Веженко Татьяна Александровна
Детский проект «Насекомые малышки — наши меньшие братишки» в старшей группе 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Детский проект
«Насекомые малышки – наши меньшие братишки»
в старшей группе (4-5лет)
Содержание
Пояснительная записка….
Актуальность проекта….
Технология проекта….
Используемые источники информации….
Приложения….
Продолжительность проекта: краткосрочный 2 недели.
Пояснительная записка.
Публикация «Детский проект „Насекомые малышки — наши меньшие братишки“ в старшей группе 4–5 лет» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое воспитание дошкольников относиться к числу конкретных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Экологическое воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех ее звеньях.
Дошкольный возраст – является наиболее благоприятным периодом эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе, ведь именно в дошкольном возрасте свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше мы начали работу по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день, такие как деревья, травы, насекомые, птицы. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях ведь на основе исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и общаться.
И так как большинство современных детей редко обращаются с природой, мой проект направлен на то, что бы наши дети научились беречь окружающий мир. И остановилась на самых маленьких обитателях нашей планеты – насекомых. Они привлекательны и удивительны, малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, и наши знания о них очень скудны. Но их влияние на нашу жизнь огромно.
Наш проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых. Образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи.
Актуальность проекта.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование. Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Проблема: Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего не произвольная.
Цель проекта.
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры.
Задачи проекта:
• Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;
• формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
• воспитывать бережное отношение к живому;
развивать эмоциональную отзывчивость;
формировать навыки исследовательской деятельности.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Гипотеза.
Если в работе с детьми использовать различные виды педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с насекомыми, создавать специальные условия для этого, работать в определенной системе с родителями по проблеме, то это будет способствовать:
• накоплению у детей представлений о многообразии насекомых
• формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним
• развитию речи у детей, активации словаря
• развитию у них умения рассуждать, наблюдать
• формированию у детей интереса к экспериментальной деятельности
• а самое главное – формированию индивидуального эмоционального отношения к миру природы каждого ребенка
Материалы: научно-художественная литература, энциклопедия, изображения различных видов насекомых, фильмы и мультфильмы о жизни насекомых, (электронные ресурсы, соленое тесто, гуашевые краски, кисти, цветные карандаши, альбомные листы, цветная бумага, клей, ножницы, раскраски с насекомыми и т. д.
Ресурсное обеспечение проекта: различные предметы и материалы, которые требуются для изготовления коллекции, рисунков, бумага, краски, карандаши, клей, картон, пластилин, альбомы, ноутбук, фото, диски: CD (компакт диски, DVD (цифровые многоцелевые диски, литература: в том числе энциклопедии, иллюстрации, буклеты. Исходя из интересов детей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
Технология проекта:
Проект предполагает реализацию следующих этапов:
Подготовительный этап.
• Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта.
• Определение задач, исходя из потребностей детей.
• Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
• Подбор нагляlно-дидактического материала для реализации проекта
Основной этап.
• Проведение комплекса непосредственно-образовательной деятельности, экскурсий, дидактических и подвижных игр.
• Мультимедийная презентация по теме «Насекомые».
• Чтение стихов и рассказов по данной теме.
• Собирание насекомых для коллекции.
Заключительный этап.
• Непосредственно-образовательная деятельность.
• Оформление фотовыставки.
• Оформление выставки коллекции насекомых.
Предполагаемый результат:
• дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет);
• находить сходства и различия;
• владеть обобщающим понятием «насекомые»;
• составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
План реализации проекта.
Мероприятия или основные направления деятельности
Подготовительный этап
Выбор темы методом «трех вопросов», постановка проблемы, формулирование цели и задач проекта.
Изучение уровня знаний детей по теме «Насекомые».
Беседа с детьми «Что мы знаем о насекомых?»
Индивидуальные беседы с родителями.
Подбор методической литературы по теме проекта.
- Знакомство с энциклопедической литературой по теме проекта.
Консультация для родителей «Как помочь детям узнать про насекомых?»
Рассматривание иллюстраций насекомых.
Основной этап
Чтение книг по теме проекта.
1. К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище».
2. В. Татарников «Зажжужала тут оса».
3. Ян Бжехва «Муравей», «Комар».
4. Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
5. В. Митько «Я кузнечика ловил».
6. Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».
7. В. Бианки «Приключения муравьишки».
8. К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».
9. В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).
10. В. Степанова «Стрекоза».
11. басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
12. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
13. В, Сутеев «Под грибом».
Рассказ-беседа «Кто такие насекомые и как они живут?» (Приложение №1,
Просмотр фильмов по теме проекта. «Насекомые»
Творческая мастерская «Конкурс на лучший рисунок: моё любимое насекомое».
Просмотр презентаций и мультфильмов «Насекомые»,
«Лунтик», «Пчёлка Майя», «Под грибом», «Муха и зайчонок».
Проведение поиска насекомых на участке ДОУ
НОД познавательное развитие «Насекомые»
НОД развитие речи «Прогулки с насекомыми»
НОД ФЭМП «Веселая математика с пчелкой Майей»
НОД лепка «Моё любимое насекомое»
НОД рисование: Насекомые.
Развлечение «Эти удивительные насекомые» (Приложение № 2,
Памятка для родителей ««Что нужно знать о насекомых». (Приложение № 3)
Заключительный этап
Выставка детских рисунков по теме «насекомые»
Выставка коллекции «Насекомых» (Приложение № 4)
Результаты:
В ходе осуществления проекта «Насекомые на участке детского сада» дети познакомились с насекомыми посетившими территорию детского сада и с тем, какое значение имеют в жизни человека. В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения. Знания, полученные в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации. Они без особого труда могли изобразить внешнее строение насекомых, старались использовать ту цветовую гамму, какую имеет насекомое в природе.
Большая работа была проведена с родителями. Для них были разработаны рекомендации о том, какие следует, соблюдать меры предосторожности находясь с ребенком на прогулке. В начале и конце данного проекта был проведена диагностика, которая показала, что после проведения проекта «насекомые на участке детского сада» у детей увеличилось количество знаний этой теме. Данный проект показал достаточно высокий результат,
таким образом, в ходе данного проекта были созданы условия для воспитания у детей экологической культуры, были развиты познавательные и творческие способности. Родители: Активно участвовали в проектной деятельности. Педагоги: Повысили свой профессиональный уровень. Пополнена предметно- пространственная среда группы.
Список литературы:
1. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия. К: Академия Холдинг, 2000.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М. : ВАКО, 2008.
5. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. : Новая школа, 1995.
6. Танасийчук В. Энтомология в картинках. М. : Издательство «Детская литература», 1980.
7. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М. : ТЦ «Сфера», 2003г.
Приложение №1
Насекомые - это представители типа членистоногие. Их характерной особенностью является наличие конечностей, состоящих из отдельных сегментов. Класс Насекомые является самым многочисленным и насчитывает около 1 млн. видов. Тараканы, кузнечики, жуки, бабочки, осы, пчелы - перечислить всех просто невозможно! Какие же черты позволили им получить такое широкое распространение? Тема "Насекомые и их особенности" очень интересна. Давайте изучим ее подробнее.
Строение.
Отделы тела, которые имеют насекомые - это голова, грудь и брюшко. На голове расположена пара усиков, длина которых варьируется и служит важным систематическим признаком. Насекомые - это членистоногие с самыми разнообразными типами ротовых аппаратов. Различают следующие разновидности: грызущий - у тараканов и жуков, колюще-сосущий - у тли и комаров, лижущий - у мух. Тип ротового аппарата зависит от характера пищи. У пчел и шмелей он грызуще-лижущий, а у бабочек - сосущий.
Грудь насекомых состоит из трех сегментов, каждый из которых несет пару членистых конечностей. У большинства представителей этого класса здесь же располагаются и крылья. Они представляют собой выросты эпителиальной покровной ткани. У блох и вшей крыльев нет из-за отсутствия их функциональной необходимости. Брюшко практически всегда лишено конечностей. Покров насекомых состоит из углевода хитина, дополнительно покрытого воскоподобным веществом. Он защищает тело от чрезмерного испарения воды. На покровах также расположены особые волоски, которые выполняют роль органов осязания и слуха.
Чудесное превращение.
Процесс развития насекомых происходит по-особенному. У организмов с неполным превращением из личинки образуется имаго - взрослая особь. Причем эти две стадии по морфологическим признакам не отличаются ничем, кроме размера. Так происходит процесс развития таких отрядов, как тараканы, прямокрылые, термиты, вши, клопы и богомолы. У жесткокрылых и блох другой тип превращения - полное. Его суть заключается в том, что личинка на раннем этапе развития выходит из яйца, превращаясь в куколку. На этой стадии происходит разрушение первоначальных органов и формирование новых. Так образуется взрослая особь. Важным фактом является и то, что личинка и имаго внешне не похожи. Например, колорадский жук на первоначальном этапе развития похож на небольшого червя.
Среда обитания.
Насекомые - это одни из немногих представителей животного мира, которые освоили все среды обитания. Так, термиты способны делать ходы в почве на глубине 35 м, многие клопы адаптированы к жизни в воде. Представители отряда полужесткокрылые являются паразитами. Но преобладающая часть распространена в наземно-воздушной среде.
Характерные признаки насекомых.
Насекомые имеют признаки, по которым систематики выделяют их в отдельный класс типа Членистоногие. Это три пары конечностей и отделов тела (голова, грудь, брюшко, наличие пары усиков на голове, органы дыхания - трахеи, а выделения - мальпигиевы сосуды. Разнообразие и значение насекомых.
Какое насекомое из отряда перепончатокрылые является общественным? Конечно же, это пчела. Ее главное значение заключается в получении меда и перги из пыльцы. Представители отряда тараканы очень плохо летают, но хорошо ориентируются в пространстве при помощи длинных усиков. Саранча, медведки и сверчки являются прямокрылыми. К этому отряду относятся и кузнечики, и сверчки, у которых имеются специальные приспособления. Это так называемое зеркальце - тонкая перепонка - и смычок - жилка с зубчиками. Насекомые, относящиеся к отряду Клопы, имеют уплощенное тело, на котором не образуются крылья. Их отсутствие компенсируется способностью легко прыгать на приличное расстояние.
Насекомые - это и все представители отряда жуки, имеющие жесткие надкрылья, плотно прикрывающие брюшко. Кто из нас не любовался порхающим полетом красавиц бабочек? Они также являются насекомыми. Они не только красивы. Многие из них полезны. Так, тутовый шелкопряд "возглавляет" целое производство. Его искусственно разводят во многих странах мира. А продуктом ее жизнедеятельности является натуральный шелк. Таким образом, насекомые представляют собой класс членистоногих животных, большинство из которых приспособлены к полету. Благодаря достаточно высокому уровню организации они освоили все среды обитания, заняв свою нишу в системе органического мира. Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией.
Приложение 2
Конспект занятия по ознакомлению с природой
«Эти удивительные насекомые» для детей 4-5 лет.
Цель: Обобщить знания детей о насекомых,развивать умение выделять существенные признаки насекомых, воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы.
Материал: иллюстрации насекомых, модели признаков насекомых, мяч, обручи (красный, синий, шапочка паука, аудиозапись «Лето».
Развитие сюжета:
Звучит аудиозапись «Лето». Воспитатель читает стихотворение:
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк,
Пьёт хоботком душистый сок
И собирает мёд пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
-Ребята, о ком это стихотворение? (о насекомых).
-Весной и летом мы повсюду встречаемся с насекомыми, их очень много и они все разные. Давайте поиграем в игру с мячом «Кто и что умеет?» .Тот кто поймает мяч, назовёт насекомое и расскажет, что умеет делать это насекомое.
После игры воспитатель выкладывает перед детьми иллюстрации насекомых.
-Посмотрите, какие разные насекомые, чем они отличаются? (размером, цветом, формой тела).
-А теперь постараемся найти и назвать, чем похожи все насекомые? (6 ног, есть глаза, усики, крылья, тело состоит из члеников).
(По ходу сравнения воспитатель выставляет перед детьми модели
существенных признаков насекомых)
-Насекомые-древнейшие и самые многочисленные обитатели Земли. Насекомые обитают не только на земле, но и под землёй, а также в воде и в воздухе. Давайте поиграем в игру «Летает, не летает» .(Дети выходят на середину группы и встают свободно. Воспитатель называет насекомое, если оно летает-дети ставят руки в стороны, изображают полёт насекомого, если не летает - приседают).
После игры дети садятся на ковёр.
-Послушайте загадки и попробуйте их отгадать.
В лугах без устали летает,
Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдёт
И приготовит вкусный мёд? (Пчела).
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек? (Божья коровка).
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка-
Зелёненькая спинка? (Кузнечик).
Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок? (Бабочка).
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом? (Муравей).
Кто над нами Вверх ногами? (Муха).
Голос тонок,
Нос долог,
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт? (Комар).
Летит-говорит,
Сядет-молчит? (Жук).
-На свете много насекомых. Среди них есть полезные и вредные. Давайте попробуем разобраться. (Воспитатель кладёт на ковёр 2 обруча)
-Ребята, в красный обруч положим картинки с полезными насекомыми, а в синий с вредными насекомыми.
(Дети выкладывают картинки с насекомыми. Затем комментируют свои действия).
Итог занятия:
-Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали много нового из жизни насекомых. Их можно встретить не только в лесу, но и в городе. Давайте не будем их обижать, а будем беречь и охранять.
А теперь предлагаю поиграть в подвижную игру: «Паук».
Дети выбирают считалкой паука, одевают ему шапочку, он встаёт в центре группы. Остальные дети – насекомые.
Паук говорит слова:
Паутину-сеть плету,
Насекомых всех ловлю:
Мошек, бабочек, жуков,
Комаров и мотыльков.
Дети отвечают:
Ты паук нас не пугай,
А, попробуй, запятнай!
Дети перебегают на другую сторону, паук пятнает детей. Игра проводится 2-3 раза со сменой ведущего
Приложение №3.
Памятка для родителей!
Лето – тепло, светит ласковое солнышко. Это самое подходящее время года для отдыха с детьми на природе. Но именно в теплую летнюю погоду, собираясь с ребенком на прогулку, не забывайте о тех «сюрпризах» и неприятностях, которые могут вас ожидать. Речь идет о кусачих летунах или, проще говоря, об укусах жалящих насекомых, к которым относятся пчелы, осы, шмели, шершни. При укусе этих насекомых в организм человека проникает инородное вещество – часто токсичное, которое, как правило, вызывает локальную или местную реакцию. В месте укуса обычно появляется жгучая боль, отек, зуд, покраснение кожи. Чем более продолжительное время жало насекомого остается в коже ребенка, тем больше вреда оно может принести, поскольку в нем содержится много биологически активных веществ и происходит отравление или интоксикация организма.
При повышенной чувствительности к такому яду (один из двухсот пятидесяти человек, реакция гиперчувствительности не всегда проявляется сразу. Даже один укус пчелы, осы, шмеля или шершня способен вызвать у некоторых детей приступ бронхиальной астмы, анафилактический шок или отек Квинке. Поэтому, после укуса такого ребенка, не упускайте его из вида на протяжении, как минимум, получаса.
Укусы жалящих насекомых мало чем отличаются друг от друга, за исключением того, что пчела кусает один раз в своей жизни. После укуса пчелы, ее жало, имеющее небольшие зазубринки, остается в теле «жертвы», а само насекомое погибает.
Как же оказать первую помощь, если вашего ребенка укусила пчела, оса, шмель или шершень:
___
- в первую очередь (если укусила пчела) необходимо удалить жало из ранки. Для этого проведите ногтем по коже в месте укуса, как бы выталкивая жало. Пинцетом или ногтями осторожно, чтобы не повредить мешочек с ядом, захватите жало поближе к коже и вытащите его;
- выдавите яд, оставшийся в ранке;
- затем приложите к месту укуса салфетку, смоченную в разбавленном нашатырном спирте (одна часть спирта и пять частей воды) или трех процентной перекиси водорода;
- к месту укуса приложите холод для уменьшения отека и боли;
- еще можно сделать примочку из водного раствора соды или соли (растворяем одну чайную ложку в стакане воды);
- если ничего из выше перечисленного под рукой нет – посмотрите по сторонам – облегчить боль и уменьшить отек помогут свежие листья календулы, подорожника или петрушки. Сделайте из них кашицу и приложите к месту укуса. Также можно использовать для этих целей свежезаваренный чай и млечный сок из стебля одуванчика;
- если укус сопровождается сильной болью, можно дать ребенку «Парацетамол»;
- при возникновении аллергической реакции, возможно использование антигистаминного препарата, согласно возрастным показателям вашего ребенка. Кроме этого, можно использовать средства для наружного применения. Ими могут быть различные гели и мази, обладающие противоаллергенными свойствами: гель «Фенистал», «Псило-бальзам» или мазь-бальзам «Звездочка»;
- при множественных укусах, ребенку рекомендуется давать обильное питье.
Совсем маленьким детям хорошо помогает успокаивающая ванночка с пустырником, чередой или валерианой.
Памятка для родителей «Что нужно знать о насекомых».
Летний сезон – пора активизации насекомых. Укусы некоторых могут причинить массу неприятностей детям и их родителям.
Основными насекомыми, доставляющими неприятности в нашей климатической зоне, являются комары, клещи и пчелы (осы, шмели).
Комары
Как известно, кусаются только комары-самки. Им необходима человеческая кровь, чтобы кормить и растить свое потомство. При укусе насекомое впрыскивает под кожу человека особое вещество, которое вызывает сильнейший зуд. Помимо дискомфортных ощущений комариные «уколы» грозят инфекцией. Особенно часто это случается у детей. Малыши расчесывают кожу, создавая тем самым благоприятную почву для вторичного бактериального инфицирования. В результате расчесы воспаляются, становятся красными, болезненными и могут даже нагнаиваться.
Что делать если укусил комар? Если комар все-таки добрался до кожи ребенка, можно смазать зудящие бугорки фенистил-гелем, наложить на укус содовый прохладный компресс или кубик льда. Помогает также растертый листик бузины. Если бугорок расчесан, можно обработать ранку зеленкой или перекисью, промыть раствором фурацилина или слабым раствором марганца.