Письменная Елена
Организация детского экспериментирования с объектами неживой природы
▼ Скачать
Экспериментирование, это “истинно детская деятельность” является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В ней ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий разными способами на окружающие его предметы и явления с целью их полного познания и освоения. Когда ребёнок экспериментирует, он знакомится с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями.
Публикация «Организация детского экспериментирования с объектами неживой природы» размещена в разделах
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Эксперименты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет детям самим отвечать на вопросы” как?” и “почему?”. Знания, полученные, во время проведения экспериментов запоминаются у детей надолго. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.
Детям нравится изучать тайны природы : путешествовать вместе с капелькой воды, ловить невидимый воздух, экспериментировать с камешками. Всё это напоминает ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята проделывают сами, в непринужденной обстановке, повышая свой познавательный опыт.
Поэтому я взяла эту тему: “Организация детского экспериментирования с объектами неживой природы”. Для этого я сначала создала в группе мини-лабораторию, начала составлять диагностику, картотеку опытов с неживой природой, перспективный план. На данный момент у меня составлен перспективный план на все возрастные группы, картотека опытов тоже на четыре возрастные группы, которая в процессе пополняется. Перспективный план составляла на НОД и совместную деятельность. На непосредственно образовательной деятельности дети знакомились со свойствами неживой природы, а в совместной деятельности закрепляли эти свойства. Или, наоборот, в совместной деятельности подталкивала к новому НОД, а потом проводила непосредственно образовательную деятельность. Создавая мини-лабораторию, необходимо, чтобы она была доступна для детей. Мини-лаборатория должна постоянно пополняться, там должны находиться объекты природы и неприроды (камешки, образцы песка, шишки, жёлуди, семена и т. д.) и оборудование (лупы, пластиковые стаканчики, тарелки, ложки, воронки, бутылочки и т. д.)
Необходимо, чтобы на непосредственно образовательной деятельности каждый ребёнок имел всё необходимое для работы. Если дети будут просто сидеть и смотреть, как проводит эксперимент воспитатель, у него быстро пропадает интерес к работе. Непосредственно образовательную деятельность проводят с подгруппой детей (6-8 человек, в младшем дошкольном возрасте продолжительность НОД 15-20 минут, а в старшем дошкольном возрасте 25-30 минут. В младшей и средней группах НОД проходят 1 раз в 2 недели, а в старшей и подготовительной группах 1 раз в неделю. В среднем возрасте НОД проходят в игровой форме (приходит игрушка или ездят дети в гости, а в старшем дошкольном возрасте НОД проходят в лаборатории, где дети учёные, исследователи. Проводя непосредственно образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, перед опытом детям необходимо задать вопрос “А как вы думаете, что произойдет?”. Дети должны выдвинуть свою гипотезу (спрашиваю несколько детей, а затем проводим эксперимент и узнаём, кто из детей был прав. Например, ребята, а как вы думаете, что произойдёт с водой, если добавим в неё соль? Затем проводим эксперимент и узнаем, кто из детей был прав.
Структура проведения эксперимента :
1. Подготовка к эксперименту.
2. Выдвижение гипотез.
3. Эксперимент.
4. Анализ результата.
Непосредственно образовательную деятельность я проводила в доброжелательной обстановке, ничего не запрещала и не ругала за неправильные ответы детей. Если бы я негативно относилась к детям, то у них быстро пропал интерес. А мне надо наоборот развить интерес к экспериментам, чтобы дети проводили эксперименты дома с родителями, чтобы дети развивались в творческой, уверенной личностью; умели размышлять, работать самостоятельно.
Поэтому, я следую мудрому совету В. А. Сухомлинскому: “Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё раз возвратиться к тому, что узнал”.