Юлия Константинова
Детство как основной период становления нравственно-патриотических основ личности и будущих граждан Отечества
▼ Скачать + Заказать документы
Самое важное и весьма непростое для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей считается одной из главных задач дошкольного образования. Чувство Родины…Это чувство начинается с отношения к семье, к отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, соединяющие его с родным домом и близкими людьми.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что ребенок видит вокруг, чему он восхищается, удивляется и что вызывает отзыв в его душе…
Публикация «Детство как основной период становления нравственно-патриотических основ личности и будущих граждан Отечества» размещена в разделах
У детей искажены суждения о патриотизме, великодушии, доброте. Поменялось и отношение людей к Родине. В свое время мы часто слышали и пели гимн своей страны, то теперь о ней нередко говорят негативно. В наше время материальные ценности преобладают над духовными. Но эти тяготы переходного периода не должны мешать патриотическому воспитанию. Возрождение духовно-нравственного воспитания это первая ступень к возрождению России. Необходимо понимать, что ребенок воспринимает окружающую его реальность эмоционально, вследствие этого патриотические чувства к родному городу, к своей стране у него возникают в чувстве восхищения родным городом, страной. Такие эмоции не могут пробудиться мгновенно, они формируются в процессе долгой и упорной работы. Это итог длительного, целенаправленного воздействия на дошкольников. Воспитание детей происходит непрерывно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в играх и в быту. Работу необходимо строить так, чтобы она проникала в сердце каждого воспитанника дошкольного учреждения.
В. В. Сухомлинский говорил, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. Поэтому огромное значение имеет знакомство дошкольников с историческим, национальным, культурным, природно-экологическим, географическим своеобразием Белгородчины. Знакомясь со Старым Осколом, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определённый временной период. Убеждения педагога, его личный пример, активная жизненная позиция – наиболее действенные факторы воспитания. Мы стремимся к тому, чтобы наши дети любили свою страну, родной город, для этого нам нужно демонстрировать лучшие их стороны. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, непонимающий потребности детства». Никакие приемы воспитателя не дают эффекта, если он сам не любит свой город, свою страну, народ. В воспитании подрастающего поколения все должно опираться на личность педагога.
В работе воспитателя необходимо использовать различные приемы и методы патриотического воспитания, учитывая психологические особенности дошкольников. Самое значимое в воспитании нравственно-патриотических чувств – это конкретное проявление их в реальных жизненных поступках. Позитивное отношение к окружающему миру проявляется в труде, игре, изобразительной и творческой деятельности, общении, повседневной жизни.
Немало важным считается развитие физических качеств у детей, укрепление здоровья: развитие храбрости, ловкости (в особенности в спортивных играх с военно-патриотической тематикой, а так же трудовое воспитание. В основе трудовой деятельности лежит стремление сделать что-либо для других. Труд дошкольника несложен, несмотря на это он важен для формирования личности. Взрослые обязаны учить детей внимательно относиться к своей работе, достигать цели, формировать бережное отношение ко всему, что создал человек, к природе родного края. Формирование бережного отношения к природе (уход за животными, кормление птиц, работа на участке, выращивание цветов, овощей) необходимо сочетать с воспитанием любви к родному городу, со стремлением работать вместе по его благоустройству (уборка и участков озеленение). Прежде чем ребенок начнет считать себя гражданином, ему необходимо помочь постичь свое Я, свои корни. В детском саду работа должна проводиться по темам: «Знакомство с городом Старый Оскол», «Белгородский край – край, в котором мы живем», «Защитники Родины», «Наша Родина – Россия», «Духовные ценности русского народа», «Государственная символика Старого Оскола, России». Только лишь занятиями и играми работа педагога не должна ограничиваться, обязательно в работу должны быть включены:
• Целевые экскурсии и прогулки.
• Наблюдения (например, трудовой деятельностью людей, изменениями в облике родного города и т. д.).
• Привлечение к общественно-полезному труду.
• Беседы о родном городе.
• Разучивание стихов и песен о родине, поговорок, пословиц, прослушивание музыкальных произведений, чтение сказок.
• Знакомство с произведениями народного творчества (скульптура, роспись, вышивка).
• Поощрение детского творчества.
• Воспитание уважения и проявления заботы к ветеранам войны и труда.
Воспитатели должны планировать экскурсии в школу «Искусств», в краеведческие музеи, к историческим памятникам, общественным зданиям (библиотека, дома культуры, школы, и др., прогулки по улицам родного города. Во время экскурсий вести беседы на темы «Любимые места жителей нашего города», «Милый сердечку уголок» (посещение мест, любимых детьми). В каждом саду ежегодно актуально проводить традиционные обрядовые праздники: Рождество, Масленица, Сороки, Пасха, Святки. Детям доставляет радость и сам праздник, и подготовка к нему, в процессе которой они знакомятся с музыкальным материалом, бытом, историей, обычаями, устным народным творчеством, костюмами. В народных праздниках, народных играх нет пассивных зрителей: множество ролей дает возможность каждому стать активным участником праздника.
Хорошие возможности в воспитании у дошкольников патриотизма дает приобщение к русскому народному творчеству, знакомство с историей русского народа, бытом, культурой, традициями, обычаями, прикладным искусством и фольклором России. Для педагога поставлена задача – открыть детям красоту русского языка с помощью устного народного творчества (колядки, песни, припевки, формировать интерес к фольклору и обогащать словарный запас. Совместно с педагогами музыкальные руководители творчески подходят к написанию сценариев и подбору музыки. Они добиваются полного соответствия действия и музыки в постановках по мотивам русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Три медведя» и др.
Педагогам много внимания необходимо уделять Великой Отечественной войне. В саду можно своими силами вместе с родителями создать музей, в котором будет оформлен уголок Памяти и Славы, который заставит наших воспитанников поразмыслить над такими понятиями, как долг, честь, воспитывает уважение к героям, отдавшим свою жизнь за Отчизну. Дети узнают о том, как началась война, какие боевые действия сыграли важную роль в ходе войны, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась Победа нашему народу. Воспитатели смогут рассказать о бесстрашных героях, о братских могилах, оставшихся на полях сражений. Множество тем можно использовать на занятиях-беседах, посвященных празднованию окончания войны, которые проводят каждый год в мае «Детям о Великой Победе», «Разгром врагов под Москвой», «Почему война называется Великой Отечественной?», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Старый Оскол в годы войны», «Старооскольцы на фронтах войны» и т. п. Так дети вступают в живую историю, приобщаются к историческим, духовным ценностям своего народа.
Успех патриотического воспитания детей в значительной степени зависит и от семьи, родителей, от атмосферы, которая царит дома. В садах можно организовать творческую родительскую группу, члены которой вместе с детьми смогут изготовить фотовыставки «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Моя семья», «Братья наши меньшие». Или объявить фотоконкурс «Город, в котором я живу» (например, семейное фото на фоне знакомого места в городе и обязательны комментарии к нему, организовать выставку рисунков (совместная работа родителей и детей) «В мире нет прекрасней края, чем Белгородчина моя», «Старый Оскол - земля моя».
Работа, построенная предлагаемым образом, позволяет значительно расширить познания дошкольника о родном городе, стране, воспитывает чувство уважения к Родине, воспитывает истинного патриота.
Педагог должен стремиться к тому, чтобы в результате его деятельности у ребенка возникло и укрепилось сознание своей индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он ощутил уважение к себе со стороны окружающих, как ровесников, так и взрослых.