Ольга Власова
Семинар-практикум «Проектная деятельность в ДОУ как средство развития самостоятельности и инициативы дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в ДОУ как средство развития
самостоятельности и инициативы дошкольников»
Семинар-практикум
Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах применения технологии проектной деятельности в работе с детьми.
Задачи:
Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме внедрение в педагогический процесс технологии проекта.
Публикация «Семинар-практикум „Проектная деятельность в ДОУ как средство развития самостоятельности и инициативы дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
Ход семинара-практикума
1. Настрой на работу.
Упражнение «Ассоциации».
Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум.
Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово-ассоциацию, и т. д.
В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.
Например, цепочка ассоциаций-слов может быть такой: автобус – час - пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло - …
Начинать игру нужно по очереди, по кругу.
2. Теоретическая часть.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка,
как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.
Уникальным средством обеспечения саморазвития ребёнка, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь). Ядро любой технологии: цель – средства – правила их использования – результат.
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
Применительно к детскому саду, проект – это специально организованный воспитателем, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Кагаров Евгений Георгиевич в 1926 г. выделил 4 отличительных черты проектного метода :
1 - детские интересы – главное;
2 - проекты копируют различные стороны бытия;
3 - дети сами себе назначают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
4 - проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития :
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это :
-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это :
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Типология проектов в ДОУ
По количеству
· индивидуальные
· групповые
По содержанию
· Монопроекты (одна образовательная область)
· Интегративные (две и более образовательные области)
По продолжительности
· Краткосрочные (1-4 недели)
· Среднесрочные (до 1 месяца)
· Долгосрочные (полугодие, учебный год)
По доминирующему виду проектной деятельности
· Информационные
· Исследовательские
· Творческие
· Проектно-ориентированные
Типы проектов в ДОУ
(по Л. В. Киселевой)
Тип проекта
Содержание
Возраст детей
Исследовательско-творческий
Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна
Старшая группа
Ролево-игровой
Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы
Вторая младшая
группа
Информационно–практико-ориентированный
Дети собирают информацию и реализуют ее,
ориентируясь на социальные интересы
(оформление и дизайн группы, витражи и др.)
Средняя группа
Творческий
Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.
Вторая младшая
группа
Этапы разработки проектов :
Проблема - I этап разработки проекта – целеполагание : воспитатель, либо ребёнок выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
Проектирование проекта - II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта).
Способы разработки проектов :
Системная паутинка по проекту;
Модель трёх вопросов
Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
Модель трёх вопросов
ЧТО ЗНАЮ?
ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?
КАК УЗНАТЬ?
Содержание, то что дети уже знают
План (тема проекта)
Источники новых знаний т. е. средства
Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям.
Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей.
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.
Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается
Системная паутинка по проекту
Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
Мы озабочены. (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
Мы понимаем. (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
Мы ожидаем. (дается описание предполагаемых целей - результатов).
Мы предполагаем. (представляются идеи, гипотезы).
Мы намереваемся. (контекст действий, планируемых поэтапно).
Мы готовы. (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
Мы обращаемся за поддержкой. (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Последовательность действий по составлению мыслительных карт
1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.
Поиск информации - III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
Продукт проекта
Презентация проекта V этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта : итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Портфолио проекта
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути, ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Малые олимпийские игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т. д. - это долгосрочный проект.
Дети, участвующие в проектной деятельности :
проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
самостоятельны в принятии решений;
сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий;
воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод :
проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Даже неудачно выполненный проект, способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения :
налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
могут реализовать свои творческие способности.
3. Шесть «П» проекта
Таким образом проект можно представить как «Шесть П»
Проблема
Проектирование проекта
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио проекта.
4. Практическая часть.
1. Участникам семинара разбиться на группы. Разработать план проекта и презентовать его
2. Презентация опыта работы по разработке и реализации проекта «Зачем ёжику иголки»
3. Работа в фокус-группах. Определить основные отличия организации проектной деятельности от организации тематического планирования.
Правила работы в фокус-группах:
Здесь и теперь. Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент.
Искренность и открытость. Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, т. е. той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.
Активность. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная
внутренняя позиция.
5. Рефлексия
Упражнение «Рефлексивный круг»
Литература:
1. Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск «Проектная деятельность в ДОУ», МЦФЭР, ресурсы образования.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
4. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.