Ирина Лекомцева
Дети с задержкой психического развития: факторы коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
Все родители хотели бы, чтобы их дети были умными и хорошо учились в школе. Но иногда реальность не совпадает с ожиданиями, и родители теряются: почему же такой талантливый ребенок не способен справиться с программой для первого класса и решить простые задачи? Произнесенные врачом слова «задержка психического развития» (ЗПР) звучат для них как гром среди ясного неба. Насколько страшен этот диагноз и что ждет малыша дальше? Самое главное, что должны осознать родители: ЗПР не имеет никакого отношения к умственной отсталости. Это совершенно разные вещи, поэтому самое страшное, что могут сделать взрослые окружающие ребенка – это допустить в своей речи выражения типа «дурак» или «дебил», которые лишь убедят ребенка в его несостоятельности и неспособности к обучению. Задержка психического развития (ЗПР) – это именно замедление темпа развития психики. Оно выражается в незрелости мышления ребенка и его сниженной способностью заниматься интеллектуальной деятельностью. Дети с ЗПР больше любят играть, чем учиться – им сложно сосредоточиться на учебном процессе. Диагностика задержки психического развития В подавляющем большинстве случаев диагноз ЗПР ставится ребенку после начала обучения в школе. Непосредственно после рождения и в первый год жизни такой диагноз поставить нельзя – дети с ЗПР в этом возрасте ничем не отличаются от сверстников. Однако заподозрить проблему можно и в дошкольном возрасте. К сожалению, родители склонны переоценивать способности своих детей, и если они замечают, что их ребенок плохо усваивает учебный материал, то считают, что это вопрос времени, и не может быть больших проблем в детском саду. Между тем задержка психического развития дошкольников вполне может быть своевременно выявлена при внимательном отношении родителей и воспитателей. Следует насторожиться, если у дошкольника имеются несколько симптомов из нижеперечисленных: Ребенок плохо различает форму и величину предметов; Ему сложно оценить фактуру поверхности предмета (гладкий-шершавый, его температуру (теплый-прохладный); Он плохо выделяет структурные элементы предмета (из каких деталей предмет состоит); Ребенок плохо запоминает полученную информацию; У него в речи часто встречаются неправильные грамматические конструкции, ему сложно употреблять некоторые грамматические формы. На задержку психического развития дошкольников, как правило, обращает внимание именно логопед, к которому попадает на прием ребенок. Однако нужно иметь в виду, что обследование должно быть комплексным – малыша нужно показать не только логопеду, но и невропатологу и психологу, а возможно, и психиатру. Именно эта схема вызывает затруднение у родителей, поскольку механизм постановки диагноза предполагает прохождение специальной комиссии, состоящей из нескольких человек, включая специалиста-дефектолога. Коррекция задержки психического развития еще раз обратим ваше внимание на тот факт, что диагноз у детей с задержкой психического развития не ставится в раннем возрасте. Более того, возможны лишь отклонения со стороны речевого развития ребенка, но не психоэмоционального. Специальные речевые детские сады и занятия по определенным программам помогут ребенку догнать своих сверстников. Однако если на проблему не обратили вовремя внимания, посчитав ее несущественной, в школе она может обостриться. Дети с задержкой психического развития к началу обучения просто не готовы: они не владеют в нужной степени такими операциями, как анализ и синтез, абстрагирование и сравнение. Тем не менее, дети способны выполнять большинство предложенных заданий – однако скорость выполнения будет немного ниже нормы. В этом заключается отличие ЗПР от умственной отсталости. Проблемы с речью приведут к медленному освоению чтения и письма. Всегда ли необходимо переводить ребенка с ЗПР в коррекционный класс, ведь это для многих родителей звучит как приговор? С какими сложностями столкнутся дети с задержкой психического развития в школе? Главная их особенность – они продолжают себя вести, как дошкольники, предпочитая играть, а не учиться. Учиться им не хочется, мотивация на посещение школьных занятий крайне низка. Можно выделить два варианта поведения детей с ЗПР: в первом случае задержка происходит на уровне эмоциональной сферы, а не интеллектуальной, а во втором – наоборот. На практике дети из первой группы очень общительны, они играют в разнообразные игры, но уровень их эмоций соответствуют детям младшего возраста. Они испытывают затруднения в вопросах дисциплины и самоорганизации, быстро устают от однообразной деятельности. Дети с задержкой психического развития из второй группы склонны к застенчивости и робости поведения и очень тяжело переживают свои неудачи и плохие оценки. Однако их поведение в школе адекватно, на уроках они дисциплинированы. Далеко не во всех случаях может потребоваться перевод ребенка в класс коррекции задержки психического развития. Однако и перевод вовсе не означает того факта, что ребенок не будет способен в дальнейшем к обучению в обычном классе. Самое главное для родителей – понять особенности своего малыша и создать для него нужную обстановку дома, организовав четкий распорядок дня. Две самые распространенные ошибки, которые допускают родители, это либо гиперопека ребенка с ЗПР и отношение к нему как к маленькому, либо, наоборот, завышенные требования. Во втором случае родители считают, что чем больше они будут заниматься с малышом, тем быстрее он догонит сверстников в развитии. Но результат может быть обратным: перегрузка психики ребенка и его нервные срывы. Родителям нужно будет периодически проходить с ребенком диагностику задержки психического развития и следовать рекомендациям специалистов. В таком случае шансы на быструю коррекцию высоки.