Папки-передвижки

Сенсорные материалы для детей 2–3 лет

Алевтина Орлова
Сенсорные материалы для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

СООБЩЕНИЕ НА ПЕДЧАСЕ

Сенсорные материалы для детей 2-3 лет

В возрасте 2-3 лет для детей очень важно научиться исследовать мир. Этот возраст характеризуется активным развитием сенсорики. Дети всё трогают, берут в ручки. Это важный этап психического и моторного развития. Они запоминают вещи не зрительно, а ручками. Так проще выучить, что значит «треугольное», а что — «круглое».

Публикация «Сенсорные материалы для детей 2–3 лет» размещена в разделах

Маленькие дети воспринимают мир не так, как мы с вами. В 2-3 года они пока только учатся тому, как изучать окружающий мир. Поэтому сейчас развитие направлено на изучение каждого предмета в отдельности.

«Сенсорный материал состоит из системы предметов, упорядоченных в соответствии с их физическими свойствами - такими как цвет, форма, звучание, состояние поверхности, вес, температура и так далее… Каждая отдельная группа обладает одним и тем же свойством, но в разной степени; таким образом речь идет о грации, при которой различие от одного предмета к другому равномерно меняется, и, если возможно, устанавливается математически»

Так что же замечают дети в первую очередь при знакомстве с неизвестными им ранее предметами:

• цвет;

• форму;

• размер;

• какой тот или иной предмет на ощупь;

• пробуют на вкус

О том, что сенсорные способности малыша в 2-3 года развиваются правильно, свидетельствуют следующие факторы :

• он может выделить из группы предметов требуемые (только белые, только треугольные и тому подобное);

• может найти предмет, который похож/одинаковый с группой других предметов;

• может сортировать предметы по заданным характеристикам;

• если в игре необходимо использовать какой-то предмет, кроха находит именно тот, который подходит.

Все материалы для детей 2-3 лет в первую очередь должны быть безопасными.

Существуют различные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. Сенсорные материалы предназначены для выстраивания интеллекта ребенка. Первоначальной задачей является уточнение чувств, но еще более важно построение пар (шумящие коробочки и т. д.) и последовательных рядов (в группе однородных предметов (розовая башня, коричневая лестница). Умение упорядочивать и классифицировать является основой интеллектуальной деятельности.

Цилиндры - вкладыши. Цели: Прямые: визуальное различение размеров, нахождение создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятиями «большой -маленький».

Косвенные: развитие моторики, подготовка пальцев к письму, подготовка к изучению математики.

Как работать с материалом. Блоки включаются в работу по одному. Учитель начинает с блока В. В первый раз рекомендуется взять блок В, так как цилиндры в нем равной высоты, и при вставлении цилиндра в не то отверстие ошибка хорошо видна ребенку. Блок устанавливается на рабочее место, учитель находится справа от ребенка. Порядок взаиморасположения учителя и ученика важен. Так ребенок может наблюдать за действием учителя при вынимании и вставлении цилиндров. Учитель берет цилиндр из блока и ставит его на стол перед блоком. При этом он ясно показывает, как нужно охватить кнопку тремя пальцами правой руки (пальцами, которыми пишут). Затем он вытаскивает все цилиндры и ставит их в беспорядке на стол. Если учитель хочет обратить внимание ребенка на углубления в блоке, то вынутый цилиндр лучше всего ставить позади блока. Теперь он берет произвольный цилиндр, внимательно рассматривает его, заглядывает в углубления блока, сравнивает цилиндр и углубления друг с другом и помещает цилиндр в подходящее углубление. Так он поступает со всеми цилиндрами. Ребенок повторяет действия учителя. Точно так же поступают поочередно с другими блоками.

Розовая башня. Прямые: развитие зрительного восприятия размеров, построение башни соответственно уменьшению размеров кубов (т. е. построение сериационного ряда).

Косвенные: восприятие свободы движений, подготовка к извлечению кубического корня.

Как работать с материалом.

Место для работы — ковер, на котором лежат в беспорядке кубики. Ковер должен отличаться по цвету от материала. Учитель берет одной рукой самый большой куб и ставит его перед ребенком, берет следующий по величине куб и ставит точно сверху на первый. Младшие дети берут большой куб обеими руками. Обхватывая и сжимая кубики в руках, дети учатся различать размеры. При этом надо обратить их внимание на равные промежутки между боковыми гранями меньшего и большего кубов и на целенаправленность действий при построении башни. Так, по порядку уменьшения размеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Мы можем руками провести по боковым граням башни снизу вверх и сверху вниз. После этого ребенку становится понятной закономерность изменения величин. Башню разбирают кубик за кубиком. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается весь ход упражнения. Оно закончено, когда материал возвращен на свое место.

Коричневая лестница. Прямые: развивать зрительное восприятие различия по ширине и высоте.

Косвенные: развитие мелкой моторики, формирование представления о форме и объеме.

Как работать с материалом,

Рабочее место — ковер, на котором в беспорядке лежат призмы. Материал должен четко выделяться по цвету на фоне ковра. Учитель охватывает рукой самую толстую призму, клад ее перед ребенком, берет следующую, более тонкую, и кладет ее точно перед первой, так чтобы длинные стороны обеих призм соприкасались друг с другом. Так призмы прикладываются друг к другу одна за другой при соблюдении заданной закономерности построения ряда. Через охватывание рукой или руками ребенок «понимает» различие величин. Возникает ступенчатая структура — лестница. Можно провести рукой по лестнице, начиная с самой высокой и кончая самой низкой ступенью или наоборот. Таким образом ребенок понимает закономерность изменения величин. Лестница разбирается призма за призмой. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается ход упражнения. Оно полностью закончено, когда материал снова возвращен на свое место.

Красные штанги

Материал :10 красных деревянных штанг. Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги 2,5 см шириной и высотой.

Прямая цель:формирование понятий «длинный — короткий».

Косвенная цель:развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур, подготовка к работе с числовыми штангами.

Возраст:около трех лет.

Как работать с материалом.

Штанги лежат в беспорядке на ковре. Ковер должен достаточно отличаться по цвету от материала. Учитель берет самую длинную штангу, охватывает ее руками за концы и клал верхнего края ковра. Он проводит правой рукой по всей длине штанги. Таким образом, у ребенка возникает впечатление о длине штанги. Затем он берет более короткую штангу | кладет ее перед первой. При этом обращает внимание на то, чтобы левые концы штанг лежали на одной прямой. Когда все штанги упорядочены, учитель проводит рукой по ступенькам получившейся лестницы. Так ребенок интуитивно постигает различие длин. 1 тем, как ребенок повторит упражнение, штанги нужно снова разложить поодиночке в беспорядке на ковре.

Цветные таблички. Ящик 1

Цветные таблички. Ящик 2

Цветные таблички. Ящик 3

Прямые: развитие цветового восприятия, знакомство с основными монохроматическими цветами, нахождение пар табличек одинакового цвета.

Косвенные: восприятие порядка.

Прямые: ознакомление с хроматическими цветами и ахроматическими цветами сектора.

Косвенные: восприятие порядка.

Как работать с материалом.

Учитель вынимает из ящика таблички и перемешивает их. Он выбирает две таблички одного цвета и кладет их одну рядом с другой. При работе с этим материалом требуется хорошее освещение. Как обращаться с табличками, ясно по их внешнему виду. Для того, чтобы лучше рассмотреть цветовую поверхность, нужно взяться за верхнюю и нижнюю планку таблички. Затем учитель берет другую табличку и кладет ее под первой парой табличек одинакового цвета. Теперь из оставшихся он выбирает табличку того же цвета, что и табличка без пары, и кладет ее рядом с ней. Последняя пара табличек кладется под первыми двумя парами. Пары упорядоченных по цвету табличек ясно отделяются друг от друга планками. Ребенок повторяет упражнение по выбору пар.

Шершавые таблички. Прямые: нахождение пар табличек, одинаковых на ощупь. Косвенные: подготовка к письму.

Тепловые таблички. Прямые: развитие теплового восприятия, составление пар табличек, одинаковых по тепловым ощущениям.

Косвенные: восприятие порядка.

Геометрический комод

Материал :

деревянный ящик с 6 выдвижными ящиками внутри его.

Выдвижной ящик 1 содержит 6 различных треугольников:

неравносторонний тупоугольный треугольник,

равнобедренный остроугольный треугольник,

равнобедренный тупоугольный треугольник,

равнобедренный прямоугольный треугольник,

равносторонний треугольник.

Выдвижной ящик 2 содержит 6 различных прямоугольников:

от 10 см х 5 см до 10 см х 10 см.

Выдвижной ящик 3 содержит 6 правильных многоугольников:

от 5-угольника до 10-угольника.

Выдвижной ящик 4 содержит 5 фигур:

равнобедренную трапецию, прямоугольную трапецию, ромб,

параллелограмм, неравносторонний остроугольный треугольник.

Выдвижной ящик 5 содержит 4 фигуры:

квадрат с четырьмя полукругами снаружи, яйцо, эллипс,

треугольник с дугообразными сторонами.

Выдвижной ящик 6 содержит 6 кругов:

их диаметры равномерно меняются от 10 см до 5 см.

Рамка для первого упражнения. Она разделена на 6 полей. Внутри как вкладывающиеся фигуры лежат круг, треугольник, квадрат и три деревянные дощечки. Все вкладывающиеся фигуры синие и лежат в рамках цвета дерева. Дно выдвижных ящиков также синее. Три комплекта карт для всех фигур. Карты также содержатся в комоде.

1-я серия: поверхность фигур полностью синяя.

2-я серия: фигуры объедены кантом шириной 1 см.

3-я серия: фигуры обведены линией 1 мм шириной.

Прямая цель:узнать геометрические фигуры.

Косвенная цель:развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

Возраст:около трех лет.

Как работать с материалом.

Учитель берет демонстрационную раму с тремя фигурами: кругом, квадратом и равносторонним треугольником. Он берет фигуры за маленькие кнопки и кладет их по очереди на свободные деревянные дощечки. Вынутые фигуры обводит средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением. Затем точно так же обводит края соответствующих свободных углублений рам и вкладывает, наконец, вынутые фигуры назад в их рамы. При дальнейших упражнениях начинают с наибольших контрастов. Упорядочивание похожих фигур представляет поначалу большие трудности (многоугольники).

Биологический комод

Материал :деревянный ящик с тремя выдвижными ящиками в нем. В выдвижных ящиках содержатся 14 деревянных дощечек с выпиленными в виде листьев фигурами и 4 деревянные дощечки без таких вкладышей. Все фигуры-вкладыши зеленого цвета и лежат в рамках цвета дерева. Дно ящиков зеленое. Три комплекта карт для каждой фигуры-вкладыша, содержащейся в комоде. 1-я серия: вся площадь фигур, изображенных на картах, зеленого цвета. 2-я серия:изображенные фигуры обведены кантом шириной 1 см. 3-я серия: изображенные фигуры обведены линией шириной 1 мм.

Прямая цель:узнать различные формы листьев.

Косвенная цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

Возраст:около трех лет.

Как работать с материалом.

Учитель ставит выдвижной ящик на стол. Он берется большим, средним и указательным пальцами за маленькие кнопки на фигурах и по очереди кладет фигуры около выдвижного ящика. Средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением он обводит выпиленные фигуры. Затем теми же пальцами он обводит соответствующие формы в рамках и вкладывает выпиленные фигуры назад на свои места. Подготовка к письму посредством тренировки умения правильно охватывать кнопку. Представление о форме в пространстве. Ребенок может повторить упражнение. Упражнение закончено, когда ребенок убрал весь материал. У ребенка создается впечатление законченности упражнения.

Клавишная доска (шероховатый—гладкий)

Материал. Доска (24 см х 12 см, которая разделена на 2 квадрата. Один квадрат гладко отлакирован, другой обтянут шершавой бумагой. Доска (24 см х 12 см, которая разделена на 9 равных полос. Они попеременно отлакированы или обтянуты шершавой бумагой.

Прямая цель:развитие осязания. Узнать различные качества поверхностей.

Косвенная цель:развитие тонкой моторики, подготовка к письму.

Возраст:около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель берет первую доску. Он показывает, как пальцами одной руки с расслабленным запястьем медленно и легко сверху вниз проводят сначала по одной, потом по другой поверхности. Делает это несколько раз. Ребенок повторяет упражнение. Затем учитель берет вторую доску, снова легко касается поверхности, но теперь уже только указательным и средним пальцами, так как промежуток очень узок. Начинает с одного края доски и переходит затем от одного к другому промежутку. Чувствительность концов пальцев можно повысить с помощью мытья рук в теплой воде. Касание должно быть таким легким, словно пальцы парят над поверхностью.

Бизиборд

Бизиборд (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, щеколдами, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребенку трогать обычно запрещено. Кроме этого, доску могут дополнять игрушки или предметы разной формы, цвета и фактуры: то, что можно трогать, жать, переключать. Все это должно быть надежнейшим образом закреплено на полотне доски, чтобы игра для малышей стала безопасной.

Правильно сделанный, хорошо продуманный еще на этапе «проектирования», бизиборд имеет много маленьких деталей, которые не просто можно щупать, но и совершать с ними определенные действия: щелкать выключателем, втыкать вилку в розетку, вдавливать кнопки, защелкивать щеколду и прочее. Все это тренирует маленькие пальчики, а еще – учит обращению с реальными аналогами этих предметов в быту.

Для мальчиков

Все мальчишки обожают что-то откручивать и прикручивать, собирать и разбирать. На доску можно приделать именно мальчишеские детали: крупные гайки и болты, пружины, шпингалеты, цепочки и дверные крючки, розетки, выключатели. Хорошо будут смотреться:

руль от детского автомобиля;

компас;

циферблат и стрелки от часов;

телефонный диск;

настоящий водопроводный кран;

маленькие бытовые весы (безмен, где вместо крючка закрепить кольцо.

При желании, если папа хорошо разбирается в электрике, можно встроить лампочки, фонарики, которые будут по-настоящему включаться, получая питание от надежно закрепленных батареек.

Для девочек

Как подобрать бизиборд для девочек? Основные цвета, которые выдают именно девичью игрушку – это розовый, салатовый, персиковый, нежно-сиреневый, золотистый; таким может быть сам фон либо преобладающий оттенок деталей.

Чем оборудовать доску для девочки? Тем, что ей интересно: красота, рукоделие, хозяйственные заботы. Конечно, подойдут и розетки с вилками, запорные механизмы, часики, маленькие счеты, клавиатура от калькулятора. А еще можно прикрепить всевозможные крючочки, шнуровку, молнию, пуговицы, кнопки, счеты. Наверняка каждая малышка будет в восторге от куколки на манер бумажной, которую можно одевать и раздевать. Только лучше прикрепить куколку из плотного картона либо – что еще лучше – из ДВП. Нарисовать и аккуратно вырезать ее не составит особого труда даже людям, далеким от художественного мастерства.

Можно прикрепить настоящую бельевую веревку и повесить несколько прищепок; пригодится и маленькое зеркальце; неплохо будут смотреться приклеенные разноцветные конвертики для секретиков, бутафорские косички с заколками и резиночками, подвески и колокольчики. Девочкам также можно предложить бизиборд в стилистике парикмахерской: с зеркалами, расческами, кисточками и щетками; или в стилистике магазина – с настоящими маленькими счетами, калькулятором, игрушечными весами и т. д

Вывод

На занятиях по системе Марии Монтессори в детском саду дошкольники с удовольствием работают с дидактическими сенсорными материалами. В процессе сенсорного воспитания осуществляются формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служащей основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность интеллектуального, умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Публикации по теме:

Сенсорные игры с шариками для детей 1,5–3 летСенсорные игры с шариками для детей 1,5–3 лет Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность.

Дидактические пособия «Сенсорные коробочки» для детей первой младшей группыДидактические пособия «Сенсорные коробочки» для детей первой младшей группы Известный педагог Мария Монтессори установила, что возраст от рождения до 3 лет – это период активного сенсорного развития.

Консультация для воспитателей «Сенсорные эталоны у детей младшего дошкольного возраста» Развитие органов чувств у детей младшего дошкольного возраста идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в.

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Цели: 1. Повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. 2. Заинтересовать родителей актуальностью.

«Наш быт. Жили-были дед и баба». Материалы к программе «Я — златоустовец» для детей 4–5 лет Цель: Формирование у детей представлений о деревенском быте. Предварительная работа в течение недели: -знакомство детей с русскими народными.

«Наш быт. Знакомство с русской избой». Материалы к программе «Я — златоустовец» для детей 5–6 лет Цель: Ознакомление с историей русского крестьянского быта (с внутренним убранством и предметами обихода избы) и народного искусства. Воспитание.

Материалы к программе «Я — златоустовец» для детей 5–6 лет по теме «Знакомство с гончарным производством» Предварительная работа в течение недели: -знакомство детей с русскими народными сказками, потешками, небылицами; -драматизация по мотивам.

Методическое пособие для детей 5–7 лет с ОВЗ «Сенсорные игры с крупой»Методическое пособие для детей 5–7 лет с ОВЗ «Сенсорные игры с крупой» пояснительная записка Данный материал будет полезен любознательным родителям, педагогам дошкольного воспитания. На мой взгляд, сенсорное.

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста» Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста» Цели: 1. Повысить педагогическую грамотность родителей.

Консультация «Сенсорные эталоны и их роль в развитии детей раннего возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие, его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорные материалы для детей 2–3 лет
Опубликовано: 27 сентября 2019 в 11:59
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорные материалы для детей 2–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Орлова (УИ 2026022) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД