ОКСАНА КОМИССИНА
Проект «Маленькие наши друзья — насекомые» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Маленькие наши друзья-насекомые» для детей старшей группы.
Их разновидностей не счесть,
Размеры малые, но есть,
Три пары ног, глаза и крылья,
Вредят порой непоправимо.
Животным могут досаждать,
Растительность всю истреблять,
Ну, вижу, дети их узнали,
Стихами насекомых описали!
Леонов В.
Описание проекта
Публикация «Проект „Маленькие наши друзья — насекомые“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Проект направлен на изучении вопросов, связанных с насекомыми. В этом проекте дети получат знание о жизни насекомых, их привычек и повадок. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. В любом возрасте дети любят за ними наблюдать. Данный проект поможет детям узнать их таинственный, красочный и завораживающий мир– мир насекомых.
Актуальность темы:
Большинство детей очень редко общаются с природой. Мир насекомых очень интересен, каждый его обитатель таит в себе множество удивительных свойств.
Дети в проекте узнают о насекомых, их пользе или вреде. Экологическому воспитанию в дошкольном образовании уделяется сейчас большое внимание. Насекомые – самая удивительная группа животных.
В жизни можно часто увидеть, как ребенок пытается растоптать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, стоит перед взрослыми задача – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.
Основным содержанием экологического воспитания дошкольников, это формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.
Тип проекта : познавательный.
Продолжительность проекта : кратко - срочный
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.
Цели проекта :
Формирование у детей представлений о насекомых;
развитие познавательных и творческих способностей детей;
воспитание отзывчивости и гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта :
Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, о их обитания, характерных особенностях.
Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
Способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности.
Расширять словарный запас слов (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений и т. д.) .
Воспитание бережного отношения к природе.
Развивать эмоциональную отзывчивость.
Проблема проекта :
Вопрос: Нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред?
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап:
- подбор иллюстрированного материала по теме;
- подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме;
- подбор материалов для изготовления поделок своими руками.
II. Основной:
Перспективно-тематическое планирование проекта :
1. ФЦКМ «Незнайка в стране насекомых»
Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых; вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»; продолжаем вводить использование схематической модели для описания внешнего вида; развивать зрительную и слуховую память; развивать связную речь; развивать образность речи.
2. Конструирование Насекомые
Цель: Учить детей складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба; учить детей пользоваться схемой-подсказкой, развивать конструктивные способности, мелкую моторику рук. Закрепить знания о насекомых, формировать эстетический вкус; закрепить умение отгадывать загадки.
3. ИЗО «Паучок»
Цель: передавать образ в рисунке образ паучка: закреплять умения изображать насекомых, используя навыки рисования кистью и красками; развивать образное восприятие и воображение, вызвать радость от созданного изображения.
Аппликация «Насекомые»
Цель: Расширить знания детей о насекомых. Уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые», изучить особенности внешнего вида используя вид изо-деятельности лепка. Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление. Познакомить детей с новым материалом для лепки – соленым тестом. Учить лепить различных насекомых из соленого теста, используя различные приемы.
ИЗО «Бабочки летают над лугом»
Цель: Учить детей отражать сложный сюжет. Развивать цветовое вос-приятие. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией {закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь- готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.
ФЦКМ «Насекомые»
Цель: расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках; обобщать представления о многообразии насекомых о приспособлении к условиям; уточнять о пользе и вреде насекомых для человека; устанавливать причинно – следственные связи между явлениями; продолжать учить загадывать загадки.
Лепка на тему «Гусеница» (коллективная работа).
Цели: учить раскатывать пластилин в тонкий жгут, сворачивать его в круг, скатывать маленький шарик и расплющивать его, соединять части в целое
Конструирование из бумаги «Объёмные насекомые».
Цель: Совершенствовать умение работать с бумагой, трафаретами, правильно пользоваться ножницами. Создавать из бумаги объемные фигуры. Развивать творческое воображение творческий вкус. Воспитывать аккуратность умение действовать самостоятельно.
ИЗО «Не обижайте муравья»
Цель: Познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», предложить продумать и нарисовать другие варианты концовки; научить рисовать Муравья из трех частей; учить эмоционально откликаться на красоту полевых цветов, отражать свои впечатления в рисунке, передавая форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет; воспитывать доброту сострадание, желание помочь в трудную минуту.
Лепка. «Божья коровка»
Цель: учить передавать в пластическом образе характерные особенности божьей коровки, соблюдать пропорции. Развивать общую и мелкую моторику. Совершенствовать знания детей по лексической теме. Воспитывать навыки аккуратности.
Лепка Насекомые
Цель: Развивать воображение, творчество
при лепке насекомых. Продолжать учить передавать характерные особенности насекомых. Развивать мелкую моторику рук в процессе лепки.
Воспитывать желание и вырабатывать умение создавать необходимые атрибуты для игр Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.
ИЗО Комарова «Сказочные насекомые»
Цель: Продолжать формировать умение долепить разнообразных сказочных животных (Чебурашка, Винни-II мартышка, слоненок и другие); передавать форму основных часам деталей. в лепке предметов по частям и из целого куска. Развивать воображение и творчество.
ФЦКМ Викторина «Насекомые и всё о них».
Цель: закрепить представления детей о насекомых; создать у детей положительный эмоциональный отклик;
развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание;
формировать коммуникативные умения детей в процессе взаимодействия;
Конструирование (ручной труд) «Гусеница».
Цель: Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; уточнить представление о внешнем виде гусениц.
Продолжать формировать интерес к изображению предметов из бумаги на плоскости. Развивать чувство формы и цвета; совершенствовать технические умения и навыки в работе с бумагой. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми в создании коллективной композиции.
Дидактические игры
1. «Собери насекомое» из многоугольников;
2. «Четвёртый лишний»
3. «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)
- Муравей сидел около….
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
4. Составление описательных загадок про насекомых.
5. «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).
6. «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.
7. «Подбери признак» : бабочка какая? -, муравей какой? -, пчела какая? - …
«Насекомые»
Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;
8. Кто, что умеет делать?»
Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей.
9. «На полянке»
Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».
Чтение художественной литературы.
1. Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.
2. Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха-Цокотуха»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится» и. т. д.
3. Чтение и заучивание стихов и четверостиший:
4. Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т. д.
Театрализованные игры:
1. Игра – драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Задачи: закрепить содержание сказки, особенности внешнего вида, способов передвижения насекомых, развивать выразительность речи.
2. Игра – драматизация по сказке «Муха-Цокотуха».
Задачи: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых.
Беседы:
Беседа «Что дети знают о насекомых?»
Цели: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развить фразовую речь; активизировать словарь по теме.
Беседа «Бабочки такие разные».
Цели: уточнить знание детей о внешнем виде, месте обитания бабочек; развить речь.
БЕСЕДА: «КАКИЕ БЫВАЮТ НАСЕКОМЫЕ»
Цель: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Беседа «Муравьи и муравейники».
Цель: дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет их гнезда;
объяснить, что строительство муравейника – это большой труд многих тысяч шестиногих созданий; учить детей доброжелательному отношению к другим живым существам; разъяснить им, почему муравейники разорять нельзя.
Беседа: «Берегись насекомых».
Цель: Формировать представление о разнообразных насекомых. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Ситуации «Если тебя укусила оса?»
Цель: дать представление детям о первой помощи, после укуса насекомого.
Беседа «В мире насекомых».
Цель: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни, закреплять умение выражать мимикой их движения.
Ситуативный разговор «Сравнение пчелы со шмелем и осой».
Цель: Уточнить знания о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе.
Беседа с детьми на тему: «Из жизни муравья».
Цель: Закрепить и уточнить знания об образе жизни, повадках, пользе муравья.
Ситуация «В гости к хозяйке луга».
Цели: расширять представления детей о разнообразии насекомых; закреплять знания о строении насекомых; учить отгадывать загадки о насекомых.
Игра-ситуация «Меня укусило насекомое».
Цель: пополнение знаний детей о первой помощи.
Ситуативная беседа «Таинственный мир насекомых».
Цели: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развивать фразовую речь; активизировать словарь по теме.
III. заключительный:
1. Изготовление лэпбука о насекомых;
2. Выставка поделок на тему «Удивительные насекомые».
3. Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка».
4. Индивидуальная помощь родителям в подборе аптечки для оказания первой помощи детям при укусах насекомых.
5. Предложить родителям конкурс рисунков «Насекомые».
6. Создание папки передвижки: Оформление папки-передвижки «Первая помощь при укусах насекомых».
7. Просмотр презентации «В царстве насекомых».
Выводы
В результате проекта дети научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети узнали для чего нужны насекомые в природе.
На основании исследования дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Они наши друзья.
У детей появился устойчивый интереса к живой природе.
Дети научились применять полученные знания в продуктивной деятельности.