Ирина Клюева
Детско-взрослый проект «Давай поиграем, малыш!»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-взрослый проект "Давай поиграем, малыш
!" [/b]
Автор: Клюева Ирина Александровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2», г. Ардатов, Нижегородской области.
Дошкольное детство- это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями и является ведущим видом деятельности. Что же нужно ребенку для полноценной игры? Конечно же, это среда, в которой разворачивается игровая деятельность.
Публикация «Детско-взрослый проект „Давай поиграем, малыш!“» размещена в разделах
Предметно-пространственная развивающая среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития (ФГОС ДО).
Современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной развивающей среды. Бедность, однообразие микросреды приводят к ограничению возможностей развития детей и даже к задержкам в развитии. Другая крайность – перегруженность среды может даже оказывать травмирующее действие на детей: большое количество ярких по цвету раздражителей в окружающей среде приводит к психическому переутомлению, возбуждению, нервно-психическим перегрузкам.
Работая над созданием предметно-пространственной развивающей среды нашей группы, мы исходим из того, что она должна служить всестороннему развитию и формированию личности. Среда должна способствовать осуществлению разнообразных видов детских деятельностей (игровой, художественной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной и других) и соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей.
В настоящее время создано огромное количество развивающих игр и игрушек для наших детей.
Но опытные педагоги и внимательные родители, наблюдая за играющим ребенком, часто отмечают, что он не проявляет ожидаемого интереса к купленной игрушке или пособию, или вдруг начинает ее использовать не по назначению, или просто отбрасывает ее в сторону. В чем же дело?
Причины могут быть самые разные. Одна из них заключается в том, что игрушка (пособие, сделанная промышленным путем, не может учитывать индивидуальных предпочтений каждого малыша. И тут на помощь могут прийти внимательные и любящие взрослые, которые находятся рядом с ребенком, чувствуют его. Самые лучшие, самые развивающие игрушки и пособия всегда выходят из рук людей, близких ребенку. А если взрослые еще и используют их в игре с малышом, то все встает на свои места и развитие ребенку гарантировано.
Главный методический принцип в использовании игр и пособий – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта.
Мы выявили проблему: в нашей группе сделанных своими руками игрушек и пособий недостаточно. Мы считаем, что использование игрушек сделанных руками любящих взрослых сможет повысить уровень восприятия и сенсомоторных навыков. Поэтому мы решили привлечь родителей и детей к созданию игрушек и пособий. С данной целью в нашей группе был реализован проект «Давай поиграем, малыш!»
Цель проекта : создание пособий, направленных на формирование и накопление сенсомоторного опыта детей, через развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия.
Задачи:
• Создание развивающих пособий и игрушек.
• Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.
• Вовлечь родителей и детей в создание игрушек и пособий для развития сенсорной культуры.
• Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.
• Приобщать детей к процессу познания.
• Формировать различные представления.
• Привлекать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Ожидаемый результат:
• Повышение уровня развития мелкой моторики, зрительного восприятия.
• Сплочение коллектива родители – воспитатели – дети.
• Создание части предметно- пространственной развивающей среды в виде пособий и развивающих игр, что будет способствовать развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет, поднимет на более высокий уровень коммуникативного взаимодействия между всеми участниками проекта.
Сроки реализации: 1 месяц.
Участники проекта : воспитатели, родители, дети первой младшей группы «Малышок».
Место реализации: МБДОУ «Детский сад №2», первая младшая группа «Малышок».
Этапы работы над проектом.
1 ЭТАП: диагностический:
• проведение педагогической диагностики;
• анализ оснащенности домашней игровой среды воспитанников первой младшей группы;
• выявление уровня развития мелкой моторики детей и сенсомоторного восприятия через: педагогическую диагностику и анкетирование родителей по оснащенности домашней среды играми и пособиями (Приложение 1).
2 ЭТАП: подготовительный:
• изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом, знакомство и практическую отработку приемов и упражнений развития мелкой моторики, пополнение пространства группы информационными и дидактическими материалами;
• проведение родительского собрания на тему «Роль игры в развитии детей раннего возраста», где мы раскрыли роль игри игрушек в жизни ребенка,а также важность сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста, представили выставку игрушек и пособий, которые необходимы для детей 2-3 лет;
• подготовка для родителей и детей заданий и рекомендаций по изготовлению пособий, развивающих сенсомоторный аппарат;
• привлечение родителей к изготовлению пособий.
3 ЭТАП: апробация игрушек и пособий: содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики воспитанников нашей группы «Малышок» (Приложение 2).
• Мастер-класс «Давай поиграем малыш», изготовление пособия для развития мелкой моторики ребенка, использование обычных предметов для развития мелкой моторики, создание проекта.
• Групповые и индивидуальные консультации для воспитателей на тему «Оформление уголка для развития восприятия и формирования. сенсомоторных навыков для детей младшего дошкольного возраста».
• Презентация проекта на районном методическом объединении.
• Подведение итогов.
3 ЭТАП: анализ:
• анализ проведенной работы – методической, диагностической и практической;
• представление опыта работы.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
2. Комарова Т. С., Филлис О. Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ». – М. : Педагогическое общество России, 2005 г.
3. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка». – М. :Просвещение, 1998.
4. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». – М. : АРКТИ, 2006.
Приложение 1
Результаты диагностики:
На начало учебного года по результатам педагогической диагностики дети первой младшей группы имеют следующее распределение по уровням развития мелкой моторики большинство детей (80%) имеют низкий уровень, 20% детей - средний уровень. Детей с высоким уровнем развития мелкой моторики не выявлено.
Анкета.
1. Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку.
2. Если у ребенка свои книги (и какие?
3. Есть ли у ребенка в доме место, которое отведено только ему?
4. Посещаете ли вы с ребенком культурно развлекательные центры (кино, музеи, зоопарк, цирк, что посещаете чаще всего.
5. В какие игры предпочитает играть ваш ребенок?
6. Сколько времени в день вы уделяете для игры с ним?
7. Какие познавательные и дидактические игры есть у вас дома, перечислите их?
8. Есть ли у вас музыкальные пособия и игры, в которые играет ваш ребенок?
9. Что бы вы хотели приобрести из игрушек вашему ребенку, но пока не можете?
10. Из каких материалов по составу сделаны игрушки вашего ребенка?
11. Если у вас игрушки или пособия сделанные своими руками?
12. хотели бы вы изготовить игрушку вместе с вашим ребенком?
13. Как вы думаете, какую игрушку предпочтет ваш ребенок, сделанную промышленным путем или совместно с вами?
Анализ анкетирования родителей.
Цель анкетирования:
выяснить у родителей степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, понимание значимости игрушки и игровой среды в развитии ребенка в условиях семьи.
Количество участников: 24 человека
Результат:
1. Оснащенность домашней игровой среды для обеспечения и организации двигательной активности и развития сенсорного восприятия однообразно и бедно.
2. Не все игрушки соответствуют возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста.