ЮЛИЯ АНОСОВА
Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование
и его влияние на развитие познавательной активности
Слайд 2
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Слайд 3
Темочки:
В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей : развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия.
В процессе эксперимента, проектов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. В процессе экспериментирования ребенок не только знакомится с новыми фактами, но и происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Слайд 4
Одним из важных условий развития экспериментальной деятельности является наличие специально созданной предметной среды.
Слайд 5
Задача педагога помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными:
при выборе объекта исследования;
при поиске метода его изучения;
при сборе и обобщении материала;
при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании.
Подбирая сведения об окружающей природе, учитываются возрастные особенности детей, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеются в виду её формулировка и отбор материала.
Слайд 6
Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его, должна быть выполнима, решение её должно принести пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, должна быть оригинальной, в ней необходимы элементы неожиданности, необычности, должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Слайд 7
Этапы экспериментирования :
Постановка проблемы
Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
Выдвижение гипотез (поиск путей решения проблемы).
Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действии)
Анализ полученных результатов (подтвердилось-не подтвердилось).
Формулирование выводов
Фиксация наблюдений
Слайд 8
В прошлом учебном году темой моего самообразования стала «Проектная деятельность». При реализации некоторых проектов мы с детьми проводили эксперименты. Больше всего экспериментов прошло в рамках проекта «Лук от семи недуг». Кроме того, что мы сажали и выращивали лук в разных условиях, мы еще экспериментально выяснили правда ли, что «кто его раздевает – тот слезы проливает» и научились красить яйца луковой шелухой.
В процессе этой работы меня заинтересовало детское экспериментирование. Поэтому эта тема была выбрана мной, как тема самообразования на текущий учебный год. Так как экспериментирование требует обязательного планирования и подготовки к каждому эксперименту – реализацией самообразования стал кружок «Почемучки»
Слайд 9
Мной была разработана рабочая программа, в которую входит тематическое планирование содержит разделы: вещество, материалы, электричество, солнце, растения.
Раздел «Вещество» первый и самый объемный, так как в нем закладываются базовые знания о экспериментировании. Уже поведены эксперименты с глиной, песком, камнями, воздухом, теперь мы изучаем воду.
Работа ведется не только в группе, но и на прогулке. Часто эксперименты требуют подготовительной работы: наблюдений на прогулке, чтение произведений, беседы, познавательные пятиминутки и т. д.
Считаю одной из главных целей кружка – научить детей самостоятельно добывать знания путем эксперимента. Для этого сделана картотека экспериментирования по схемам.
Слайд 10
Как видите, схемы простые и понятные, но результаты этих экспериментов будут интересны не только дошкольникам, но и детям постарше.
Конечно, вначале эти схемы требуют подробного изучения, но в дальнейшем, когда дети поймут принцип работы по схеме – они смогут самостоятельно по ним работать.
Слайд 11
В заключении хотелось бы процитировать русского естествоиспытателя профессора Климента Арка дьевича Тимиря зева.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
Спасибо за внимание!