Душеба Евгения
Детские музыкальные инструменты. Металлофон
▼ Скачать + Заказать документы
Детские музыкальные инструменты.
(Металлофон)
Фонематическое восприятие лежит в основе процесса обучения грамоте. Для овладения такими базовыми понятиями, как звук, слог, предложение, умений дифференцировать характеристики звука по твердости-мягкости, звонкости-глухости, определять наличия преграды у воздушной струи при дифференциации гласных и согласных звуков, ориентироваться в «линейности» слова, определяя его границы, необходима сфор- мированность надлежащего уровня образного мышления. Дети с ОНР отличаются сни-женной познавательной активностью, замедленным темпом формирования умений и навыков, требующих использования абстрактных категорий. С целью активизации процесса усвоения такими детьми вышеуказанных умений и навыков необходимо задействовать как можно большее количество анализаторов.
Темочки:
При формировании фонематического восприятия в логопедической практике широко используется сочетание методик Г. А. Каше и Д. Б. Эльконина. На этапе знакомства с фонетической системой языка классики коррекционной педагогики рекомендуют при-менять графические схемы, фишки для обозначения звуков, слогов для доступного и осознанного усвоения понятий, умений и навыков, необходимых для формирования операций звукового и лексико-синтаксического анализа.
Современные дети, нуждающиеся в логопедической помощи, избалованы сенсорными впечатлениями (просмотр мультфильмов, компьютерные игры и др., что обязывает пе- дагогов-практиков искать новые формы материализованных опор при подготовке детей к обучению грамоте. Предлагаю на индивидуальных и подгрупповых занятиях в упражнениях на формирование фонематического восприятия использовать детские музыкальные инструменты.
Упражнения с использованием металлофона
Металлофон — инструмент, состоящий из металлических трубок или пластинок, имеющий четко опознаваемые границы (первая пластинка, последняя пластинка). Его использование дает возможность быстро и легко познакомить ребенка с наглядной моделью слова при нахождении местоположения звука в слове.
Где живет звук?
При предварительной подготовке дети знакомятся с расположением первой и последней пластинок металлофона, а также с нахождением середины полотна (возможно употребление метки на пластинке).
Цель: определять местоположение звука в слове.
Инструкция. Дорожка из пластинок похожа на слово, в котором живут звуки. Звук в слове может жить в начале слова, тогда надо ударить по первой пластинке. А если звук живет в конце слова, по какой пластинке ударяют молоточком? Услышав звук в середине слове, найдите середину дорожки. А теперь слушайте слово и показывайте, где в нем живет звук.
Слово или слог
Предварительная подготовка состоит в знакомстве с понятиями слог, слово, вызывании определенных ассоциаций, связанных со звучанием вышеуказанных звуковых и лексических единиц.
Цель: дифференцировать понятия слог, слово.
Инструкция. При назывании слова проведите молоточком по всей дорожке. Услышав слог, ударьте по одной пластинке. Слово будет звучать долго, а слог коротко. Слово подскажет, о чем или о ком говорится, а слог не подскажет.
Пропой слово по слогам
Предварительная подготовка состоит в ознакомлении ребенка с понятием слог, овла-дении навыка «прохлопывания» слов.
Цели: закреплять понятие слог; развивать умение делить слово на слоги.
Инструкция. Разделите слово на слоги, на каждый слог ударяя молоточком.
При обучении детей дифференциации звуков по акустическим признакам звонкости - глухости уместно использовать такие шумовые инструменты, как деревянные ложки и
колокольчик. Звучание колокольчика соответствует обозначению звонкого согласного, зву-чание деревянных ложек — глухого согласного.
Звонкий — глухой
Предварительная подготовка состоит в ознакомлении с признаками звонких и глухих согласных и способами их определения.
Цель: дифференцировать звонкие и глухие согласные.
Инструкция. Если услышите в начале слова звонкий согласный — позвени колоколь-чиком, услышите глухой — постучи ложками.
А для следующих упражнений можно использовать металлофон и погремушки, му-зыкальный треугольник и маракас, дудочку и барабан.
Посчитаем слова
Предварительная подготовка состоит в знакомстве с понятием предложение. Упраж-нение направлено на обучение элементарному синтаксическому анализу.
Цель: обучать элементарному синтаксическому анализу, количеству слов в предложении.
Инструкция. На каждое слово в предложении ударяйте палочкой по треугольнику и посчитайте слова.
Гласный — согласный
Предварительная подготовка состоит в ознакомлении с понятиями гласный и согласный звук. Беспрепятственный «полет» гласных ассоциируется с игрой на дудочке (звук льется легко и свободно, звучание согласных — с игрой на барабане (звук встречает препятствие, палочки ударяются о барабан).
Цель: развивать умение определять наличие или отсутствие преграды у воздушной струи при дифференциации гласных и согласных звуков.
Инструкция. Услышите в начале слога гласный — играйте на дудочке, согласный — на барабане.
Далее дается инструкция о положении звуков в конце слога (слова).
Измерь слово
Цели: уточнять и закреплять понятие слово; развивать речевое внимание.
Инструкция. Для этого упражнения можно использовать металлофон. Услышите длин-ное слово — «играйте на дудочке» долго, короткое — коротко.