МААМ-картинки

Планирование «Детская экспериментальная лаборатория»

Ольга Рогулина
Планирование «Детская экспериментальная лаборатория»

Актуальность:

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Публикация «Планирование „Детская экспериментальная лаборатория“» размещена в разделах

Проблема:

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко.

Цель:

Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационно – диагностический;

2 этап – формирующий;

3 этап – заключительный.

Ожидаемый результат:

1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

1этап- Организационно – диагностический

Формы работы:

1. Анализ научной и методической литературы.

2. Мониторинг на начало учебного года

3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.

4. Подборка опытов с описанием проведения.

5. Организация предметно – развивающей среды.

Содержание деятельности:

Определение актуальности, проблемы, цели.

Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.

Создание условий для детского экспериментирования :

Подбор оборудования для проведения опытов.

2 этап- Формирующий

Формы работы:

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.

Содержание деятельности:

1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория с оборудованием для опытов).

2. Работа с детьми:

образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.

3. Работа с родителями:

Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.

3 этап- заключительный

Формы работы:

1. Мониторинг на конец учебного года.

2. Сравнительный анализ результатов.

3. Перспективы дальнейшей реализации.

Содержание деятельности:

Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года.

Перспективный план работы с детьми :

Тема: Вода

1. «Какие свойства»

2. «Помощница- вода», «Умная галка»

3. «Круговорот воды»

4. «Водяной фильтр»

Тема: Давление воды

1. «Пульверизатор»

2. «Давление воды»

3. «Водяная мельница»

4. «Подводная лодка»

Тема: Воздух

1. «Упрямый воздух»

2. «Соломенный буравчик»; «Крепкий спичечный коробок»

3. «Свечка в банке»

4. «Сухим из воды»; «Почему не выливается»

Тема: Вес. Притяжение. Звук. Теплота.

1. «Почему всё падает на землю»

2. «Как увидеть притяжение»

3. «Как распространяется звук»

4 «Волшебные превращения»

5. «Твёрдые и жидкие»

Тема: Превращения

Свойства материалов

1. «Смешение цветов»

2. «Исчезающая монета»

3. «Цветной песок»

4. «Соломинка- флейта»

5. «Мир бумаги»

6. «Мир ткани»

Тема: Живая природа

1. «Есть ли у растений органы дыхания»

2. «Что у нас под ногами»

3. «Почему говорят «Как с гуся вода»

4. «Репортаж «Мне понравился эксперимент…»

Перспективный план работы с родителями

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

Беседа: «Как организовать игры с водой».

Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку.

Консультация: «Игра или экспериментирование».

Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»

«Бумажная страна»

Памятка

Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

Домашнее задание на зимние каникулы.

Приложение 1

Консультации для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется достаточно внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия.

Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Публикации по теме:

Проект «Лаборатория в Джунглях»Проект «Лаборатория в Джунглях» С приходом весны в нашем саду снова начался конкурс огород на окне,но мы решили как и в прошлом году сделать его на полу,так как на полу.

Детская лаборатория «Почему лопается шарик?» Детская лаборатория «Почему лопается шарик?» Возраст детей: подготовительная к школе группа. Образовательные области: «Познавательно развитие»,.

Детская проектная деятельность в подготовительной логопедической группе «Творческая лаборатория Фиксиков. Юные конструкторы»Детская проектная деятельность в подготовительной логопедической группе «Творческая лаборатория Фиксиков. Юные конструкторы» Паспорт проекта. Руководители проекта:Воспитатели группы: Седова Н. В. ; Филиппова Н. С. Аудитория: дети подготовительной логопедической.

Конспект «Сказочка-эксперименталочка» Детская музыкально-экспериментальная деятельность. (средняя группа) Конспект Детская музыкально-экспериментальная деятельность Сказочка-экперименталочка «Воробей у друзей» Средняя группа Музыкальный.

Консультация «Домашняя лаборатория» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Перспективное планирование «Ребенок открывает мир природы, опытно-экспериментальная деятельность» во второй младшей группе 1. «Почему песок хорошо сыплется» Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость Песок, глина (Е. Н. Мартынова, И. М. Сучкова,стр.

Проект «Лаборатория цвета» Текст к презентации Современный мир стремителен и непредсказуем. Чтобы не потеряться в нем, человек должен быть пластичным, гибким, личностью.

Проект «Лаборатория любознательных ребят». Опытно-экспериментальная деятельность детей от 3 до 4 лет Актуальность проекта: Заключается в том, что экспериментирование дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а.

Экспериментальная лаборатория для детей с ТНРЭкспериментальная лаборатория для детей с ТНР Авторы: учитель - логопед Гончаренко О. Н., воспитатель Елисеева Ю. Г, В детском саду активно ведется работа по приобщению детей к опытно.

Занятие по познавательному развитию «Экспериментальная лаборатория»Занятие по познавательному развитию «Экспериментальная лаборатория» Экспериментальная лаборатория» Задачи: - Расширить представления детей о свойствах воздуха, обнаружить его в окружающем пространстве и выявить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование «Детская экспериментальная лаборатория»
Опубликовано: 22 января 2019 в 00:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД