Анастасия Ивановна Сухорукова
«В гости к звуковичкам». Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гости к звуковичкам».
Форма проведения: организованная образовательная деятельность
Цель: Обобщение и систематизация у детей полученных знаний о звуках, совершенствование навыков звукового анализа, развитие фонетико-фонематического слуха.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные: - закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные; - упражнять в звуковом анализе слов - делении слов на слоги; - закрепить навыки звукобуквенного анализа слов.
Темочки:
2. Коррекционно – развивающие: - развивать у детей внимание, память, фонетико-фонематический слух; - расширять и обогащать словарный запас; - развивать речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики.
3. Коррекционно – воспитательные: -воспитывать чувство коллективизма, доброжелательности, дружелюбия; -воспитывать эмоциональную отзывчивость; -воспитывать умение слушать педагога и правильно отвечать на вопросы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое.
Форма взаимодействия: совместная с взрослым, совместная со сверстниками
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, практический.
Предполагаемый результат:
Дети проявляют интерес к окружающему социальному миру
Дети проявляют стремление к положительным поступкам
Дети активно участвуют в общении со сверстниками
Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей
Ощущение радости самостоятельных открытий в результате коллективной интеллектуально-творческой деятельности. ребёнок проявляет интеллектуальную активность, познавательный интерес. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить её доступным для него способом. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, проявляет самостоятельность и настойчивость в выполнении познавательных заданий, вступает в сотрудничество.
Оборудование занятия: Интерактивная доска, презентации, ИКТ-игра, столы, игра «Путешествие звуковичков»; картонные буквы и смайлики синего, зеленого и красного цветов; 2 мольберта красного и синего цветов, оформленные в виде замков;
Технологическая карта мероприятия:
№ Этап Содержание деятельности Предполагаемый результат
1 Организационно-мотивационный Логопед: Встречает детей и обращается к ним: Доброе утро, ребята. Сегодня я приглашаю Вас побывать в волшебной стране звуков, в гостях у звуковичков. Там нас ждут необыкновенные приключения. Перед тем как мы отправимся в путешествие давайте одарим друг друга своими улыбками. Для этого, поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево – вправо повернись и друг другу улыбнись». Вот теперь в путь, ребята! Возьмите в руки смайлики и присаживайтесь на стульчики. Спрячьте лицо за смайлик и тогда окажетесь в волшебной стране звуков. (устанавливает оформленные мольберты, достает сундучок). Вот мы и оказались с вами в волшебной стране, посмотрите на этот сундучок. В нем живут звуковички. Вот они!
Приветству ют педагога. Взаимодейств уют друг с другом, выполняя игровые упражнения.
2 Основной Логопед: Проводит артикуляционную гимнастику «Путешествие язычка»: Наступило утро, ярко засветило солнышко, язычок проснулся, улыбнулся (улыбнуться, показать сомкнутые губки, потянулся (открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад, почистил зубки (улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние, затем нижние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону, открыл окно (зубы почти сомкнуты губы. принимают положение окошечка, порадовался хорошей погоде, нарядился в башмачки с каблучками и отправился в путешествие по стране звуков (цокать язычком). Шел он шел и пришел в удивительную страну, где все говорили не словами, а звуками. Язычок очень хотел понять жителей этой страны и поэтому все внимательно слушал, запоминал и повторял. Какой-то незнакомец обратился к Язычку с вопросом: «у О?». Язычок не понял и переспросил: «у О?» (произнести с повышением интонации). На что незнакомец ответил: «У о», Язычок повторил: «У о» (произнести с понижением интонации). Новый знакомый нашего героя продолжал разговор: «у о А?» - спросил он язычка. Язычок снова переспросил: «у о А» (повторить вопрос). На что незнакомец ответил: «У о а». Язычок повторил услышанное: «У о а». Постепенно Язычок стал понимать своего нового собеседника и разговаривать с ним. Собеседник угостил Язычка конфетой и бубликом (Конфета: Рот открыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку; бублик: зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны). Язычок попрощался и побежал дальше, увидел качели и решил покачаться (движение языка: нос – подбородок, посмотрел на часики и вспомнил что ему пора домой (рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта). Поощряет: Молодцы!
Логопед: Проводит беседу: многие живые существа (животные, птицы) издают звуки. Но только люди умеют говорить и петь, наши звуки называются речевыми.
Задает вопросы: Какие звуки речи вы знаете? (гласные и согласные)
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
(Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт).
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
(красным цветом)
Правильно. Гласные звуки в этой стране живут в красном замке и обозначаются буквами. От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.
-Назовите жителей этого замка? - Кто из вас сможет расселить гласных жителей в свои комнаты?
- Скажите, а чем гласные звуки отличаются от согласных?
(Они могут шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь).
- Эти звуки живут здесь, в синем замке и обозначаются они буквами.
А назовите мне согласных звуковичков?
-Почему в синем замке есть зеленые буквы, ведь согласные обозначаются синим цветом?
(согласные бывают твердые и мягкие, зеленым цветом обозначают мягкие, а синим – твердые).
-Ребята, согласным звукам тоже нужна ваша помощь по расселению их по комнатам.
- Ребята, скажите, чем звуки отличаются от букв?
(Звуки произносим и слышим, а буквы и видим, и пишем).
Логопед проводит физкультурную минутку
«Раз, два, три буквы собери».
Предлагает отдохнуть и поиграть. По залу на полу раскладывает буквы красного, зеленого и синего цветов. Делит детей на три равные команды. Объясняет правила игры: Ваша задача, как можно быстрее собрать буквы того цвета, который достанется команде, и вернуться на место. Игра начнется после слов «Волшебный колокольчик позвони, ребятам буквы собрать помоги!». В круг первой команды кладет смайлик красного цвета, второй зеленый, а третьей- синий.
Уточняет задание: какого цвета будете собирать буквы? Звонит в колокольчик. Благодарит и просит садиться на стулья.
Логопед предлагает выполнить игровые задания: - Звуковички побывали в интересных приключениях и хотят рассказать нам о них. Обращает внимание детей на интерактивную доску. Интерактивная игра по основам грамоты «Приключения звуковичков». -Первая игра «Собери слова в сундучок».
Ребята, вам необходимо собрать в сундучок слова, начинающиеся на букву А. При правильном ответе картинка отправится в сундучок.
-Второе приключение «Найди букву».
В этой игре вам нужно назвать слово, определить первый звук и найти букву, с которой начинается слово. Если задание выполнено верно, картинка отправится к своей букве.
-Третья игра «Собери урожай».
Для того чтобы собрать урожай овощей и фруктов, нужно определить первый звук в слове, дать ему характеристику. Подумайте, в какую корзинку нужно положить каждый плод?
-Последнее приключение «Посади пассажиров в вагоны».
Произнесите слово, посчитайте, сколько в нем слогов. Посадите животных в вагончики по количеству слогов. Если в слове один слог, животное поедет в вагоне с одним окном, если два слога - в вагоне с 2-мя окнами, если три, то с 3-мя окнами. Будьте внимательны!
Логопед предлагает выполнить игровое упражнение: Кинезеологическая игра «Кулак, ребро, ладошка»
- Звуковички рассказали нам о своих приключениях, а мы покажем им нашу любимую игру «Кулак, ребро, ладонь».
Напоминает правила игры: - На столе разложены вырезанные ладошки, круги и овалы. В ритм музыки вы должны соотнести руки с ладошками, кулак с кругом, ребро ладони с овалом.
Дети высказывают предположения
Дети выполняют движения согласно тексту
Уверенно отвечают на вопросы. Дают правильный ответ.
Верно располагают буквы на мольберте. Радуются своим успехам. Правильно отвечают
Взаимодейст вуют друг с другом. Эмоциональ но заряжаются.
Дают индивидуаль ные развернутые ответы.
Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей
Взаимодейст вуют друг с другом, выполняя игровое упражнение.
3 Итогово-рефлексивный Логопед подводит итог всей деятельности, проводит беседу и задает вопросы:
-Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, какие вы молодцы. Вы отлично поработали! Вам понравилось, ребята?
-Что запомнилось больше всего?
-Какие игры вам понравились?
- Какое задание было для вас сложным? И почему? Комментирует оценку деятельности детей -Звуковичкам тоже очень понравилось, и они будут ждать вас еще в гости. Давай те с ними попращаемся. А сейчас, для того чтобы мы быстро смогли вернуться в группу, нам Звуковички подарили воздушные шары.
Всех благодарит, прощается Уверенно отвечают на вопросы. Объективно оценивают ситуацию.
Делают выводы, обобщают.
Делятся своими эмоциями и впечатлениями