Головкова Алиса
Детская лаборатория «Почему лопается шарик?»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская лаборатория «Почему лопается шарик?»
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Образовательные области: «Познавательно развитие», «Речевое развитие».
Программные задачи:
- создать условия для экспериментирования;
- учить детей делать выводы, развивать познавательный интерес;
- закреплять, расширять ранее полученные знания;
- познакомить детей с различным получением мыльного раствора.
Публикация «Детская лаборатория „Почему лопается шарик?“» размещена в разделах
Оборудование и материалы: текст стихотворения С. Я. Маршака «Мыльные пузыри», моющее средство, желатин, глицерин, вода, палочки для выдувания мыльных пузырей по количеству детей, перчатки шерстяные по количеству детей.
Ход работы
Мотивационно- ориентировочный этап
Проблемная ситуация «В стране Лопнувших Шариков»
Педагог читает с детьми стихотворение С. Я. Маршака «Мыльные пузыри» и они вместе «попадают» в страну Лопнувших Шариков. Возникает вопрос почему в этой стране все шарики лопаются, но проблема в том, где их взять? Интерес решить проблему приводит детей к цели: выяснить, как сделать мыльные пузыри. Педагог предлагает высказать предположения, идеи и найти новые ответы на возникший вопрос и приглашает детей в лабораторию.
Поисковый этап
Беседа «Из чего делают мыльные пузыри?»
Педагог предлагает вспомнить о правилах поведения в лаборатории.
Педагог знакомит детей с названиями новых и уже знакомых материалов, предметов и оборудования. Дети рассматривают объекты. Педагог предлагает подумать, как будут использованы предметы.
Выслушав высказывания детей, педагог дополняет их и рассказывает, что мыльные пузыри можно делать из различных материалов, из мыла, средства для мытья посуды, конечно воды. Для того, чтобы пузыри получались более устойчивые добавляют в них желатин, глицерин, сахар- рафинад и используют раствор теплым.
Практический этап
Экспериментирование «Почему лопаются шарики?»
Педагог показывает детям как приготовить раствор мыльных пузырей. Ребятам предлагается:
- проверить насколько хороший получился раствор (пускаем мыльные пузыри);
- определить, что нужно сделать, чтобы надуть большой мыльный пузырь (это зависит от размера кольца из которого выдувают мыльный пузырь);
- определить какой формы будет мыльный пузырь, если кольцо для выдувания будет квадратным или любой другой фигурной формы (круглый) ;
- пронаблюдать, что будет если трогать мыльный пузырь голыми руками и в шерстяных перчатках (если в перчатках трогать пузырь не лопнет, а голой рукой лопнет);
- понять, как потрогать мыльный пузырь, чтобы не повредить его (нужно обмакнуть руку в этом же мыльном растворе, т. е. если держим пузырь мыльной рукой и жир на руках не взаимодействует с поверхностью пузыря).
Педагог рассказывает детям как устроен мыльный пузырь. Педагог предлагает представить, что молекулы мыльного пузыря, которого надули это подружки. Они встали в хоровод и держатся за руки, но вот кто- то захотел увеличить этот круг. Связь между руками подружек, т. е. молекул нарушается и они лопаются. Разорвать круг между молекулами могут молекулы жира на руках. Они будто царапают поверхность натяжения воды. Поэтому шарик лопается.
Детям предлагается выдувать мыльные пузыри, посмотреть какие они получаются и подумать, что является помехой в выдувании и изготовлении (воздух и излишняя пена).
Рефлексивно- оценочный этап
Педагог предлагает детям высказать впечатления о работе в лаборатории, сделать выводы о проделанном. Рассказать, что нового, интересного они узнали. Так же рассказать то, что они уже знали.