Ирина Варламова
Консультация «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Тема:
Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления
личности и духовного обогащения семьи
ддддуховного
духовного обогащения семьи»
Провела:
Варламова Ирина Петровна
Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления
личности и духовного обогащения семьи
Публикация «Консультация „Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи“» размещена в разделах
Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий этап в развитии человеческой личности.
Возраст до пяти лет - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное овладевать средством человеческого общения - речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего мира природы, вещей, человеческих отношений.
Лев Николаевич Толстой, обращаясь памятью к своим первым впечатлениям детства, писал:
«Разве не тогда я приобретал. так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одну сотою долю того.
От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние».
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русский методов семейного воспитания, родители учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Домашнее чтение - одно из средств духовно - нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов! И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:
- совместное времяпрепровождение за чтением поучительных ил волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрачивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
- совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и прочими;
- семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное;
- после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода;
- чтение сказок, включая сказки на духовно - нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.
После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.
Основные рекомендации семейного чтения :
При выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребенка;
Сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время; читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей;
Читать сказку может сам ребенок или кто-то из взрослых; кто именно это будет - определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом отрицаться ребенок за советом в случае появления житейских затруднений;
Если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребенка, важны для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;
Если у ребенка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом деле озадачило ребенка и каких именно объяснений он от вас ждал; по-видимому, его что-то беспокоит, он нуждается в помощи;
Порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребенок «застрял» на чем-то — это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;
Если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка, бабушка, окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребенком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашими, родительским, мнением;
Если ребенок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги - это не случайно; выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно
заставляет вашего ребенка еще и еще раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло?
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну, как, к примеру, объяснить ребенку необходимость просить прощения после совершенного необдуманного поступка или сказанного им обидного слова в адрес бабушки, которая о нем заботиться? Беседа, выговор, увещевание? А не лучше ли прочитать сказку духовно-нравственного содержания, например эту: «Как так: нет сердца?».
Чтение сказки может произвести на ребенка большое впечатление, и в этом случае потребуется игра - драматизация. Ребенок начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев. Вот почему многие сказки написаны автором в двух вариантах. Вариант сценария для кукольного или иного представления поддерживает интерес детей к сказке, а родители могут принять участие в игре - драматизации, взяв на себя роль одного из героев, помочь сделать кукол.
Необязательно готовить персонажей сказки для театра «бибабо», где кукла перчаткой надевается на руку. Можно сделать героев сказки из картона, бумаги, слепить из пластилина. Могут пригодиться и старые коробочки из-под лимонных долек, надо только наклеить снаружи картинку и с изображением героя. Не умеете рисовать — сделайте театр вязаных игрушек. Не умеете вязать - пусть героями сказки станут старые флаконы из-под одеколона, дезодорантов, духов.
Надо только залить внутрь прозрачных флаконов жидкость разных цветов, чтобы «наряды» были разноцветными, а под крышку можно надеть богатый воротник или приклеить поля к «шляпке». Можно вместе с ребенком сделать декорации подземного или подводного царства, оформить при помощи пластилина на фанерном листе поле, луг, лес.
Игра - драматизация позволит семье, и поиграть, и помастерить из природного или другого материала, и пообщаться.
Творчество - это способность, которая обычно развивается у детей под воздействием образца творческих находок и выдумок другого человека.
Роли ребенок может распределить по своему усмотрению, приняв в свою сказку-спектакль всех членов семьи - и взрослых и детей.
Игра - драматизация по сюжету полюбившийся сказки позволит ребенку «примерять на себя» образ персонажа, испытать чувство радости, потери, огорчения, вины, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.
Роль педагога в организации работы в семье может заключаться в следующем:
- в фиксировании того, что рассказывают родители о своих детях и их высказываниях по существу содержания сказки;
- в записи впечатлений детей от сказки, их бесед с куклами, разыгрывании сценок с помощью предметов заместителей в игровых ситуациях;
- в фиксировании ситуаций, связанных с содержанием сказок (возникающих испытано или созданных специально, в которых ребенку необходимо проявить нравственные качества, описанные в сказке;
- в проведении с детьми занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить интересные моменты сказки.
Приемы работы со сказкой могут быть разнообразными:
- обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
- создание рисунков по мотивам сказки или коллективных и индивидуальных поделок из природного материала, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;
- активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке: почему герой поступил именно так, как можно было бы еще поступить; что было бы, если бы. ;
- проигрывание эпизодов сказки, что может сыграть эмоции персонажей и понять их;
- проигрывание вариантов решения ситуаций, то есть использование сказки как притчи - нравоучения и т. п.
Семья - важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение - самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.
Организация работы с родителями
по проблеме семейного чтения.
Одна из задач педагогов ДОУ - помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В чем конкретно проявляется педагогическая организация по проблеме семейного чтения?
Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.
В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками:
- «Сказка в жизни ребенка»;
- «Как и когда рассказывать сказки»;
- «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги»;
- «Личная библиотека вашего ребенка»;
- и др.
Здесь же может быть представлена постоянная рубрика «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.
Целесообразно проводить открытые занятия для родителей воспитанников по литературным произведениям.
Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы.
Особая роль принадлежит родительскому собранию - наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться собственным опытом чтения книг в семье : показать рисунки,
отражающие впечатления ребенка от прочитанного, записи детских рассказов о книгах и литературных персонажах и т. д.
Такие собрания требуют от педагогов тщательной подготовки, точного выбора темы в соответствии с задачами воспитания и особенностями литературного развития детей, с интересами родителей.
Воспитатель должен проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приохотить ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи и т. д. Полезными бывают также разного рода рекомендации, советы, памятки по поддерживанию в детях интереса к чтению.