Ирина Кузьмина
Формирование элементарных математических представлений дошкольников на основе занимательного материала
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Однако на занятия по математике отводится небольшое количество времени, а дети в свободные минуты любят играть в занимательные игры, в том числе и по математике, которая позволяет им самостоятельно развиваться и формирует у них познавательные способности.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений дошкольников на основе занимательного материала» размещена в разделах
Значимость формирования элементарных математических представлений дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Познавательное развитие».
В связи с этим была выбрана тема исследования «Формирование элементарных математических представлений дошкольников на основе занимательного материала».
Мною была изучена научная, психолого-педагогическая, а также методическая литература. За основу практической педагогической деятельности брались работы З. А. Михайловой, Е. Н. Пановой, Е. А. Носовой, Р. Л. Непомнящей.
Работа по заявленной теме проводилась с 2012 по 2015 гг., где результаты каждого года оглашались на методических совещаниях МДОУ "Детского сада № 102".
Математика - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических знаний и представлений. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Во – первых, у детей развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира. Во – вторых, они познают пространственные отношения между предметами, устанавливают соответствующие связи, знакомятся с формой предметов, их величиной. Всё это позволяет дошкольнику развивать в дальнейшем логическое мышление, память, внимание, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития детей.
Анализ реальной ситуации при таком подходе в обучении показал, что количество детей, имеющих низкий уровень элементарных математических представлений, которые так необходимы для подготовки к школе, неуклонно растёт.
Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Обучение математике не должно быть скучным занятием. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.
Таким образом, в решении проблемы я вижу использование занимательного математического материала.
Работу с детьми была построена на основе личностно-деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) и идеи проблемного обучения (А. В. Брушлинский, И. Я. Лернер). Личностно-деятельностный подход предполагает развитие ребенка и формирование его элементарных математических представлений непосредственно в деятельности, т. е. решении математических задач, отгадывании ребусов, загадок и др. Это тесно связано с идеей проблемного обучения, которое заключается в том, что именно воспитатель создает познавательную задачу или ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Реализация подхода и проблемного обучения обеспечивается рядом общедидактических и методических принципов.
Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Цель достигается путем обучающих, развивающих и воспитательных задач.
1. Формировать базисные математические представления, речевые умения;
2. Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
3. Гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начала;
4. Прививать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
5. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
С помощью выдвинутых цели и задач решается педагогическая идея, которая заключается в том, что включение дошкольников в решение математических задач и ситуаций через различные виды занимательного материала способствует формированию у них элементарных математических представлений.
Таким образом, целевой аудиторией становятся дошкольники от 4-х до 7-ми лет.
Формирование математических представлений у детей происходит во всех компонентах образовательного процесса. Так, ведутся непосредственно занятия с применением различных видов занимательного материала, ребята в свободное время берут из "Уголка занимательной математики" интересующие их игры, пособия математического содержания и играют индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой, индивидуально проводятся моменты с детьми низкого уровня математического развития, а также даются увлекательные задания для всей семьи.
Слайд 9. Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Для этого необходимо выполнить ряд условий: создать предметно-развивающую среду, а, именно, "Уголок занимательной математики". Это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место.
Слайд 10. Необходимо отметить, что занимательный материал я классифицировала, выделив в нем условно 3 основные группы : развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Исходя из этого, за основу формирования элементарных математических представлений были взяты игровая технология и технология проблемного обучения.
Процесс обучения проходил в три этапа, начиная со средней группы. На каждом этапе были сформированы свои ожидаемые результаты согласно возрастным особенностям воспитанников. На слайде представлены ожидаемые результаты последнего третьего этапа, т. к. он является заключительным. Таким образом, у детей должны быть сформированы данные элементарные математические представления перед школой.
Работа на базе Детского сада № 102, непосредственно связанная с математическим развитием дошкольников проводилась в течение трех лет с сентября 2012 по апрель 2015 года. Всего участвовало 24 ребенка.
Диагностика проводилась по методике Н. В. Верещагиной. Были выявлены критерии отслеживания результативности и уровни сформированности элементарных математических представлений.
На каждом этапе обучения диагностика проводилась в начале и в конце года. Соответственно для каждой возрастной группы были представлены свои критерии.
Сравнительный анализ показал, что с каждым годом все больше дошкольников переходило на средний и высокий уровень сформированности. Если в начале 2012 года высокий уровень у детей полностью отсутствовал, то к концу заключительного этапа с этим уровнем оказалось больше всего ребят (10 человек - 42 %, а на второй позиции оказались дети со средним уровнем сформированности (9 человек - 37%). Таким образом, дошкольники подготовительной группы готовы перейти на новый этап обучения.
Это доказывает, что применение различных форм и методов по занимательной математике результативно.
Все результаты работы были озвучены на методических совещаниях детского сада.
Учитывая выше изложенное, данная методика может быть рекомендована к использованию в других дошкольных учреждениях.