Елена Шакирова
Материалы к программе «Я — златоустовец» для детей 5–6 лет «Знакомство с промышленностью и изделиями златоустовских мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление детей с ремесленным искусством старины и современным традиционным искусством златоустовских мастеров.
Формы работы в течение недели:
- экскурсия в краеведческий музей – отдел оружия;
- выездная лекция «Сказка на металле» - о златоустовской гравюре на стали :
-экскурсия в Краеведческий музей: «Как чашка в дом пришла»;
-НОД: «Куй железо, пока горячо». Презентация;
-НОД: «Знакомство с гончарным производством». Презентация;
- коллективная лепка и рисование «Чайный сервиз»;
Публикация «Материалы к программе „Я — златоустовец“ для детей 5–6 лет „Знакомство с промышленностью и изделиями златоустовских мастеров“» размещена в разделах
-рассматривание наборов открыток: «Златоустовская гравюра» :
-чтение книги Ю. Подкорытова «Сказки о ремесле».
Формы взаимодействия с родителями:
-тематические выставки иллюстраций о профессиях кузнеца, гончара;
-создание альбома «Пословицы и поговорки разных народов о труде».
Итоговое мероприятие: НОД «Знакомство с гончарным производством».
Задачи интегрируемых образовательных областей.
Познавательное развитие:
- познакомить детей с рукотворным миром прошлого (историей возникновения глиняных изделий) - предметами гончарного искусства коренных жителей Златоуста;
- дать детям представление о профессии гончара и гончарном производстве.
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать уважение к данной профессии;
-воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей.
Речевое развитие:
-пополнить словарный запас словами: гончар, гончарный круг, муфельная печь;
-продолжать учить детей согласовывать речь с движениями;
-формировать умение слушать и отгадывать несложные загадки;
-воспитывать вежливое общение со взрослыми и сверстниками.
Физическое развитие:
-продолжать развивать двигательную активность детей в малоподвижных играх.
Художественно-эстетическое развитие:
- обогатить и разнообразить возможности творчества с художественным материалом – глиной, обратить внимание на пластичность материала, из которого изготавливается посуда.
- создать условия для творческого применения освоенных приемов и способов лепки (раскатывание, вытягивание, сгибание, сплющивание, прижимание, примазывание; лепка из частей, из целого куска путём вытягивания, ленточным способом);
-учить планировать свою работу;
-развивать воображение - украшать готовое изделие с помощью различных материалов (бусин, пайеток, крупы, косточек, семечек и др.)
Формируемые интегративные качества:
-физически развитый;
-любознательный, активный;
-эмоционально-отзывчивый;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-имеющий первичные представления о себе, семье, обществе;
-овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
-овладевший необходимыми умениями и навыками.
Методические приё мы:
Словесные: художественное слово, постановка вопросов, пояснение,
проговаривание за воспитателем, указания, поощрения.
Игровые: имитация гончарной мастерской, игра малой подвижности.
Наглядные: презентация.
Материалы, инструменты, оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация, глиняный горшочек, пластилин, глина, стеки, клеенки, подставки, влажные тряпочки, емкости для воды.
Организационный момент.
Ребята отгадайте загадку:
-Материал я не простой,
Из брусочков и цветной,
Из меня лепи, играй
Руки мыть не забывай!
-Конечно, вы угадали, это пластилин. Он яркий, разноцветный и
пластичный. Мы часто его используем.
-А вы, ребята, любите лепить? Почему?
(Ответы детей)
-Хотите узнать, кто и когда впервые начал лепить?
Ход:
- Давным - давно, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды
нашел в земле глину, взял ее в руки и заметил, что она мягкая и податливая.
Глиной можно было рисовать, она оставляла жирный след. Но однажды
человек скатал из глины шарик, сделал пальцем углубление и понял, что
эта вещь может ему пригодиться. Вот так получился первый сосуд.
Но первая посуда была еще не прочной, она пропускала воду, быстро ломалась. Тогда люди стали дольше сушить ее на солнце, а затем научились
обжигать ее на огне.
В земле я родился,
В огне закалился.
(Горшок)
( Показ предмета: горшочек из глины)
Вот примерно так и выглядел первый глиняный горшок, закаленный в огне. К глиняному горшку относились бережно, с почтением. На Руси глиняный горшок даже стали называть «храбрый нероня».
-Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Правильно, в нем варили еду, хранили пищу. Он не боялся огня, но ронять его было нельзя, мог разбиться.
Первые горшки были похожи друг на друга, но однажды человек изменил
форму, и увидел, что получилось красиво. Вот так постепенно посуда становилась более разнообразной и красивой (слайд №2 –посуда).
А для того, чтобы посуда имела такую правильную и красивую форму,
человек придумал специальный станок для работы с глиной – гончарный круг, (слайд №3 гончар за гончарным кругом)
Мастера же стали называть – гончар. Вот гончар берет в руки кусок глины (слайд №4, выкладывает его на гончарный круг, и при помощи вращающегося круга руки мастера придают глине нужную форму (слайд №5)
И вот, ребята, под умелыми руками гончара, из куска глины появляются
изящные вазы и кувшины (слайд №6). Для придания им прочности, их
сначала сушили, а затем обжигали.
Как вы, думаете, это делали? (в печке, на костре).
(Ответы детей)
Первоначально это делали, прямо на земле - на костре (слайд№7). Но у такого способа есть свои недостатки: нужно было много людей и
очень много дров. Ясно, что сушить и обжигать в печи удобней. Начало
таким печам было положено ямами в земле (слайда №8). Позже появились большие и маленькие специальные печи. Их называют муфельными. (слайды №9,10,11).
А теперь посмотрите, какие гончарные изделия делали златоустовские мастера-умельцы (слайд№12).
Но кроме серьезных занятий, гончары делают изделия для души и забавы.
Станет скучно мастеру делать горшки, вот возьмет он и слепит что-нибудь
веселое (слайд №13). Вот знакомые нам Дымковские игрушки, праздничные,
расписные. Расписывать игрушки придумали женщины, создавая образы
выразительные и неповторимые.
В разных местностях характер и внешний вид игрушки был различным. Вот глиняные игрушки Кировские, вот Вятские. Тоже расписные, только узоры, да краски уже другие (слайд №14, Вот Филимоновские – с разноцветными, яркими, полосатыми узорами (слайд №15). А это Каргопольские – с простым и более бедным по цвету узором (слайд №16).
Людям так нравилось заниматься гончарным делом, что лепить из глины
стали и дети. Такие же, как вы, мальчишки и девчонки, придумали и слепили
вот такие чудеса из глины (слайд №17 - детские работы, остается на протяжении всего занятия).
-А вы хотите поиграть в мастеров – гончаров и слепить свои чудеса из глины?
(ответы детей)
-Давайте отдохнём и пройдём в нашу мастерскую.
Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре-
Полетели, закружились
дети шагают на месте.
(Дети шагают на месте и машут руками вверх, вниз, изображая крылья, кружатся на месте).
В мастерской :
Посмотрите, что нам необходимо: подставка, влажные салфетки, немного воды, кисточка, стеки и, конечно же, глина. А для декорирования поделки есть бисер и маленькие бусинки.
К работе все готово, необходимо только вспомнить наши первые занятия,
где мы изучали основные приемы лепки (показ приемов на примере лепки
рыбки) :
-мы умеем делить кусок на части;
- мы умеем придавать нужную форму (раскатывать, вытягивать, сгибать,
сплющивать);
-мы умеем соединять части между собой (прижимать, примазывать);
-мы умеем украшать нашу поделку дополнительными материалами.
Пока мы вспоминали приемы лепки, я вылепила из глины сказочную рыбку.
-Кто-то может тоже слепить сказочную рыбку;
-Кто-то постарается слепить игрушку, пользуясь подсказкой;
-Кто-то попробует придумать и слепить свою поделку.
Каждый из вас подумает и выберет свой способ: из частей, из целого куска.
Привезли мы глину,
С дальнего бугра,
Ну-ка, за работу,
Чудо - мастера!
(Дети садятся за рабочие места. Осмысливают художественную задачу,
обдумывают свой замысел, определяют способ создания образа и начинают
лепить).
Готовые поделки выставляются на выставку «Чудеса из глины».
Итог: Рассматривание и обсуждение выполненных изделий - отметить выразительность образа каждой игрушки.
Давайте вспомним, в каких мастеров мы сегодня превращались?
(Ответы детей)
-Отгадаете, загадку?
В земле скрывается,
В руках преображается,
Огнем закаляется,
В красоту превращается.
(Глина)
Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи.
(Гончар)
Вы сегодня славно потрудились и как настоящие мастера - гончары, слепили
чудесные игрушки из глины.
На выставку «Чудеса из глины» приглашаются педагоги и родители.