Папки-передвижки

Консультация «Диагностические методики по выявлению детей, имеющих признаки одаренности, в дошкольном учреждении»

Виктория Аксенникова
Консультация «Диагностические методики по выявлению детей, имеющих признаки одаренности, в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы

«Диагностические методики по выявлению детей, имеющих признаки одаренности, в дошкольном учреждении»

Подготовили: Аксенникова В. В. - воспитатель,

руководитель МО педагогов МАДОУ № 156

Аржанухина О. А. - воспитатель

Система работы с одарёнными детьми, включает в себя основные направления, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

1. создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одарённых детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

Публикация «Консультация „Диагностические методики по выявлению детей, имеющих признаки одаренности, в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

2. работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

3. работа с родителями (беседы, анкетирование).

Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) У дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т. д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями.

Диагностика по выявлению одарённых детей включает :

1. Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.

2. Выявление предпосылок общей одарённости.

3. Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.

Для проведения психологического тестирования ребенка дошкольного возраста с целью выявления различных компонентов одаренности предлагаются следующие методики.

Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном возрасте

Название методик Предназначение методики Возрастные ограничения

Тест Ф. Гудинаф – Д. Харриса

Тест Д. Векслера

Методика «МЭДИС» (Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников)

Прогрессивные матрицы Дж. Равена

Методика для определения уровня умственного

развития детей (Замбицявичене Э. Ф.)

Интеллектуальный

компонент

Интеллектуальный

Компонент

Интеллектуальный

компонент

Интеллектуальный

Компонент

Интеллектуальный

компонент

3 15 лет

5 16 лет

6 7 лет

с 6 лет

7 9 лет

Тест «Дорисовывание»

Тест «Назови картинку»

Диагностика вербальной и невербальной креативности (Гилфорд Дж. и Торренс П. в

модификации Туник Е.)

Тест творческого мышления

П. Торренса

Тест креативности Ф. Вильямса

Творческий

Компонент

Творческий

компонент

Творческий

компонент

Творческий

Компонент

Творческий

компонент 3 10 лет

4 6 лет

5 15 лет

5 20 лет

5 17 лет

Методика «Социометрия»

Методика «Цветовая социометрия»

Социальный

компонент

Социальный

компонент

С дошкольного возраста

Дошкольный,

младший

школьный

возраст

Шкала психомоторного развития по М. Гриффитс

Шкала психомоторного развития А. Гезелла

Шкала оценки моторики (Озерецкий Н. И.)

Методика «Мотоскопия» Н. И. Озерецкого

Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка

Диагностика нарушений моторного развития (по

Архиповой Е. Ф.) Психомоторный

компонент

Психомоторный

компонент

Психомоторный

компонент

Психомоторный

компонент

Психомоторный

компонент

Психомоторный

компонент

1 2 года

с рождения

до 6 лет

4-16 лет

с дошкольного

возраста

С рождения

до 6 лет

Дошкольный,

младший

школьный

возраст

Методика по определению доминирования

познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Н. И Гуткина)

Методика изучения мотивации (по Н. П. Белопольской)

Мотивационный

компонент

Мотивационный

компонент

Дошкольный

Возраст

Дошкольный,

младший

школьный

возраста

Тест, приведенный далее, поможет определить проявление конкретных способностей детей, а это, в свою очередь, даст возможность не только сохранить детский талант, но и посильно способствовать его развитию.

1 ребенок имеет технические способности, если он:

• больше интересуется работой различных механизмов, машин и т. п. ;

• просто обожает что-либо конструировать, собирать;

• всегда старается «докопаться» до причин, по которым что-то перестало работать, а также с энтузиазмом относится к «капризам» техники;

• пытается сам чинить поломки и использует для этого детали других механизмов. Порою он может вас даже удивлять тем решением, которое нашел;

• умеет и даже любит рисовать, т. е. «видит» чертежи механизмов, их эскизы;

• его заинтересовывает даже взрослая техническая литература;

Всего 6 признаков.

2 ребенок имеет музыкальные способности, если он:

• вслушивается музыку, всегда тянется к тем местам, где она звучит;

• быстро отзывается на мелодию, на её ритм, а также их быстро запоминает;

• довольно-таки часто сам поет или играет на имеющихся инструментах. При этом исполнение мелодии происходит с чувствами, энергично, он буквально вкладывает себя, своё настроение в этот процесс;

• пытается самостоятельно сочинять новые мелодии;

• сильно хочет и даже сам пытается научиться играть на каком-то инструменте;

Всего 5 признаков.

3 ребенок имеет артистический талант, если он:

• в моменты нехватки слов использует мимику, движения, жесты;

всячески старается вызвать эмоции у тех, кому что-то рассказывает и показывает;

• осознанно и/или неосознанно старается даже тоном голоса подражать человеку, о котором рассказывает;

• не боится аудиторию и всегда с готовностью выступает перед нею;

• часто кого-то передразнивает, кому-то подражает и получается это у него с легкостью;

• обладает хорошей пластичностью и всегда открыт для всего нового;

• любит одеваться красиво и быстро схватывает значение красивой одежды;

Всего 7 признаков.

4. ребенок имеет незаурядный интеллект, если он:

• четко рассуждает, прекрасно мыслит, легко понимает недосказанное и причины каких-либо действий, поступков людей;

• удивляет вас своею памятью;

• легко учится, быстро понимает новый школьный материал;

• практически всегда задает много вопросов, но конкретно по теме, по ситуации;

• предпочитает читать, любит это делать;

• пусть и не является отличником, но обгоняет в учебе своих сверстников;

• больше, чем сверстники знает о событиях, о ситуациях, которые лично его не касаются;

• часто рассудителен, а может и расчетлив не по годам, удивляет вас здравостью мыслей;

• наблюдателен, очень быстро, пусть и не ярко, реагирует на новые событие в жизни.

Всего 9 признаков.

6 ребенок имеет спортивный талант, если он:

• чрезвычайно энергичен, всегда стремится к движению;

• смел и синяки и/или шишки его совершенно не пугают;

• очень часто становится первым или всегда стремится к этому в различных спортивных играх;

• удивляет вас тем, как хорошо и быстро осваивает катание на лыжах и коньках, как ловко обращается с мячом и т. д. ;

• имеет отличную координацию движений, быстро развивается физически;

• спокойным занятиям предпочитает подвижные игры, состязания или старается просто больше бегать резвиться;

• всегда переполнен энергией и вам кажется, что он просто никогда не устает;

• различными способами подражает любимому спортсмену.

Всего 8 признаков.

6. ребенок имеет литературный талант, если он:

• много, часто о чем-то рассказывает и в процессе придерживается сюжета, четко удерживает основную мысль;

• часто фантазирует, придумывает свой вариант развития обычных событий и всегда вносит в них что-то необычное;

• в рассказе больше использует слова, ярко передающие чувства, эмоции участников сюжета;

• героев своего рассказа старается «оживить»;

• бывает, что уединяется и сам пишет свой собственный рассказ.

Всего 5 признаков.

7. ребенок имеет талант к научной работе, если он:

• легко обобщает что-либо, запросто понимает абстрактные понятия;

• легко своими словами выражает чужие мысли. Иногда даже специально их записывает для себя чтобы не забыть;

• читать любит, но литературу не по возрасту, а более взрослые, более серьезные научно-популярные издания;

• практически всегда или очень часто старается самостоятельно объяснить то или иное событие;

• всегда с удовольствием создает свои собственные схему, конструкции, даже коллекции;

• никогда не унывает и слишком долго в расстроенных чувствах не находится, если его открытие, его изобретение не нашли поддержки или были даже осмеяны.

Всего 6 признаков.

8. ребенок имеет художественный талант, если он:

• не находя слов, начинает рисовать / лепить, чтобы выразить свои чувства, эмоции, своё настроение;

• рисуя, старается изобразить разнообразные предметы, животных, людей и даже ситуации, а не повторяет лишь то, что удалось хорошо;

• очень внимательно относится к каким-либо произведением искусства, становится серьезным, о чем-то задумывается, если его детское внимание привлекает картина;

• в свое свободное время чаще всего рисует, что-то лепит, используя все имеющиеся краски и материалы;

часто старается сделать что-то прикладное: различные украшения для дома, для одежды и т. д. ;

• не боится, не стесняется критиковать даже известные произведения, с готовностью высказывает о них своё мнение и разумны обосновывает его.

Всего 6 признаков.

Теперь, зная индикаторы (признаки) таланта ребенка, надо взять ручку (карандаш) и бумагу. Каждый признак во всех 8-ми блоках оцените по шкале от 2-х (минимум) до 5-ти (максимум). После этого просуммируйте полученные результаты и поделите итог каждого из 8-ми блоков на число признаков. К примеру, сумму по художественному таланту необходимо поделить на 6. Имея получившиеся результаты, вы можете определить наиболее выраженную одаренность ребенка, но это еще не все. Следующий этап – это построение графика, отражающего уровень детского интереса, как показано на рисунке.

По полученным результатам начертите линии на графике, а в месте их пересечений поставьте точки. После этого соедините все точки линией и необходимый график готов. По графику можно достаточно легко определить детские перспективы.

Наиболее подходящий возраст для проведения такого теста – 5-8 лет.

Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А. А. Лосевой.

Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёх балльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости.

Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Методика «Карта одарённости» разработанная А. И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 10 лет следующих видов одарённости : интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:

1. Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.

2. Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно

Рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Методика оценки общей одарённости, разработанная А. И. Савенковым, адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Результат будет более объективен, если баллы независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

В инструкции к методике предлагается оценить по пятибалльной шкале уровень сформированности девяти характеристик, наблюдаемых у одарённых детей : любознательность (познавательная потребность, сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремлённость, требовательность к результатам собственной деятельности.

По результатам оценки строиться девятиугольник. Этот график даёт наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребёнком.

Диагностика интеллекта и креативности

Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор) : количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей.

Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают.

Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы).

Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Методика «МЭДИС»

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста» разработана в Институте развития одаренности И. С. Авериной, Е. И. Шабановой и Е. Н. Задориной на основе всемирно известных тестов интеллекта и является их оригинальной авторской разработкой. Методика состоит из 4 субтестов по 5 заданий в каждом и имеет 2 эквивалентные формы А и Б, которые могут чередоваться при повторном тестировании. Проводится МЭДИС в течение 20 – 25 минут с половиной класса, чтобы при диагностике дети не сидели рядом за одной партой, либо индивидуально. В случае получения низких результатов по тесту рекомендуется провести ретестирование по другой форме. Полученные результаты позволяют судить об уровне развития различных сторон интеллектуальной деятельности и в целом об интеллектуальных способностях детей 6-7 лет. Методика может использоваться при определении готовности к школьному обучению.

Цель:

Данная методика предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития детей 6–7 лет.

1 субтест – на выявление общей осведомленности ребенка, его словарного запаса.

2 субтест – на понимание количественных и качественных соотношений.

3 субтест – на исключение лишнего, выявление уровня логического мышления.

4 субтест – на выявление математических способностей.

Публикации по теме:

«Организация физического воспитания дошкольников, имеющих признаки психомоторной одарённости». Консультация для педагогов Понятие «психомоторика» ввёл физиолог Сеченов – сфера специальных движений человека, рассматриваемых в неразрывной связи с психическими.

Формирование речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. ФотоотчетФормирование речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Фотоотчет Вашему вниманию предоставляю фотоотчет конкурса на тему "Развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении". Проблема развития.

Презентация «Изготовление и использование «Парашют здоровья» для детей в дошкольном учреждении» Изготовление и использование «Парашют здоровья» Слайд1 Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в современном дошкольном образовании.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для педагогов «Особенности адаптации детей в дошкольном учреждении» Основные особенности адаптации. Слезы, капризность, подавленное состояние, возбудимость, гнев, агрессивное проявление (от недели до месяца).

Консультация для педагогов, родителей «Система нравственно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении» СИСТЕМА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном обществе.

Мастер-класс по выявлению одаренности в изобразительной деятельности «Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей в изобразительной деятельности» Образовательные области: «Художественно-эстетическое.

План сопровождения ребенка, имеющего признаки одаренности по изобразительной деятельности Фамилия имя ребенка: Н. А. Возраст: 6 лет Краткая характеристика. Проявляет признаки одаренности по изобразительной деятельности: рисовать.

Проблемы адаптации детей в дошкольном учреждении Любой вид адаптации является приспособлением, в данном случае, ребенок приспосабливается к совершенно новой и во многом непонятной для него.

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном учреждении Социализация-это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни, превращения ребёнка из природного существа в общественное, из индивида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Диагностические методики по выявлению детей, имеющих признаки одаренности, в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 28 июля 2019 в 06:39
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Диагностические методики по выявлению детей, имеющих признаки одаренности, в дошкольном учреждении»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Аксенникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД