Светлана Боева
Детский дизайн как средство развития детской инициативы и самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Боева Светлана Александровна
воспитатель МБДОУ "Детский сад №1", о. Муром
Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности является в системе дошкольного образования одной из самых актуальных.
Ну где же, как не в продуктивной деятельности детям проявить максимум инициативы, творчества и самостоятельности? Большинство детей с удовольствием лепят, рисуют, делают аппликации, конструируют. Они самостоятельно по своему желанию выбирают эти виды деятельности в свободное время, садятся группами или поодиночке. В процессе деятельности обсуждают сравнивают, дают друг другу советы.
Публикация «Детский дизайн как средство развития детской инициативы и самостоятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Педагог в данном случае должен стать для них партнёром, помощником. Важно только грамотно подобрать технологии взаимодействия, направленного на поддержку детской инициативы.
Одна из таких технологий - детский дизайн.
Детский дизайн - это современный особый вид художественной деятельности объединяющий в себе различные виды творчества. Специфика детского дизайна :
-доступность для детей с различным уровнем развития художественных и творческих навыков;
-возможность креатива;
-нестандартное мышление;
-потребность ребёнка в практической деятельности (самостоятельное творчество);
-практическая значимость, уникальность и неповторимость.
Необычные материалы и техники привлекают детей своей доступностью и развивают уверенность "Я смогу", побуждают к поиску "Мне интересно", развивают воображение и любознательность "Хочу знать", развивают творческие способности, моторику "Я сделал".
В процессе дизайн деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребёнок приучается быть активным в наблюдении, выполнение работы, учиться проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
А так же на помощь приходят нетрадиционные техники: "Скрапбукинг", "Изонить", "Торцевание", "Квилинг", "Модульное оригами", знакомство с которыми происходят как на непосредственно-образовательной, так и в свободной деятельности.
Дизайн - это красота и удобство. Что бы заинтересовать и привлечь внимание ребёнка надо создать творческую атмосферу в группе. Пусть все лежит в доступных и открытых местах (листы бумаги, краски, клей, пластилин, цветная бумага и т. д.)
Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребёнок придаёт своим "богатствам" (ракушкам, шишкам, камешкам, фантикам). На первый взгляд это ненужные вещи, мусор, но фантазия детей их превращает с помощью дизайна в интересный, красивый продукт.
Чем старше становятся дети, тем больше новых техник они узнают и овладевают не только в детском саду. Многие воспитанники посещают творческие студии и кружки.
А могут ли дошкольники провести творческий мастер-класс?
Воспитанники моей группы могут.
Детский мастер-класс - это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям проявлять самостоятельность и инициативу, продемонстрировать свои личные достижения, открытия в какой либо области, а также овладевать культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.
Личная значимость детского мастер-класса выражается не в том, что ребёнок сделал то, что придумал сам, а именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится инициативным, и полноправным участником.
Мастер-класс проводится по желанию и инициативе детей. На утреннем сборе обговаривается тема мастер-класса и материал для работы. Этапы уточняются с ребёнком индивидуально. Оказание помощи от родителей в подготовке мастер-класса принимаются.
Я эффективно использую детский мастер-класс при встрече в детско-родительском клубе "Школа будущих дизайнеров".
Ещё одно направление детского дизайна - это реализация творческих проектов, основанных на детской заинтересованности.
Применение творческих проектов способствует социальному воспитанию детей ( понимание необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать другую точку зрения как требующую понимания).
Расскажу об одном из таких проектов.
Новый год - это самое сказочное и неповторимое время для детей, когда они ждут подарков, волшебства. В этот период есть где применить свои дизайнерские способности.
Мы с ребятами моей группы собравшись на утренний круг решаем у кого какие предложения для оформления группы, участка. В самостоятельной и непосредственной деятельности делаем подарки, игрушки на ёлку, гирлянды, символ года. Оформляем коллективную новогоднюю газету. Дети приносят из дома и предлагают новые идеи оформления.
В проведение конкурса на лучшую новогоднюю снежинку, дети используют разные техники и материалы. Помощниками могут быть родители. Итогом нашего проекта становится праздник у новогодней елки, украшенной игрушками, самостоятельно сделанными своими руками. Сколько радости и гордости в глазах детей, когда они видят свою работу на нарядной елке!
Дошкольное детство пролетит быстро. Естественно не все станут художниками, дизайнерами, но каждый из моих воспитанников сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн-деятельности, благодаря которой формируется самостоятельность и инициативность, и расширяются возможности познания и подготовки к школе.