Ирина Фирсова
Детский проект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по карте. Африка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с континентом Африка.
Задачи:
• Формировать представление детей о климатических условиях на данном континенте.
• Продолжать знакомить детей с географической картой мира, глобусом.
• Воспитывать у детей интерес, уважение к культуре разных народов.
• Знакомить детей с природой и климатом изучаемого континента, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира.
Публикация «Детский проект по познавательно-исследовательской деятельности „Путешествие по карте, Африка“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Животные жарких стран. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты
- Темочки
• Вызвать у детей интерес и любознательность к дальнейшему познанию мира.
• Вызвать у детей положительный настрой, обогатить новыми яркими впечатлениями.
• Активизировать словарь детей, развивать монологическую и диалогическую речь.
После прочтения сказки К. Чуковского "Доктор Айболит" у детей возник интерес, они захотели узнать, где находиться Африка и кто там живет. Мы думали, как же организовать исследовательскую деятельность детей, чтобы им было интересно, познавательно и занимательно. И мы решили использовать технологию Н. А. Коротковой "Путешествие по карте". Для каждого конкретного занятия нужен какой-либо отправной момент, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования. Для нас отправным моментом стало прочтение сказки «Доктор Айболит».
Итак, мы выбрали пункт назначения Африка.
Прежде чем мы начали свое путешествие по Африке, все интересующие детей вопросы, мы обозначили на карте метками.
Затем, чтобы начать исследовать Африку, мы должны были до нее добраться. Поэтому далее перед нами встал вопрос, на чем мы можем добраться до Африки. Дети предложили поехать на машине. Посмотрев на карту, мы анализировали, сможем ли мы доехать на машине все вместе и сколько времени займет такое путешествие? Поняли, что на машине до Африки мы добраться не сможем и дети решили ехать на поезде. Но на поезде мы проедем лишь некоторое расстояние, а как же добираться через море? Встал вопрос, на чем же ехать дальше? Дети предлагали разные варианты, решили ехать на пароходе. Но и этот вариант нам не подошел, т. к. на пароходе оказалось долго плыть. И тут вспомнили про самолет. Это оказался лучший вариант, поэтому дети решили отправиться в Африку на самолете. Транспортное средство было выбрано. Но так как лететь предстояло очень далеко, дети стали думать как одеться и какие вещи нужно взять с собой.
Их заинтересовало какая же погода в Африке, и поэтому первая метка на карте у нас была «солнце». Так как дети у нас уже большие, то некоторые из них высказали предположение, что в Африке жарко. Но им захотелось узнать, на сколько в Африке жарко. И с помощью оборудования экспериментальной лаборатории Наураша дети узнали на сколько в Африке жарко и как на такую температуру реагирует человек.
После того, когда мы узнали какая погода в Африке, детям захотелось узнать, кому комфортно жить при такой высокой температуре, какие животные обитают в Африке и почему они не живут в нашей полосе. И следующей меткой на карте было изображение животного. Мы стали рассуждать, где можно узнать информацию об этих животных.
Дети предлагали спросить у воспитателей, дома у родителей, посмотреть вместе с ними в интернете и в энциклопедии. Задавали интересующие вопросы взрослым.
Так же дети в самостоятельной деятельности рассматривали различные научные книги.
И из различных источников они узнали, какие животные обитают в Африке и выяснили, что эти животные могут долгое время обходиться без воды и с легкостью переносят температуру этого континента.
Следующим этапом нашего исследования стал растительный мир этого континента, который мы обозначили на карте меткой с изображением листика. Мы так же провели опытно-экспериментальную деятельность с песком и землей. В ходе эксперимента было определено, что наши растения любят влагу, а растения Африки любят тепло и не могут находиться в холодном климате, поэтому наши растения не могут прижиться в Африке, а растения Африки не растут в нашей полосе.
Так же с помощью исследовательской деятельности дети узнали, что в Африке живут люди с темной кожей и им стало очень интересно увидеть таких людей, узнать, почему же у людей кожа такого цвета, и почему они живут именно в Африке. Следующей меткой на карте стало изображение чернокожего человека.
Вместе с детьми мы рассмотрели чернокожую куклу. Провели сравнительный анализ между белокожим и чернокожим человеком. И определили, почему цвет кожи африканцев отличается от цвета кожи других людей. Дети вспомнили, что когда они отдыхают летом с родителями в теплых краях, то под воздействием солнца их кожа тоже меняет цвет, становится более темной (происходит защитная реакция). А африканцы находятся на солнце круглый год и темным цветом кожа защищается от получения ожогов.
Так же в ходе исследования данного континента дети узнали, что в Африке есть действующий вулкан Килиманджаро и захотели узнать как же происходит извержение вулкана. Следующей меткой стало изображение вулкана. С помощью экспериментальной деятельности, дети наглядно увидели как же происходит извержение вулкана. Захотели повторить эксперимент дома и показать его своим родителям.
Вот так интересно и познавательно дети смогли познакомиться с континентом Африка.
В завершение исследовательской деятельности с детьми была организованна работа на закрепление полученных знаний. Для закрепления материала были использованы следующие виды деятельности :
Дидактические игры, лото.
Работа с контурными картами,
Изготовление макета "Африка",
Изобразительная деятельность, придумывание и отгадывание загадок, просмотр мультфильмов, раскраски и т. д. Сейчас занимаемся изготовлением лэпбука «Африка».
Хотелось бы еще сказать, что это не просто проектная деятельность с детьми, а это именно исследовательский проект, на котором дети сами выбирают методы и средства исследования, где они могут взять интересующую информацию.