простые предлоги в, на, из.
4 балла – правильно называет все простые предлоги, допускает ошибки при использовании сложных предлогов около, из-за.
5 баллов – правильно использует в речи простые и сложные предлоги.
0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ.
1 балл – называет только название цвета.
2 балла – согласует все словосочетания только в мужском или женском роде.
3 балла – неверно согласует словосочетания среднего рода и множественного числа.
4 балла – правильно согласует словосочетания по родам, испытывает затруднения при согласовании словосочетаний в множ. числе.
5 баллов – правильное выполнение задания.
0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ.
1 балл – не изменяет существительные по падежам, а числительные по родам.
2 балла – допускает много ошибок при изменении существительных по падежам и не изменяет числительные по родам.
3 балла – допускает несколько ошибок при изменении существительных по падежам, но не изменяет числительные по родам.
4 балла – с помощью педагога правильно согласует числительные с существительными (самостоятельно не может изменить числительные по родам).
5 баллов – самостоятельно и правильно согласует числительные с существительными в роде, числе и падеже.
Исследование состояния словообразования
Выявить уровень сформированности функции словообразования. - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Задание: Как назвать маленький предмет?
Оборудование: набор картинок с изображением больших и маленьких предметов (стол – столик, мяч – мячик и д. р.)
- Образование названий детёнышей животных
Задание: Назови как называются детёныши у кошки? И т. д.
Оборудование: набор картинок с изображением домашних и диких животных и их детёнышей.
- Образование прилагательных от существительных (с 6 лет)
Задание1: Назови из чего сделано? (образование относительных прилагательных)
Оборудование: набор картинок с изображением предметов и материала из которого они сделаны.
Задание2: Назови чьё это? (образование притяжательных прилагательных)
Оборудование: набор картинок с изображением предметов, людей и животных, которым эти предметы принадлежат.
- Образование приставочных глаголов (с 6 лет)
Задание: Назови, что делает мальчик?
Оборудование: набор картинок с изображением действий (ходит, уходит, переходит, выходит и т. д.) 0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ.
1 балл – с помощью педагога образует несколько слов с опорой на картинку.
2 балла – с помощью педагога на слух выполняет задание, но допускает много ошибок.
3 балла – на слух самостоятельно выполняет задание, но допускает много ошибок.
4 балла – правильно использует продуктивные модели словообразования, допускает отдельные ошибки при образовании не продуктивных моделей.
5 баллов – правильно использует продуктивные и непродуктивные модели словообразования.
0 баллов – не выполняет заданий, даже с помощью педагога или отказ.
1 балл – при выполнении задания использует только бесприставочные глаголы.
2 балла – при выполнении задания допускает много ошибок.
3 балла – выполняет задание с помощью педагога и допускает 1-2 ошибки.
4 балла – выполняет самостоятельно, но допускает 1-2 ошибки.
5 баллов – правильно и самостоятельно выполняет задание.
Исследование состояния связной речи.
- Пересказ прослушанного текста.
Задание: Сейчас я прочту тебе рассказ, послушай и перескажи.
Оборудование: текст рассказа «Зайчик и белочка»
- Составление рассказа по сюжетной картинке.
Задание: Посмотри на картинку и составь рассказ.
Оборудование: сюжетная картинка «На горке»
- Составление рассказа по серии картинок.
Задание: Рассмотри картинки, расставь их по порядку и составь рассказ.
Оборудование: картинки по серии «Ежик».
Пересказ
0 баллов - задание не выполнено, даже с помощью, либо отказ.
1 балл - произносит отдельные слова, пропуск деталей, аграмматизмы, помощь не использует.
2 балла - пропуск существенных деталей, многочисленныеаграмматизмы, требуется направляющая и стимулирующая помощь.
3 балла – правильный пересказ после повторного прочтения.
4 балла – пересказ с минимальной помощью 2-3 вопроса.
5 баллов – самостоятельный пересказ после первого прочтения
Составление рассказа по картинке
0 баллов – задание не выполнено, либо отказ
1 балл - перечисляет то, что видит, помощь не использует помощь.
2 балл – пропуск существенных деталей, многочисленныеаграмматизмы, требуется направляющая и стимулирующая помощь.
3 балла – отмечается большое количество аграмматизмов, рассказ составлен самостоятельно.
4 балла – отмечается незначительное количество аграмматизмов, рассказ составляет самостоятельно.
5 баллов – составляет рассказ самостоятельно, грамматически верно.
Составление рассказа по серии картинок
0 баллов – задание не выполнено, либо отказ.
1 балл – перечисляет то, что видит, помощь не использует помощь, картинки расставляет не правильно.
2 балла - пропуск существенных деталей, многочисленные аграмматизмы, требуется направляющая и стимулирующая помощь в расставлении картинок в правильной последовательности.
3 балла – картинки разложил и составил рассказ с минимальной помощью, отмечаются морфологические и синтаксические аграмматизмы.
4 балла – самостоятельно разложил картинки в нужной последовательности и составил рассказ с минимальной помощью.
5 баллов – самостоятельно разложил картинки в нужной последовательностии составил рассказ.
Каждое задание оценивается по 5ти бальной шкале от 0 до 5 баллов.
На основании оценки результатов логопедического обследования дошкольников определяются 3 уровня речевого развития ребенка.
Параметры оценки:
1 –низкий уровень (0-1,9 балла) : представления, знания, умения, навыки фрагментарны или не сформированы, помощь взрослого принимает плохо или отказывается от принятия помощи.
Не понимает изменения, вносимых аффиксами; не доступны пересказ, составление рассказа по серии сюжетных картинок; не доступны элементарные формы фонематического анализа и синтеза; звуко-слоговая структура слова нарушена, звукопроизношение значительно отстаёт от возрастной нормы; словоизменением и словообразованием не владеет.
2 -средний уровень (2-3,9 балла) : представления. Знания, умения, навыки сформированы частично, актуализируются и используются ребенком с помощью взрослого.
Не понимает значения изменений, вносимых аффиксами; активный словарь расширяется (увеличивается количество и повышается качество словаря); появляются новые грамматические связи в предложении; не понимает логико-грамматических конструкций; не доступны пересказ, составление рассказа по серии сюжетных картинок; доступны элементарные формы фонематического анализа; звуко-слоговая структура слова улучшается (ошибки на уровне 3хсложных слов и фраз); полиморфное нарушение звукопроизношения; словоизменение и словообразование в стадии формирования (отмечается большое количество аграмматизмов в самостоятельной речи).
3 –высокий уровень (4 – 4,9 балла) : представления, знания, умения, навыки сформированы в полном объеме, ребенок использует их самостоятельно.
Понимание речи в пределах возрастной нормы; активный словарь чуть ниже возрастной нормы; владеет пересказом, доступно составление рассказа по серии сюжетных картинок; доступны сложные формы фонематического анализа, синтеза, представлений; звуко-слоговая структура слова не нарушена; мономорфное нарушение звукопроизношения; отмечаются единичные ошибки в сложных формах словоизменения и словообразования (отмечается небольшое количество аграмматизмов в самостоятельной речи).
4 – норма речи (5 баллов) : речевое развитие соответствует возрастной норме.
При составлении диагностических материалов обследования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья использовались:
1. Рекомендации кафедры логопедии факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена;
2. Схема обследования, представленная в учебно-методических пособиях. Сборник методических рекомендаций. / Составители Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха В. П. Балобанова, Л. В. Лопатина, Т. Т. Воробей и др. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000 год. – С. 48-60.
3. Карта исследования речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Речевая карта ребенка с ОНР, Нищева Н. В.
5. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР, Нищева Н. В.