Александра Депутатова
Проект «Насекомые малышки — наши меньшие братишки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним.
Публикация «Проект „Насекомые малышки — наши меньшие братишки!“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они могут летать, ползать по потолку вниз головой, бегать по воде… Кроме того они способны ни с того ни с сего больно ужалить или незаметно заползти под одежду. Но насекомые могут превратиться из опасных страшилок в забавных и интересных друзей, если начать с ними общаться и творчески подойти к знакомству с ними. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг… Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому эта тема важна и актуальна.
У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа.
Актуальность темы:
Часто на прогулке весной наблюдала неординарное поведение детей по отношению насекомых. Одни дети садили жуков в коробочку. Другие просто топтали муравьёв ногами. Третьи, увидев паука, пугались и старались быстро его уничтожить. В беседе детьми выяснилось, что знания о значении насекомых в природе скудное. Таким образом, возникла проблема: Нужны ли нам и природе насекомые? Какую пользу и вред они приносят? Таким образом, используя формы работы, как родители-дети; воспитатель - дети; воспитатель - родители, в этом проекте позволили сформировать представления у детей о насекомых, их пользе или вреде; любовь и бережное отношение к ним; развить творческие способности и поисковую деятельность. Насекомые – самая многочисленная группа животных. Я считаю, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним.
Тип проекта : групповой, познавательно- исследовательский, творческий.
Масштаб проекта : 1 месяц.
Сроки реализации проекта : 1 июня 2018- 30 июня 2018г.
Участники проекта : дети подготовительной группы, педагог группы, родители.
Предмет исследования: насекомые.
Проблема: создание эмоционального отношения к окружающему миру. Профилактика и коррекция психоэмоционального состояния ребёнка.
Цель проекта : Исследовательская деятельность по изучению жизни насекомых и значение их в экосистеме. Формирование представления у детей о насекомых в экосистеме и значение природоохранной деятельности. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые малышки – наши меньшие братишки».
Задачи проекта :
• Определять по внешнему виду данное насекомое;
• Рассказать о роли насекомых в природных сообществах;
• Формировать у дошкольников бережное отношение к природе.
• Формировать навыки исследовательской работы во время прогулки
• Развивать коммуникативные навыки.
Основные направления работы с детьми:
• совместная деятельность взрослого и ребёнка;
• самостоятельная деятельность ребёнка;
• экскурсия;
• наблюдения;
• просмотр презентаций;
• музыка; художественная литература;
• стихи, загадки;
• беседа;
• дидактические игры;
• мультимедийное видео;
• художественно-ручной труд;
• досуги и развлечения;
Мониторинг.
• Расширить знания детей о жизни насекомых;
• Развивать любознательность и познавательную активность детей
•Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
•Научить правильному отношению к насекомым;
Предполагаемый результат:
Дети узнают:
• Дети овладеют обобщающим понятием «Насекомые», будут знать и называть насекомых ;
• Будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
• Узнают о пользе, которую приносят людям и растениям;
• Сформируется интерес к насекомым и бережное отношение к ним;
• Развивается умения рассуждать, наблюдать;
• Развивается речь у детей, активного словаря;
Формы работы по проекту :
1. Совместная деятельность педагога и детей вне занятий.
2. Образовательная деятельность с детьми.
3. Проведение с родителями беседы, консультации
4. Экскурсии с детьми.
5. Целевые прогулки на территории детского сада
6. Игровые занятия в уголке природы.
Необходимые материалы:
• сбор информации о насекомых;
• подборка иллюстраций о жизни насекомых;
• подбор художественной литературы о насекомых;
• подборка загадок о насекомых;
• дидактические игры;
• беседы;
• конспекты занятий;
• музыкальное сопровождение «Времена года» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика ит. д.);
• головные уборы (ободок с изображением насекомого);
• альбомные листы;
• акварель, кисти, поролоновые губки, салфетки, баночки с водой;
• графитные карандаши, ластик;
• наглядный материал (поэтапное рисование);
• консультационный материал для родителей.
Стратегия достижения поставленных целей:
Первый этап: подготовительный.
1. Определение направленности проекта, целей и задач;
2. Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.
3. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме, составление альбома «Насекомые братья наши меньшие».
4. Исследовательская деятельность: «Знакомые и незнакомые насекомые»
5. Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта.
6. Подбор загадок, поговорок, сказок, стихотворений, бесед, рассказов по теме проекта.
Второй этап: основной
1. Совместная деятельность педагога и детей вне занятий.
2. Образовательная деятельность с детьми.
3. Наблюдение с детьми.
4. Целевые прогулки на территории детского сада.
5. Проведений игр (подвижных, дидактических, речевых)
7. Проведение занятий.
Третий этап: заключительный.
Анализ проделанной работы проекта «Насекомые малышки — наши меньшие братишки!».
Четвертый этап: презентационный.
«Просмотр презентации «Насекомые — братья наши соседи»
Организация выставки «Мир вокруг нас»
Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.
Содержание проекта :
Познавательное и речевое развитие.
Беседы:
«Что мы знаем о насекомых»
«Интересные факты о насекомых»
«Как уберечься от опасных насекомых, первая помощь при укусах»
Рассматривание фотографий, иллюстраций, энциклопедий с изображениями насекомых.
Экспериментальная деятельность:
«Почему же шмель жужжит, а комар пищит?»
Практическая деятельность и трудовые поручения:
Наблюдения на прогулке за насекомыми на участке детского сада.
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
«Знакомые и незнакомые насекомые»
«Четвёртый лишний»
«Найди отличия»
«Узнай чьё крылышко»
«Что сначала, что потом»
«Фантастическое насекомое»
Игры-забавы:
Мини-игры на создание образа «Какое насекомое я изображаю?»
Сюжетно – ролевые игры:
Театрализованное представление: «Спор насекомых»«Моряки»
Просмотр презентации ««Насекомые — братья наши соседи»
Чтение художественной литературы:
Рассказы и сказки:
К. Чуковский «Тараканище», «Муха-цокотуха»,
С. Баруздин «Пчела».
Рассказ «Спор насекомых»
В. В. Бианки «Приключение муравьишки», «Зелёный пруд», «Хвосты» (как муха себе хвост искала).
М. Пришвин «Голубая стрекоза».
Д. Н. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки» : «Сказка про - комара Комаровича», «Сказка о том, как жила последняя муха», «Сказка про -козявочку».
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».
Нина Гали «Муравьиные истории».
Михаил Пляцковский «Дневник кузнечика Кузи»
Разучивание стихов о насекомых «Муравьишка», «Песенка жука», «Про бабочку»
Загадки, половицы и поговорки о воде.
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование «Бабочки летают»;
Лепка «Божья коровка»;
Коллективная аппликация «На полянке».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»,«Летает не летает»
Работа с родителями:
Введение в тему проекта : рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой.
Привлечение родителей к организации позновательно – исследовательской деятельности детей.
Консультации для родителей:
«Как уберечься от опасных насекомых, первая помощь при укусах».
«Бережного отношения к насекомым».
Ожидаемый результат:
• дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
• знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
• находить сходства и различия;
• владеть обобщающим понятием «насекомые»;
• составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы;
• формирование разных видов отношения детей к насекомым (гуманного, эстетического, познавательного, природоохранного);
• освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
• оптимизация использования технических средств обучения: слайдовые презентации в области познания.
Рабочий план реализации проекта «Насекомые малышки — наши меньшие братишки!»
Месяц Вид деятельности
ИЮНЬ
1-2 НЕДЕЛЯ Постановка цели, задач.
Изучение методической литературы.
Разработка и составление плана работы с детьми.
Разработка консультации для родителей по теме проекта.
Подбор художественной литературы, дидактического материала, наглядных пособий
Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, бесед о воде, игр – развлечений, опытов.
Консультации для родителей: «Как уберечься от опасных насекомых, первая помощь при укусах».
ИЮНЬ
3-4 НЕДЕЛЯ Беседы «Что мы знаем о насекомых», «Интересные факты о насекомых», «Как уберечься от опасных насекомых, первая помощь при укусах»
Рассматривание фотографий, иллюстраций, энциклопедий с изображениями насекомых.
Экспериментальная деятельность: «Почему же шмель жужжит, а комар пищит?»
Дидактические игры:«Знакомые и незнакомые насекомые» «Четвёртый лишний», «Найди отличия»,«Узнай чьё крылышко», «Что сначала, что потом»,«Фантастическое насекомое».
Мини-игры на создание образа «Какое насекомое я изображаю?»
Театрализованное представление: «Спор насекомых»,«Моряки»
Чтение художественной литературы:
Рассказы и сказки: К. Чуковский «Тараканище», «Муха-цокотуха»С. Баруздин «Пчела».В. В. Бианки «Приключение муравьишки», «Зелёный пруд», «Хвосты» (как муха себе хвост искала). М. Пришвин «Голубая стрекоза». Д. Н. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки» : «Сказка про - комара Комаровича», «Сказка о том, как жила последняя муха», «Сказка про -козявочку». И. А. Крылов «Стрекоза и муравей». Нина Гали «Муравьиные истории». Михаил Пляцковский «Дневник кузнечика Кузи»Разучивание стихов о насекомых «Муравьишка», «Песенка жука», «Про бабочку»
Просмотр презентации ««Насекомые — братья наши соседи»
Рисование «Бабочки летают»;
Лепка «Божья коровка»;
Коллективная аппликация «На полянке».
Подвижные игры:
«Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»,«Летает не летает».
Консультации для родителей: «Бережного отношения к насекомым».
отчет о проделанной работе проекта «Насекомые».
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
3. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М. : Просвещение: Учеб. Лит. 1996.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: подготовительная группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
5. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М. : МОЗАИКА – СИТНЕЗ, 2012
6. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Подготовительная к школе группа. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
7. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
8. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: подготовительная группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
9. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Книголюб, 2006.