Лариса Недодел
Проект «Тайна моего имени» возраст детей 4–5 лет (детско — взрослый, творческий, краткосрочный)
▼ Скачать + Заказать документы
«Тайна моего имени»
(детско – взрослый проект)
«Имя человека – это самый сладостный и
самый важный для него звук на любом языке»
Дейл Карнеги
Тип проекта : творческий
По содержанию: ребёнок, общество и его культурные ценности
По характеру участия ребё нка: ребёнок – участник от зарождения идеи до получения результата
По характеру контактов: в контакте с семьёй, и детьми группы
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: краткосрочный
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Сроки реализации проекта – 3дня
Постановка проблемы
Подобрать имя новорождённому малышу – дело не простое. Ведь имя человека влияет на его судьбу. На выбор имени ребёнка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозны корни, и даже политические взгляды родителей.
Актуальность
Случается, что имя человека, записанное в паспорте, абсолютно не подходит к его характеру. Такое происходит, если родители по каким – то причинам называют ребёнка другим именем. К примеру девочку Елену могут называть Леной или Алёной. При этом Лена и Алёна не одно и то же, значение имён разное. Чем вызывается такая ситуация? Вероятно самой Елене не очень нравится данное ей имя и она невольно его отвергает.
Как известно моде подвержено всё на планете, в том числе и имена. В древние времена новорождённого называли именем святого, день памяти которого совпал с днём рождения малыша. Под этим понималось, что святой будет небесным покровителем ребёнка, защищая его от невзгод и помогая по жизненному пути. День рождения тогда не считался праздником, отмечались именно только именины. В начале прошлого века мода на имена поменялась. Детям стали давать имена – аббревиатуры, например в честь Владимира Ленина – Владлена. Советский человек постепенно забыл, что существует такое понятие, как тайна имени. В последнее время при выборе имени ребёнка родители стали интересоваться значением его происхождения того или иного имени. И конечно важно, чтоб дети знали почему их так назвали мамы и папы.
Цель: Формировать у детей понятие «Моё имя»
Задачи для
Воспитателей:
• Расширять и углублять представление детей о старинных обычаях.
• Закреплять знания старинных русских имён.
• Расширять знания детей об именах людей.
• Воспитывать чувство гордости за своё имя.
• Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
• Выявить как родители выбирали имена своим детям.
• Поощрять родителей к совместной работе с детьми и воспитателями.
Родителей:
• Воспринимать и совместно с воспитателем реализовывать предлагаемые идеи.
• Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессн совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.
Детей :
• Развивать интерес у детей к своему имени, их значению в жизни человека.
• Развивать умение слушать рассказы воспитателя, своего товарища, художественной литературы – сказки, были, эмоционально отзываться на них.
• Способствовать детскому словотворчеству, умению активно использовать в речи предложения разных типов.
• Научить детей применять полученные представления и умения в самостоятельной деятельности.
• Формировать чувство гордости за своё имя.
Игровая мотивация
Дети приходят утром в группу и обнаруживают, что в группе появился незнакомый маленький человечек по имени Кузя.
Описание проекта
Предварительная работа
• Отбор литературы по теме проекта
• Беседы с детьми на тему «Что значит моё имя, и почему мне его дали мама и папа»
• Беседы с родителями на тему: «Тайна имени моего ребёнка»
День первый
Погружение в игровую ситуацию
Дети приходят утром в группу и видят в игровой зоне маленького человечка, который держит в руке письмо. Дети, которые приходят позже в группу узнают от своих товарищей, что в группе появился маленький человечек он всех боится и пока ни с кем, ни разговаривает. Он не помнит, как его зовут, а чтоб узнать, надо прочитать письмо.
Беседа
Воспитатель: ребята, вы хотели бы узнать, что написано в письме у этого маленького необычного человечка? (Ответы детей)
Тогда послушайте, что тут написано:
«Здравствуйте ребята! Я попал к вам в группу случайно, т. к. забыл, где живу и, как меня зовут. Только знаю, что я живу в доме и, там есть, девочка её зовут Таня, я её дом оберегаю. Помогите мне, вспомнить, как меня зовут, и вернуться домой! Таня очень будет по мне скучать…»
Что будем делать ребята? Сможем мы помочь нашему незнакомому новому другу? Как мы можем помочь ему? (Ответы детей : объявить в розыск, дать объявление на телевидение, позвонить по телефону маме и папе, позвонить в полицию, спросить у ребят в детском саду, кто знает Таню и потеряла своего друга)
Воспитатель:
- Молодцы много вариантов придумали, чтоб помочь нашему другу, тогда давайте мы с ним познакомимся, играем в словесную игру «Узнай по голосу», дети по очереди называют имя своего товарища, тот в свою очередь должен догадаться кто, его зовёт.
Спрашиваю детей, а все знают дети, как их зовут, и где они живут? (Ответы детей) в это время раздаётся стук в дверь в группу приходит мальчик и спрашивает не мы ли потеряли книжку, на обложке книжки нарисован необычный человечек. Предлагаю детям рассмотреть обложку. Дети узнали на ней нашего гостя. Предлагаю детям прочитать название книги и узнать, как зовут нашего гостя. После чего дети сами предлагают прочитать сказку и узнать, где живёт наш друг.
Чтение отрывка из сказки «Домовёнок Кузя»
Поэтапное решение проблемы (диалоговая беседа)
Воспитатель:
- Ребята, как зовут нашего гостя? (Ответы детей)
- Где жил Кузя?
- Куда переехал жить?
-Кто такой Кузя как вы думаете?
- Почему, он оберегает дом? (Ответы детей)
Решение проблемной ситуации
Воспитатель:
- Ребята вы хотите помочь Кузе найти Таню?
(Ответы детей) С Кузей познакомились, но не узнали, кто ему дал такое имя, я постараюсь узнать кто дал имя нашему гостю, а вы вместе с мамами и папами расскажите Кузе, почему вам дали такие имена Кузе будет интересно с вами познакомиться поближе. (Домашняя работа мини презентация «Тайна моего имени»)
День второй
Введение в проблему – рассматривание иллюстраций в книге «Домовёнок Кузя»
Воспитатель:
-Ребята внимательно посмотрите на иллюстрации, обратите внимание на дома, сколько там этажей, что во дворе находится, посчитайте этажи, найдите окно, откуда смотрит Кузя.
Кузя говорит, что вы молодцы, что нашли его окно, откуда он смотрит. Вы хотели узнать откуда произошло имя Кузя и почему он дом оберегает? Откуда можно получить эти сведения? (Ответы детей)
Решение проблемной ситуации
Воспитатель:
Правильно ребята вы говорите, можно посмотреть в энциклопедии, в компьютере, найти ответ в журнале.
Рассказ воспитателя:
Имя Кузя или по другому, можно сказать Кузьма произошло от греческого слова «космос» - вселенная, мир. Маленький мальчик Кузя в детстве, заводила и озорник, не умеющий слушать старших. Любит играть, но не любит когда его обижают, любит справедливость. Кузя очень увлекающийся мальчик, любит доводить начатое дело до конца. Внешне похож на маму, а характером на папу. Он смел, решителен, находчив в своих решениях, защищает своих друзей, отстаивая справедливость. Кузя очень домовитый мальчик, любит больше находиться дома, чем на улице. Наш Кузя - это домовой мальчик, который живёт в доме и охраняет хозяев от бед и несчастий. В народе говорят; «Без домового не может стоять ни один дом», именно домовой является хранителем домашнего очага.
• Дети рассказывают «Почему меня так назвали
• Играем в дидактическую игру «Назови ласково», дети, стоя в кругу и передовая мяч по кругу, называют ласковые имена, используя в речи существительные и прилагательные.
• Предлагаю детям нарисовать портреты, «Вот я какой!» и подарить их нашему другу. Творческая деятельность детей.
Третий день
Введение в проблему – в группе беспорядок
Утром дети приходят в группу и видят в игровой зоне беспорядок, игрушки разбросаны. Что происходит, ни кто не знает.
Воспитатель:
- Ребята, у нас сегодня не понятное произошло, почему – то Кузя напроказничал, разбросал все игрушки, может мы его обидели? (Ответы детей, а давайте спросим у самого Кузи, что происходит.
Кузя:
- У меня сегодня день рождение и я хотел всех ребят пригласить в гости на чай с тортом и конфетами, у нас дома всегда есть конфеты. А у вас я ни чего не нашёл и подарка мне ни кто не приготовил, вот я и обиделся.
По этапное решение проблемной ситуации
Воспитатель:
Ребята, чем мы можем помочь Кузе? (Ответы детей)
Правильно говорите нам надо убраться в игровой зоне, накрыть на стол, придумать как будет веселее отпраздновать день рождение, а ещё для Кузи сделать подарки. И пригласить Кузю на большой праздник «Папа, Мама, Я – спортивная семья!», где будет много ребят и, он возможно найдёт свою Таню!
Дети вместе с воспитателем наводят порядок в игровой зоне, девочки накрывают на стол, расставляют посуду, угощение. Мальчики помогают воспитателю готовить рабочие места для лепки из глины. Творческая работа детей «Оберег».
После лепки водим хоровод «Каравай», играем в сюжетно ролевую игру «День рождение Кузи».
После сна дети собираются на спортивное развлечение вместе с родителями, и берут с собой Кузю. После развлечения подошла девочка подготовительной группы и попросила вернуть ей Кузю, т. к. она его потеряла, когда шла в детский сад, а Кузя сам не смог её найти.
Определение дальнейших действий
Воспитатель:
- Ребята, давайте отдадим Кузю девочке Тане. Дети вернули хозяйке Кузю.
Кузя:
- Спасибо ребята. Мне у вас было очень хорошо, я много узнал о вас и ваших именах. Можно я к вам буду иногда приходить в гости? (Ответы детей)
Презентация
Презентация мини проектов, где родители вместе с детьми рассказывают о именах своих детей.
Предполагаемый результат
Детей :
• Вызовет интерес к своему имени.
• Появиться желание узнать, почему так меня назвали.
• Вызовет желание слушать художественную литературу.
• Научится быть внимательным, вникать в суть проблемы, эмоционально отзываться на неё.
• Расширит представление об окружающим мире.
• Появится гордость за своё имя, которое ему дали родители.
Родителей:
• Произойдёт привлечение родителей к процессу совместной деятельности с детьми и как следствие, сближение между ними и воспитателями группы.
• Изменятся взгляды родителей на детские проблемы
Воспитателей:
• Приобретё тся очередной опыт в совместной деятельности: дети – родители – воспитатели.
Оценка результатов проекта для :
Детей :
• Научились быть внимательными по отношению друг к другу.
• Вырос интерес к художественной и познавательной литературе.
• Появилось чувство гордости за своё имя.
• Стали больше самостоятельно играть в сюжетно – ролевые игры, приглашая воспитателя гостем в игру.
Родителей:
• С помощью родителей пополнилась игровая зона атрибутами к сюжетно – ролевым играм.
• Произошло сближение с детьми и воспитателями группы, появился интерес к событиям, происходящим в группе и детском саду.
Воспитателей:
• После проведённого проекта продолжить работу в данном направлении.
• Появились новые навыки в проведении педагогических проектов.
• Укрепились отношения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско – взрослые проекты.