Людмила Ивановна Масленникова
Детский проект «Меломания»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель проекта : Масленникова Людмила Ивановна, воспитатель МДОУ № 4 Автозаводского района города Нижнего Новгорода.
Участник проекта : Тихомиров Лёня, 7 лет.
Вид проекта :
- по количеству участников: индивидуальный
- по приоритету метода: исследовательский
- по направлению: естественнонаучный
- по контингенту участников: ребенок 7 лет
- по продолжительности: ноябрь 2010 г. - февраль 2011 г.
Публикация «Детский проект „Меломания“» размещена в разделах
Проблема: Школьные мелки часто ломаются, крошатся и скрипят, пачкают руки. Какими свойствами должны обладать мелки, чтобы они были удобны в применении?
Цель: Определить, какими свойствами должны обладать новые школьные мелки.
Задачи:
1. Узнать больше о школьных мелках.
2. Исследовать свойства материалов, из которых изготовлены мелки.
3. Создать модель школьного мелка с новыми свойствами.
I этап.
Первый этап начался с создания копилок.
Первая копилка – это копилка информации о школьных мелках и их свойствах. Были подобраны энциклопедии, словари, информация из Интернета.
На этапе создания копилки информации к проекту подключилось еще несколько детей из группы. Из книг и Интернета мы узнали, что мелки изготавливают из сульфата кальция, который получается из гипса. Мелки также содержат красители, клей и масло в качестве связующего компонента.
Также совместно с ребенком была разработана анкета и проведено анкетирование среди детей старших групп, школьников, воспитателей и учителей: «Недостатки школьного мела». Был опрошен 31 человек, из них - 16 детей из детского сада, 7 школьников, 6 воспитателей и 5 учителей.
После сбора и получения информации о школьных мелках проектом заинтересовались все ребята группы. Все вместе начали собирать копилку образцов школьных мелков (разной формы, цвета, величины; изготовленные на разных фабриках). Дети собрали более 100 образцов школьных мелков.
II этап.
На втором этапе были подведены результаты анкетирования, по которым выявлено, что
все из опрошенных (31 человек) считают, что мел пачкает руки,
28 человек отмечают, что мел крошится,
8 человек говорят, что мел ломается,
16 человек говорят, что мел скрипит,
20 человек считают, что мелки иногда плохо пишут,
4 человека говорят о том, что мел намокает, если лежит рядом с мокрой тряпкой,
5 человек отмечают, что мел быстро заканчивается.
Затем дети провели исследование свойств собранных образцов школьных мелков.
Опытным путем проверяли:
- прочность на слом;
- прочность от падения (с метровой высоты);
- взаимодействие с водой;
- жирность (толщина) линий;
- яркость линий;
- взаимодействие с разными поверхностями;
- видимость при разном освещении;
- оставление следов на руках.
Полученные результаты исследования внесли в таблицы, каждому образцу присвоили свой номер.
На основании общих данных составили морфотаблицу, по которой определили наличие нужных нам свойств в каждом образце школьного мелка.
Вместе с ребятами мы придумали разные способы обертывания мелков для того, чтобы они не пачкали руки: мелки заворачивали в изоленту, скотч, фантики из-под конфет, фольгу, вставляли в колпачок.
Наши девочки хотели бы получить мелки с блестками и светящиеся в темноте. Мы попытались изготовить такой мел: растолкли мелок до порошка, смешали с водой, добавили в него косметические блестки и немного клея. Полученную массу высушили. У нас получился мелок, который при рисовании оставлял блестящий след!
Изготовленный мелок мы вставили в тюбик из-под губной помады.
Теперь он блестит, не пачкает руки, не намокает при соприкосновении с мокрой тряпкой. К тюбику с мелком мы прикрепили фонарик, и теперь можно рисовать и писать мелком даже в темноте! Еще мы прикрепили бейджик, чтобы можно было узнать, чей это мел.
Недостаток нашего мела: он получился неяркий. Мы не можем достичь яркого цвета, так как у нас нет необходимых красителей.
III этап.
На третьем этапе была создана модель школьного мелка, который совмещает в себе все необходимые свойства.
В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что нам нужен мел:
- прочный, не ломающийся при падении;
- при написании оставляющий яркий след средней толщины;
- хорошо взаимодействующий с любой поверхностью;
- след – видимый при разном освещении;
- не пачкающий руки.
С результатами нашего исследования мы обратились на фабрику по изготовлению мела – компанию ООО «Квартет-1» (г. Москва) – послали письмо по электронной почте - и получили от генерального директора Валерия Шорина ответ на ряд наших вопросов:
- при падении с одного метра хороший мелок должен расколоться на две части,
- яркость мела зависит от применяемого красителя (сухой или жидкий,
- на линолеуме мелок писать не должен, так как нет трущейся поверхности.
Генеральный директор предложил нам посмотреть передачу о мелках, снятую на фабрике «Квартет – 1» программой «Галилео» (канал СТС). Во время просмотра сюжета дети увидели процесс изготовления мелков на фабрике, а также узнали, что школьные мелки различаются по степени твердости (зависит от количества входящего в состав мелка гипса) : мягкие, средней твердости и твердые. Мягкие используют при раскрое ткани, мелки средней твердости – в школе, для письма на доске; твердые – для рисования на асфальте.
Мы решили изготовить такие мелки. Взяли бария сульфат, добавили гипса, блесток, красок, воды. Для того, чтобы получить мелки разной твердости, в опытные образцы добавляли разное количество гипсового порошка: в первый стакан – 1/3 ложки, во второй стакан – ложки, в третий стакан – целую ложку. Получившуюся массу залили в формы и поставили сушить. Также мы попробовали изготовить разноцветный мелок, заполнив одну форму тремя разными по цвету массами.
Полученные таким способом мелки оставляли более яркий след, чем изготовленные с применением клея. Мелки также различались по твердости. Это было видно по линии, которую оставляет мелок при написании. Изготовленные нами мелки получились блестящими, разноцветными (одно-, двух-, и трехцветными).
Также во время просмотра передачи «Галилео» дети узнали, что мелками можно создавать 3-D картинки (объемные) на асфальте, этому можно научиться в художественной школе. Такая техника объемной живописи называется мадонари.
Дети считают, что новизна проекта заключается в создании модели школьного мелка, обладающего рядом новых свойств.
У нас появился вопрос: как изготовить мелок, оставляющий след на любой поверхности? Это и будет темой нашего следующего проекта.