лина малютина
Детское экспериментирование с объектами неживой природы как метод познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование с объектами неживой природы как метод познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».
Георг Гегель
И ведь действительно, умение говорить красиво – это ценнейший дар, он помогает человеку произвести впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться к любой ситуации. Так как наука наша не стоит на месте, а стремительно движется вперед и развивается, соответственно появляется огромное количество технологий развивающего обучения, которые позволяют посмотреть на идею обучения, ориентированного на развитие ребенка, как на основную цель.
Публикация «Детское экспериментирование с объектами неживой природы как метод познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Неживая природа
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
В связи с этим изменились и требования в системе образования, они стали на порядок выше. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности воспитанника в целом. И непременно, развитие речи – это важнейшая составляющая по ФГОС. Здесь особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме, с близкими ему людьми и сверстниками. Если мы поможем ребенку в дошкольном возрасте сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то мы непременно поможем сформировать у него способности к регуляции поведения и собственной деятельности, к познанию окружающего мира, к психологической готовности к школе.
Самое лучшее — все проверять экспериментальным путем :
тогда действительно можно приобрести знания,
в то время как строя догадки и делая умозаключения,
никогда не станешь по настоящему образованным человеком.
Марк Твен
В своём выступлении мне хотелось бы остановиться на проведении опытов и экспериментов.
Дошкольное детство очень короткий отрезок времени в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Ребенок исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребенка мире.
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Виды познавательно-исследовательской деятельности
Можно выделить два вида такого рода деятельности:
1. Ребенок сам является источником деятельности, ставит цель и различными способами ее достигает. Он удовлетворяет свое любопытство, потребность в познании
2. Взрослый организует исследовательский процесс, в результате которого ребенок учится, как нужно действовать.
Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте, в том числе для детей с ОНР :
- формировать у дошкольника предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать у ребёнка умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формировать умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развивать желание пользоваться специальной терминологией, новой лексикой, побуждать к ведению конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
-формировать у детей способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы, а как итог- развивать связную речь.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
-Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнении и классификации.
Во время проведения опытов дети становятся раскрепощёнными, открытыми.
-Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать выводы.
- Формируется самостоятельность.
-Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
Для развития творческой исследовательской активности детей мы организовали в своей группе уголок экспериментирования «мини-лабораторию», где имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности.
Это оборудование мы используем как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Для того чтобы поддерживать заинтересованность ребенка, необходимо выполнить следующие условия.
1. Создать проблемную ситуацию. Начинать нужно с простых заданий и переходить к более сложным.
2. Провести анализ ситуации вместе с детьми. Воспитатель внимательно выслушивает и помогает принять правильное решение.
3. Придумав несколько вариантов, необходимо выбрать один, который нужно будет проверить.
4Это может быть наблюдение, сравнение, проведение опыта, показ модели, экспериментирование со словом, предложением, звуками.
5 .В заключение экспериментально- познавательной деятельности необходимо правильно сделать вывод, дети должны попытаться это сделать сами.
Чем больше и разнообразней организовывать таких занятий, побуждая ребенка к исследованиям, тем ему будет легче самому создавать интересные задачи для опытов, находить пути их решения, искать закономерности, видеть происхождение различных явлений, взаимозависимости. Активная, заинтересованная деятельность способствует активизации и пополнению словаря детей с ОНР, развитию связной речи, пониманию особенностей грамматического строя речи родного языка.
С детьми мы провела цикл опытов с водой: «Какой формы вода?», «Какого цвета вода?», «Вода - лед».
Детям очень нравиться проводить опыты с воздушным шариком.
Узнавать о свойствах солёной воды. Также проводили опыты с бумагой, тканью, металлом, деревом, магнитом.
Дети активно участвуют в предложенных экспериментах.
Самый любимый и волшебный опыт, наших ребят, это опыт с преломлением света относительно воды в стакане.
Нам понадобились 3 картинки.
Рыбка, самолет и стрелки.
Ставим картинки по очереди к стенке стакана, мы видим наши стрелки
(рыбку, самолет). Они показывают, плывут, летят в одну сторону. Затем наливаем в стакан воду так, чтобы вода закрыла картинку, смотрим внимательно. Что произошло с картинкой? При рассматривании их сквозь воду, картинки меняли свое направление в противоположную сторону.
У детей этот опыт каждый раз вызывает неописуемый восторг.
Стимулирует речевую активность,дети стремятся дать полный и четкий ответ о проделанной работе.
Я считаю, что развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой, так как умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то, время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.
Ребёнку необходимо сформулировать обнаруженные закономерности, сделать причинно – следственные выводы. У детей возникает желание поделиться своим открытием, находками, а сделать это они смогут только с помощью речи.
В каждом виде исследовательской деятельности предусматривается решение речевых задач: подбор определений к различным словам упражнения в подборе слов. Учим точно подбирать слова по смыслу, грамотно строить фразы, чтобы конкретно, лаконично, ясно выразить свою мысль. Вступая в диалог со сверстниками и взрослыми у ребёнка развивается диалогическая, монологическая речь. Детей учим правильно строить свои высказывания в соответствии с услышанным и увиденном.
В это время задача педагога, как раз и обратить внимание на качество речи воспитанника. Помочь ребё нку контролировать свою речь: говорить грамотно, внятно, чётко, правильно проговаривать все звуки, не проглатывать окончания, говорить не спеша, выразительно, верно строить фразы, соблюдая все согласования между словами. Это процесс длительный, но он даёт свой результат, и дети приучаются следить за своей речью.
Таким образом, наши воспитанники - это активные деятели. Думаю, это им поможет на пороге школьного обучения.
Спасибо за внимание!