Нина Николина
Детский проект «Символы России» как средство формирования патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
В настоящее время в Федеральной образовательной программе дошкольного образования уделяется большое внимание формированию традиционных российских духовно-нравственных ценностей. На этапе дошкольного детства взрослые должны способствовать воспитанию в детях патриотических чувств: любви к семье, детскому саду, родной природе, уважительного отношения к истории и соотечественникам, осознания себя как гражданина, относящегося с уважением и гордостью к ее символам: флагу, гимну и гербу. На этапе старшего дошкольного детства необходимо сформировать уважительное отношение у детей к государственным символам и праздникам Российской Федерации.
Публикация «Детский проект „Символы России“ как средство формирования патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
«Герб, флаг и гимн – самые главные отличительные знаки государства. Они обозначают единство страны, равноправие её народов. В них сохраняется память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость» (Мишель де Монтен).
Наиболее эффективной технологией в расширении представления о государственных символах и праздников России является метод проектов. Данная технология позволяет задействовать различные виды детской деятельности, привлечь внимание к данной теме не только детей, но и родителей. В преддверии праздника «День флага» началась реализация познавательно-творческого проекта «Символы России». Проект долгосрочный 07.08.2023-30.11.2023.
На первом этапе определили цель и задачи проекта.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств через ознакомление с государственной и негосударственной символикой России.
Задачи:
-систематизировать и обобщить знания детей о Государственной символике РФ;
-формировать представления о происхождении, значениях, функциях флага, герба и гимна РФ;
-уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как о государстве, в котором они живут;
- расширять знания детей о негосударственных символах России;
-развивать творческие способности детей, воображение, внимание, память;
-формировать уважительного отношения у детей к символам России и государственным праздникам;
-способствоватьвоспитанию любви к Родине, поддерживать интерес к истории своей страны и её культуре.
На втором - подготовительном этапеподобрали методическую и художественную литературу (стихи, песни, пословицы о Родине; подбор основного материала в центрахпатриотического воспитания и т. п.); наглядный материал (иллюстрации, видеоролики, презентации).Разработали цикл интегрированных занятий, занятия по изобразительной деятельности и лепке
На основном этапе проводилибеседы, занятия и праздникив следующей последовательности:
1. Наша Родина – Россия!
2. Государственный флаг, Государственный гимн, Государственный герб Российской Федерации.
3. Праздник к Дню флага «Наш флаг поднимем высоко!»
4. Путешествие в страну русских народных инструментов.
5. Люблю берёзку русскую.
6. Осенняя берёзка (печать листьями).
7. Хохломская тарелочка.
8. Русский самовар.
9. Матрешка- символ земли русской.
10. День народного единства.
11. День герба РФ.
На интегрированном занятии «Наша Родина Россия» закрепили понятие «Родина, как называется наша страна и как называют её жителей. Рассмотрели расположение и территорию на карте. Слушали стихи о родине, её необъятных просторах и песни «Широка страна моя родная»И. Дунаевского, «Моя Россия» Г. Струве, беседовали и сравнивали две песни с подобными названиями по содержанию и характеру музыки. Разучивали песни о Роине-России и участвовали в концертах и конкурсах. Играли в народные игры «Заря-заряница», «Гори ясно», «Элчи-былчи» (татарская игра) и др.
Далее знакомились с основными символами Российской Федерации – гимном, флагом, гербом, их историей, значением в нашей жизни. 22 августа провели праздник «Наш флаг поднимем высоко!», где ребят поздравила Россия и они отправились в путешествие, чтобы найти три цвета флага: к Берёзке - за белым, к Реченьке – за синим, к Рябинке – за красным. Дети водили хороводы, играли и в конце праздника прошёл флешмоб с российскими флажками.
Дополнительные символы – берёзка, самовар, балалайка, гармошка, валенки, хохлома и др.
На занятии «Люблю берёзку русскую» дети узнали, чтоберезка – дерево России, негосударственный символ красоты русской природы. А также узналио ее лечебных свойствах, познакомились с народными приметами, где береза играет особенную роль, разучили стихотворения и хоровод, с удовольствием слушали русские песни о березке, которые сочинил народ.
В процессе занятия по изобразительной деятельности дети рассматривали картины известных художников, где изображены березки в разное время года. А также рисовали березку в разных техниках: восковыми мелками и акварелью, и в нетрадиционной технике рисования - печать листьями березы.
Также в рамках проекта дети расширили представления о народном промысле - хохломской росписи. На занятии «Хохломская тарелочка» воспитанники учились составлять узор в соответствии с формой основы; подбирали краски, подходящие к цвету фона; упражнялись в рисовании элементов хохломской росписи.
На занятиях о русском самоваре ребята узнали, что самовар - один из символов России. Он был в каждом доме, независимо от местности и достатка. С ребятами провели беседы о русском самоваре: его истории; узнали, о том, что самовары награждали медалями и что они бывают самые разные по форме и размерам. Сходили с детьми на экскурсию на городскую Набережную, познакомились с Нижнеиргинским самоваром, с одним из первых самоваров в России. А в конце нашего знакомства с самоваром дети выполнили работу по ручному художественному труду – украсили самовар элементами хохломской росписи в технике - пластилинография.
С русским сувениром, куклой Матрешкой, знакомы все. Матрешка также является символом России. Выяснили с ребятами, что название матрешка произошло от русского имени Матрёна, что значит «знатная женщина». При знакомстве с народной игрушкой использовалось музыкальное сопровождение, читали стихи и потешки, водили хороводы. Большая работа велась по продуктивной деятельности. Дети лепили и украшали силуэты матрешек, для этого использовали горох, макаронные изделия, семена, арбузные зерна.
Также были организованы: экскурсии по городу, в краеведческий музей, музей медицины, в берёзовую рощу.
С родителями проведена консультация «Как знакомить с государственной символикой РФ, представлен герб группы.
На заключительном этапе был проведён праздник «День флага», оформлена фотозона «Символы России» (официальные и неофициальные, выставки творческих работ «Хохломская тарелочка», «Русский самовар», «Матрёшка – символ земли русской», «Герб семьи», интегрированное занятие «День конституции», оформление окна к «Дню флага». Участвовали в Международном конкурсе «Наш триколор», во Всероссийском конкурсе «Надежды России», акции «Поэтический флешмоб» и «Три цвета флага», в акции «День народного единства». В рамках дня государственного герба РФ прошла просветительская акция, дети подготовили листовки с интересными фактами о гербе и поделились ими с прохожими на улице.
В процессе реализации проекта дошкольники узнали, что любить свою Родину надо не за то, что она велика, а зато, что она твоя Родина.
Николина Н. Г. ,музыкальный руководитель МАДОУ детский сад 14,
Назарова О. И., воспитатель МАДОУ детский сад 14,
городской округ Красноуфимск