Федулова Светлана Владимировна
Патриотический проект «Символы России» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста
Патриотический проект «Символы России»
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, любви к своей Родине.
Срок реализации: долгосрочный (год)
Вид проекта: практико-ориентированный
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители (законные представители)
Публикация «Патриотический проект „Символы России“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
Актуальность
В настоящее время тема патриотизма становится все более актуальной. Находясь практически все время на работе, родители не дают детям подчас необходимой информации о родном крае, о стране, не прививают любовь и уважение к окружающим. Эта функция ложится на социальные институты, в том числе и на детский сад. Как известно, именно дошкольный возраст – благоприятное время для развития личности ребенка.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и двор где он не раз гулял - всё это Родина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу, республике, стране.
Наиболее эффективно воспитание патриотических чувств у дошкольников через метод проектной деятельности. Этот метод позволяет задействовать различные виды детской деятельности, привлечь внимание к данной теме не только детей, но и родителей, общественности.
В процессе реализации проекта дошкольники узнают много нового о своей родине, о Великой Отечественной войне. У них формируется чувство привязанности, уважения, гордости за свою страну, чувство собственного уважения.
Без знания государственных символов невозможно говорить о гражданско-патриотическом воспитании, от знания символов своей страны нужно идти к правам, интересам, достоинствам личности, к обязанности, долгу, ответственности перед обществом и государством.
Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Отдавая почести символам государства, мы тем самым формируем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
В каждой стране существуют официальные и неофициальные символы. К официальным символам во многих странах нашей планеты относятся гимн, герб и флаг. Помимо традиционных символов каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт - неофициальные символы России. И если человек является патриотом своей Родины, он обязан знать историю официальных и неофициальных символов России.
Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Цель: Формирование у детей представлений o Родине, ее истории, национально–культурных традициях и символах России.
Задачи:
• Пополнить, уточнить и закрепить представления детей о стране - России, ее символике, столице, природных богатствах, культуре, народах, традициях, праздниках.
• Дать представление о понятии -Малая Родина. Учить любить своих родителей, дом, село, страну через беседу и рассматривание иллюстраций.
• Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.
• Воспитывать чувство достоинства у ребенка как представителя своего народа.
• Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
Работа с родителями
• Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств
• Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям.
• Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дети будут знать:
• Официальные символы России (флаг, герб, гимн России).
• Неофициальные символы России (медведь, береза, ромашка, самовар, балалайка, гармонь, матрешка, хохлома)
• Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней.
• Владеть расширенным словарным запасом по теме;
• Иметь представление о памятных местах родного города;
• Владение детьми знаниями о национальных героях, об истории возникновения праздника, об истории национальных святынь;
• Пополнение словарного запаса детей пословицами, поговорками о своей Родине
Родители:
• Повышение интереса к жизни ДОУ через активное участие в мероприятиях
• Заинтересованность в совместной деятельности
• Чувство патриотизма и уважения к своей родине
• Помощь в создании выставок, музеев, участие в тематических конкурсах.
Методы работы с детьми:
• индивидуально-дифференцированный (каждый ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя находит ответы на поставленные вопросы)
• групповой (задействована вся группа или разбиты на подгруппы);
• практический (организация разных видов игр);
• наглядный (целевые прогулки, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, плакатов);
• интеграция образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие).
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап - сентябрь
Содержание работы Ответственный
• Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;
• Создание предметно - развивающей среды в соответствии с тематикой;
• Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме;
• Анкетирование родителей по теме воспитатель
Основной этап
Перспективное планирование по образовательным областям
Октябрь – Официальные символы России
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседа «История моего города», «Город мой родной», «Где можно увидеть изображение флага РФ? герба РФ?», «Где можно услышать гимн РФ?»
• Тематические занятия «Символы моего города», «Герб и флаг России»
• просмотр презентации «История государственных символов России»
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Экскурсия по городу», «Детский сад»
• Экскурсия по родному городу
Речевое развитие • Загадывание осенних загадок
• Чтение - В. Степанов «Флаг России»,И. Агеева «Флаг российский - триколор»,В. Степанов «Герб России»
• Составление рассказов по изображениям и картинкам, описывание изображений и образов символов РФ.
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Флаг России»
• «Выбери и раскрась государственный герб»
• Слушание произведения «Гимн России»
Физическое развитие • Подвижные игры «Листопад», «Ветерочек», игра–забава «Шур-шур-шур».
• Игры с султанчиками, бег с ленточками, вертушками
Работа с родителями • Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»
Ноябрь – Москва – как символ России
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседы с показом слайдовых презентаций или иллюстраций: «Москва-столица нашей Родины»; «История Московского Кремля»; «День народного единства».
• Свободное общение: «Кто герои: Минин и Пожарский?», «Что означает - народное единство?».
• Просмотр презентации, посвящённые празднику.
• Викторина «Наша Родина – России»
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры: «Семья идет в музей», «Путешествие в Москву».
• Беседа о толерантности. Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.
Речевое развитие • Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций о Москве
• Чтение художественной литературы по теме. Писатели и поэты о празднике.
• Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки, рисование: «Открытка к празднику», «Русский воин».
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Спасская башня», «Царь Колокол», «Царь Пушка», «Большой театр»
• Совместное изготовление плаката для родителей «Единство народов России»
• Слушание музыки: Кабалевский Д. «Походный марш»,«Кавалерийская»
• Конструирование: «Старинная крепость», «Кремль».
Физическое развитие • Физкультурный досуг: «Сильные, смелые, ловкие».
• Свободное общение, беседа о сохранности здоровья в нашей стране.
Работа с родителями • Обновление информационного стенда на тему: «Что можно рассказать ребёнку о Дне народного единства».
• Совместное задание с родителями: составление рассказа о памятных местах Москвы».
Декабрь - Что за чудо - самовар
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседа «Как мы дома пьём чай», «Как помогаем маме накрыть на стол».
• Тематические занятия с просмотром презентаций: «Знакомство с самоваром», «Как делают чай»
• просмотр мультфильмов: «Пых, пых самовар»
• опыты с чаем: рассматривание разных сортов чая; замачивание чая; определение чая по вкусу, цвету и запаху
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «День рождения», «Чаепитие на празднике»:
• Экскурсия в «Русскую избу»
• Экскурсия по новогоднему городу
Речевое развитие • Чтение сказок: чтение сказок «Федорино горе», «МухаЦокотуха», «Самовар», «Самовар и кофейник», заучивание потешек, стихотворений.
• Рассказывание из личного опыта «Где я видел самовар»
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Самовар»
• Лепка «Баранки, бараночки»
• прослушивание песни «Наш красавец-самовар», разучивание песни и танца «Пых-пых, самовар»,
• Музыкальное представление: «У самовара»
Физическое развитие • Подвижные игры «Снежинки и ветер».
• Дыхательное упражнение «Горячая чашка»
Работа с родителями Консультации: «Русская народная культура в воспитании дошкольников», «Воспитание детей на традициях народной культуры»,
Январь – Русская балалайка
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Тематическое занятие с просмотром презентации «Знакомство с балалайкой»
• Просмотр видео концерта с балалайкой
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Концерт для кукол», «Мы пошли на концерт»
• Инсценирование сказки «Балалайка- теремок»
Речевое развитие • Чтение «Сказка о балалайке», сказка «Как Ивану балалайка помогла», «Сказка про медвежонка, мечтавшего играть на балалайке», «Сказка, как балалайка нашла себе друзей»
• Разучивание загадок, стихов, потешек.
Художественно-эстетическое развитие • Прослушивание аудиозаписи: «Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот»
• Разучивание песни «С балалайкой веселее» (Сл. и муз. Т. В. Бокач)
• Раскрашивание силуэтов балалайки.
• Аппликация «Балалайка»
Физическое развитие • Игра малой подвижности «Садовник»
• Хоровод «Венок»
Работа с родителями • Консультация: «Воспитание детей через приобщение к народной культуре»
Февраль – Русская гармонь
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседа о музыкальном инструменте – гармошке, её разновидностях, отличительных особенностях саратовской гармоники, истории возникновения традиции игры на ней.
• Тематические занятия «Волшебная гармошка», «Масленица»
• Просмотр видео концерта с гармонью
• Опыты «Воздух в гармошке»
• Просмотр мультфильмов «Антошка», «Летучий корабль», «Чебурашка и крокодил Гена»
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Гармонисты»
• экскурсия в детскую библиотеку «Гармошка приглашает в гости»
Речевое развитие • Стихи: Л. Кассиль «Твои защитники», Агния Барто «На заставе», А. Митяева «Почему армия родная?». Г Ладонщиков, «23 февраля – зимний, чудесный» К. Авдеенко, «Будущий мужчина» В. Косовицкий, «Все на посту» Р. Алдонина.
• Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.
• Загадки о военной технике, и рода войск.
• Рассматривание «Богатыри» картина В. Васнецова, «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России».
Художественно-эстетическое развитие • Разучивание и проведение хороводных игр «Галя по садочку ходила», «Карусели»; «Петушиный бой».
• Разучивание масленичных закличек, песни «Веснянка»
• Аппликация «Моя гармонь»
• Пластилинография «Гармошечка»
Физическое развитие • Подвижные игры «Блины», «Ледышка», «Масленичные ворота»
Работа с родителями • Мастер-класс «Обрядовые куклы-обереги»
Март – Матрешка, хохлома
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие Две недели
Просмотр презентации «Русская матрешка»
Тематическое занятие «Такая разная Матрешка»
Две недели
Беседа: «История возникновения хохломской росписи»
Просмотр презентации «Что за чудо завитки»
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры Магазин «Сувениры», «Ярмарка»
Ситуации общения «Знакомство с талантливыми людьми»
Речевое развитие Две недели
• Составление творческого и описательного рассказ о русской матрешке.
• Чтение стихов о матрешке
Две недели
• Составление описательного рассказа о хохломской росписи (с использованием мнемотаблицы).
• Чтение легенда «Золотая Хохлома», Л. Яхнин «Веселое слово хохлома».
• Разучивание частушек «Золотая хохлома».
Художественно-эстетическое развитие Две недели
• «Самая красивая матрешка» (лепка)
• Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»
Две недели
• Рассматривание альбомов: «Народные промыслы», «Золотая хохлома».
• Рисование «Хохломская ложка»
Физическое развитие Две недели
• Хороводные игры «Мы – веселые матрешки», «Аленький платочек»
• Игры подвижные: «Раз, два, три матрешечку найди», «Шли матрешки по дорожке»
Две недели
• Подвижные игры «Цветные капельки», «Укрась горшочек»
Работа с родителями • Папка – передвижка: «Что мы знаем о русской матрешке?»
• Консультация для родителей: «Творчество в детском возрасте».
Апрель – Ромашка, береза
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Просмотр видеофильма о природе родного края.
Две недели
• Беседа «Ромашка – неофициальный символ России»
• Сравнительное наблюдение (рассматривание иллюстраций) садовой ромашки и полевой ромашки
Две недели
• Беседы: «Береза-символ России», «Что я знаю о березе?».
• Тематическое занятие «Люблю березку русскую»
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры – «Аптека», «Фитобар»
• Драматизация стихотворения М. Познанской «Ромашка».
• Психогимнастика: «Путешествие в лес», «Я похожа на березку».
• Экскурсия в парк
Речевое развитие Две недели
• Сочинение сказок про ромашку
• Чтение стихотворения М. Познанской «Ромашка» Отрывок из рассказа А. Стрижёва «Огород на опушке», А. Онегова «Тропинка полевая», Ю. Дмитриева «Кто в лесу живёт и что в лесу растет».
Две недели
• Чтение художественной литературы: Л. И. Горошкина «Берёзка» ; В. А. Злоказова «Росла Берёзка у дороги на Силач…» ; Н. И. Птухина «Ода берёзе» ; Г. Н. Рахимов «Три Берёзки под окном»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую».
Художественно-эстетическое развитие Две недели:
• Коллективная работа «Ромашки на лугу».
• Аппликация «На лесной полянке».
• Прослушивание песни «Ромашки России» В. Львовский, «Ромашка» А. Ленский
Две недели
• Рассматривание репродукций картин: И. Шишкин «Берёзовая роща»; И. Левитан «Берёзы»
• Аппликация «Березовая роща».
• Слушание «Ах,ты, береза» Раухвейгера.
• Хороводы «Ай, да березка» муз. Т. Попатенко, «Во поле березка стояла», «В золоте березонька» сл. и муз. Г. Вихаревой.
Физическое развитие Две недели
• Малоподвижная игра: «Расти, расти, ромашка»
• Подвижная игра: «1,2,3-к ромашке беги»
Две недели
• Подвижные игры: «Беги к берёзе»; «Берёзовый венок»; «Кто быстрее соберет берёзовые почки».
• Физминутки «Березка», «Топ,топ», «Березонька», «Возвращаться нам пора» .
Работа с родителями • Буклет «Лекарственные растения»
• Папка-передвижка «Березовое царство – лучшее лекарство»
Май «День Победы»
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседа «О подвигах солдат во время Великой Отечественной войны», «День Победы», «Дети войны», «Блокадный Ленинград», «Георгиевская лента», «Что я знаю о Дне Победы?», «Какими качествами должен обладать настоящий солдат».
• Тематическое занятие «9 Мая – День Победы», «Мой дедушка – ветеран ВОВ», «Города герои», «Дети войны»
• Викторина «Этот День Победы»
• Занятие с привлечением родителей «Герои нашей семьи»
• Тематический вечер «Подвиг героя»
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Медсестры», «Радисты», «Военный корабль», «Летчики», «Моряки», «Мы военные»
• Экскурсия в музей «Этих дней мы не забудем никогда»
• Возложение цветов к памятнику погибшим воинам - землякам.
• Экскурсия в зал «Боевой Славы» краеведческого музея.
• Экскурсия в библиотеку
Речевое развитие • Чтение произведений С. П. Алексеев «От Москвы до Берлина», «Идет война народная», В. Ф. Панова «Сергей Иванович и Таня», В. Е. Карасева «Маленькие ленинградцы», Л. Кассиль «Твои защитники», Б. П. Павлов «Вовка с ничейной полосы», Повесть - Б. П. Павлов «На безымянной сопке», Сказка - Ю. Я. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»
• Стихотворения: «Был трудный бой», «Песня Победы», С. В. Михалков «Победа»
• Составление рассказа «На параде», «Мой дед - герой», «День Победы»
• Конкурс чтецов и песен
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Георгиевская ленточка», «День Победы», «Война глазами детей»,
• Аппликация - открытка «Фронтовое письмо». «Голубь мира»
• Лепка «Медаль героя», «Пушка», «Самолет», «Танк»;
• Прослушивание музыкальных произведений: «Марш защитников Москвы» А. Сурков, Минута молчания, Катюша» М. Блантер, «Священная война» А. Александров, «Ах, война, что ты, подлая, сделала» Б. Окуджавы
Физическое развитие • Подвижные игры «Стенка-мишень», «Кто дальше?», «Переправа через мост», «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет» «Разведка», «Встречные перебежки», «Попади в цель», «Меткий стрелок».
• Спортивный праздник «Мы ребята - бравые солдаты».
Работа с родителями • Папка-передвижка «Этот день победы», «Наши герои»
• Консультация для родителей на тему: «Как рассказать ребенку о войне?»
• Занятие с привлечением родителей «Герои нашей семьи»
• Тематический вечер «Подвиг героя»
Заключительный этап - май
• Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
• Выставка мини проектов по темам месяца (совместная работа родителей и детей)
• Оформление странички «Советский воин» из фонда личных семейных фотографий.
• Создание презентации
Использованная литература
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005.
2. Белая К. Ю., Теселкина Н. В. «Организация проектной деятельности в ДОУ» УЦ Перспектива Москва 2013
3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
4. Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
5. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
6. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду».
7. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении.
8. Молодова М. Н. «Игровые экологические занятия с детьми» - М., Асар, 1996 г.
9. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984.
10. Тимофеева Л. О., Волохова Н. Н. «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» Волгоград: Учитель, 2015
11. Тихонов М. В., Смирнова Н. С. «Красная изба» - знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом.
12. Чусовлянкина Е. Т. «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного образования патриотического воспитания ставших дошкольников».
13. Юный эколог: программа по экологическому воспитанию. Николаева С. Н., - М., Мозаика – Синтез, 1999 г.
14. Интернет ресурсы