Анна Морозова
Детское волонтёрство как средство формирования инициативы и самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться – это значит применять инновационные технологии. Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу и является инновационной. Новизна технологии состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада. Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств: ответственности; милосердия; самостоятельности; умение общаться с разными социальными группами людей; личностный позитивизм.
Публикация «Детское волонтёрство как средство формирования инициативы и самостоятельности» размещена в разделах
Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и является стимулом для создания волонтерского движенияв детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.
Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность. Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
Волонтерская деятельность это :
посадка цветов, кустов и деревьев;
помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды, мигранты, беженцы, и другие;
благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц; помощь животным;
просветительские беседы;
благотворительные концерты и театральные выступления;
экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
пропаганда здорового образа жизни; и др.
Нормативной правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
-Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);IAVE););
-Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30); - Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
-Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
-Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; -Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ» «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Указ Президента России от 6 декабря 2017 года №583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра)».
В целевых ориентирах ФГОС ДО, в качестве возможных достижений дошкольника отмечены:
- проявлять эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
- проявлять уважение к старшим и заботу о младших. Всё это на языке детей означает «делать добрые дела!»
Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования:
•Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, способен сопереживать неудачам и успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувства веры в себя, старается разрешать конфликты.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.
Целью технологии «Дети – волонтёры» : воспитание духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Цель внедрения технологии «Дети - волонтеры» в ДОУ: Организация в детском саду волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
Технология волонтерства «Дети-волонтеры» — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.
Задачами волонтерской деятельности в детском саду являются :
расширение представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
овладение практическими навыками волонтерского движения всех участников образовательного процесса;
формирование инициативной группы педагогов и родителей, участвующих в данном движении;
создание системы работы по организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении;
создание методических рекомендаций по организации волонтерского движения в детском саду и распространение опыта работы в других детских садах;
разработка новых форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
Волонтерство в детском саду направлено :
на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям,
помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды);
повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности;
знакомство родителей воспитанников 6-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.
Задачи педагогической технологии «Дети волонтёры» следующие:
• Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе
• Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
• Создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
Организация практики волонтёрства в детском саду осуществляется поэтапно.
1. Первый этап – подготовительный: изучение теоретических аспектов детского волонтёрства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.
2. Второй этап – организационный, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды.
3. Третий этап – практический: на этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.
Принципы внедрения технологии волонтерского движения.
принцип взросления. Общаясь и помогая младшим, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач, при этом ребята выступают инициаторами деятельности. Это дает возможность им раскрепоститься, пойти на активное разновозрастное общение в детской среде — сверстника со сверстником, старшего с младшим, получить эмоциональную радость и внутреннее удовлетворение от своей деятельности. Миссия волонтера — всегда быть готовым прийти на помощь. Дети – волонтёры знают, что в детском саду они главные помощники, и готовы прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым дети - волонтёры получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными. Принципы внедрения технологии волонтерского движения «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому»; «сам захотел, и сам выбрал что делать».
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения выделяются следующие блоки работы:
работа с детьми 6-7 лет (волонтёрское движение);
работа с педагогами; работа с семьёй.
«Работа с детьми» :
формирование милосердия.
развитие трудолюбия
воспитание потребности к здоровому образу жизни. Формирование толерантности
Формирование сознательного, непрагматичного отношения к природе, Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.
Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа:
1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду.
2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.
3 этап. Развитие волонтёрского движения.
На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр». На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения. На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско- профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.
Современные программы предлагают различные приемы и формы поддержки детских интересов. Одна из форм поддержки детских интересов «Клуб по интересам». Одной из форм клуба по интересам является детский волонтерский клуб, обеспечивающий разновозрастное общение детей.
Мероприятия по созданию волонтерского клуба :
1. Знакомство с понятием с понятиями «волонтер», «волонтерский отряд». С детьми были проведены беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерская деятельность.
2. Беседы «Наши добрые дела и поступки» Вопросы в ходе беседы: Что значит «добрые слова», «добрые пожелания», «добрые поступки», «добрые дела», «добрые люди»? В какой помощи могут нуждаться взрослые, дети? Как может быть оказана помощь другому человеку: по собственному желанию, по просьбе, по предложению. Чему старшие дети могут научить малышей?
3. Разработать правила волонтера, разработать атрибуты волонтёрского движения — шарф и значок с эмблемой волонтерского движения.
4. Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировать команду.
Одна из современных форм построения тесного взаимодействия с социумом – «Акция» "Акция - это действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели" - словарь Ожегова. Акция - активная форма работы, которую проводят участники движения в школах, клубах, на концертах, спортивных праздниках. Роль членов движения в акциях зависит от её целей и содержания. В одном случае это раздача листовок, буклетов, в другом - проведение тематического дня. Тематика их самая разнообразна, но необходимо соблюдать правило – она должна быть актуальна в данный момент как для самих детей, их родителей, социума. Такие, как «Согреем теплом своих бабушек»», «Движение с уважением», «Помоги птицам» и др.
Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. - участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность; - они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; - Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
.
Список использованной литературы:
1. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: сущность, функционирование, специфика// Социологические исследования, 2006 №5
2. Маслоу А. Мотивация и личность. М. : Евразия, 1999.
3. Слабжанин Н. И. «Как эффективно работать с волонтерами» «Питер», СПб. 2000
4. Журнал «Обруч», М. : ООО «Обруч»,2012 №2
Интернет-ресурсы:
https://pdlada.ru/news/view/4398/;/
https://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2017/10/4-2 017-statyaTiN-Gamolka.pdf ; https://www.efremova.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер
https://www.litres.ru/pages/biblio_book/? art=147913&lfrom=236997940 «Письма о добром» : Письма о добром» : Азбука, АзбукаАттикус; СПб. :; 2013 ISBN 9785389058774 https://doshkolnik.ru/pedagogika/18725.html