Елена Сизова
Детский спектакль на основе литературного материала
▼ Скачать + Заказать документы
Детский спектакль на основе литературного материала
Театральная игра, как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения, является не новшеством, а используется в педагогике уже давно. Театрализация остается самой популярной, увлекательной деятельностью детей. Без неё уже не мыслит свою работу не один воспитатель, специалист театрал, музыкальный руководитель.
Темочки:
- Театр. Сценарии постановок и спектаклей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Эта деятельность интересна всем – и детям, и взрослым. В ней как бы «нет возраста», а есть общая цель, которая реализуется как в результате – спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах. Эта работа строится поэтапно.
«Мы сценаристы»
1 этап
Постановка с детьми спектакля на основе литературного материала начинается с выбора произведения. Мотивация этого выбора определяется многими моментами. Прежде всего, отбирается только тот материал, который нравится нам самим, который обязательно нравится детям, который понятен и доступен для театральной игры. Литературные произведения должны быть высоко художественными. Это, конечно, русские народные сказки, сказки народов мира, произведения К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, П. А. Ершова, А. С. Пушкина и другие.
Выбор материала определяется конкретными возможностями и условиями. Часто «подсказка» идёт от самих детей, которые, познакомившись с какой-нибудь интересной сказкой начинают играть. Иногда выбираем произведение при подготовке к празднику. Смысл и значение лучше раскрыть через драматизацию литературного произведения. Например, к Новому году – «12 месяцев» (по пьесе С. Я. Маршака, «Морозко», «Приключение Буратино», к выпуску детей детей в школу – «приключение Незнайки» по повести Н. Носова, «Баранкин, будь человеком!» по повести М. Медведева, на 8 Марта – «Федорино горе» К. И. Чуковского. Все эти произведения интересны для детей, содержит богатый, драматургический материал, дети легко справляются с текстом и на основе его разрабатываем уже свой оригинальный сценарий.
2 этап «Подготовительный»
Начинаем подготовку спектакля со знакомства и чтения литературного произведения в оригинале, разбираем текст, определяем характер героев. Мы, взрослые, ещё раз продумываем, о чем будет данный спектакль, какую данную мысль необходимо донести до детей и до зрителей. Для этого текст произведения перерабатываем, авторские выражения оставляем. Облегчаем целый абзац одним выражением.
При работе со сценарием очень важным является обработка литературного материала, выстраиваем событийную цепочку – от завязки до кульминации и развязке. Это «скелет» будущего спектакля, который затем заполняем конкретным материалом : текстом, песнями, танцами, пантомимами и т. д. Написав сценарий, решаем каким по жанру он будет.
Стремимся. Чтобы спектакль был легким, интересным, а для этого используется разнообразный музыкальный материал. В практике работы нашего дошкольного учреждения наши спектакли в основном драматические.
Очень важно до мелочей продумать в сценарии всё : где ребенок будет стоять, какую реплику он в данный момент произнесет, какая нужна мимика, где и какая должна звучать музыка, характерный звук и т. д. Такая запрограмированность обеспечит успех спектакля. На практике убедились, что импровизация значительна легче для детей, чем разучивание придуманных взрослым текстов, танцев, и т. к. творческий потенциал ребенка безграничен. Ребенок более естественен и раскрепощён, он не боится, что-нибудь забыть, он смысл каждой сцены, свою роль, и роли других детей.
В нашем театре «Колёсико» играют не только дети, но и взрослые. В разработке сценария принимают активное участие не только музыкальные руководители, но и инструктор по физической культуре, хореограф. Вместе мы придумываем, какими художественными средствами подчеркнуть выразительные возможности детей.
«Репетируем играя»
Когда сценарий готов, приступаем к репетициям спектакля. Репетировать с дошколятами нужно не так, как со старшими детьми или со взрослыми. Репетиция строится как творческая игра, и у каждого «актёра» есть своя конкретная роль. Репетиции мы проводим по сценам с подгруппами детей, т. к. это менее продолжительно и более продуктивно и эффективно. Отдельно с каждым ребенком – актером проговариваем текст, предлагаем мимикой и движениями показать, то или иное действие героя. Стараемся избегать утомления, при котором рассеивается внимание, пропадает интерес, а вместе с ним и весь смысл. Занятия. Из опыта работы мы знаем, что входить в роль детям помогает просмотр видеофильмов и ли мультфильмов по выбранному произведению или прослушиванию аудио записей. Детям неоднократно читаем литературные произведения, и они непроизвольно запоминают текст сценария. Во время просмотра фильма или мультфильма дети начинают выбирать для себя роль: например,»Я буду играть царя берендея», «А я хочу быть скоморохом!». Дети спорят, подходит им эта роль или нет.
Запоминать текст и вжиться в роль ребятам помогает проигрывание эпизодов сказки по ролям. Репетируем с детьми одни и те же роли, только играют их разные дети. Здесь помогаем и даем возможность «примерить» роль на себя и выбрать ту, которая больше всего нравится и лучше всего удается ребенку. Детям очень нравится проигрывать свою роль перед большим зеркалом, что позволяет видеть свои жесты, мимику и движения.
Когда все сцены спектакля готовы, мы их сводим воедино. Для этого проводим большую репетицию. Во время сводной репетиции не останавливаемся на мелочах, основная задача – сведение музыки, пластики. речи в единое целое – спектакль.
С каждым разом дети лучше, с большим пониманием и интересом воспринимают художественный материал. Появляется потребность в повторении наиболее любимых песен, стихов, сказок. На сводной репетиции опробываем все костюмы, атрибуты, декорации, чтобы дети «вжились» в образ, в спектакль. Стараемся создать лёгкое общение, творческую атмосферу и подводим детей к ощущению, что они сами всё придумали, они настоящие и играют настоящий спектакль.
Костюмы и декорации – это важно!
При создании костюмов для детей к спектаклям мы просматриваем всю возможную литературу, иллюстрации из книг, фотоматериалы, книги по истории костюмов. В очередной раз просматриваем видеофильмы и мультфильмы. Обговариваем возможные варианты элементов театральных костюмов для детей. Все костюмы, придуманные нами, отражают характер персонажей, эпоху и ту старну, в которой происходят события. Так мы придумывали костюмы для японской народной сказки «Иссумбоси», для китайской народной сказки «Зайчик под персиковым деревом», африканской народной сказки «Паук и черепаха», русской сказки «Снегурочка» и т. д.
В создании костюмов, в из разработке принимают участие многие члены педагогического коллектива и сотрудники детского сада.
Декорации также играют очень главную роль в спектакле. Мы отказались от тяжелых трудоёмких декораций, которые когда – то рисовала педагог по изодеятельности на картоне, теперь пользуемся облегченной тканью, на которой выполняется аппликация, или наносится распыленная краска. Например: силует дерева с веточками, волны моря, Это и есть тот образ, где происходят действия спектакля («Паук и черепаха»). Учим детей работать с декорациями самим. Стараемся, чтобы смены декораций в спектакле было минимум.
Подбор музыкального материала
Каждый спектакль нуждается в музыке, без неё он будет сухой, не интересный. Музыка очень сильно воздействует на эмоции, настроение детей. От звучания зависит единое художественное целое, а значит и успех спектакля. Отбор музыкального репертуара тоже проходит поэтапно:
подбираем музыку, характерную для каждого персонажа;
музыку для танцев и маленьких танцевальных миниатюр и импровизаций;
музыку для музыкальных заставок;
По музыкальному сопровождению можно заранее узнать будущий спектакль, определить его примерную продолжительность.
Ну, вот и премьера!
Когда се репетиции позади – спектакль готов, наступает день «премьеры». Каждому спектаклю мы печатаем программку. И когда ребёнок видит своё имя в ней, это ещё больше стимулирует его отнестись серьёзнее к своей роли. В этот день мы – педагоги и родители стараемся создать особенный эмоциональный настрой детям. Это праздник для всех: для маленьких артистов, для педагогов, родителей и гостей. Обязательно делаем фотосьемку, и видео спектакля. После премьеры оформляем фото выставку и оформляем памятный фотоальбом, а видео фильм по сказке помогает увидеть себя и свою работу со стороны.
За участие в спектакле каждый ребенок получает памятный диплом и сладкий подарок. Эта награда ему за удавшуюся роль, в которую он вложил свою душу. А мы взрослые каждый раз, глядя на выступление детей, удивляемся: - Какие же талантливые у нас дети!